5 причин посмотреть «Воспоминания об убийстве» — культовый южнокорейский триллер о серийном убийце из Хвасона

История о серии убийств женщин в 90-е годы в Корее не только принесла славу ее автору Пону Чжун Хо («Паразиты»), но и вдохновила Дэвида Финчера на создание «Зодиака».
Теги:
5 причин посмотреть «Воспоминания об убийстве» — культовый южнокорейский триллер о серийном убийце из Хвасона 
«Иноекино»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реальная история

Южная Корея, 1986 год. Провинциальный город Хвасон охвачен ужасом из-за серии убийств женщин одним и тем же извращенным способом. На помощь местному детективу Паку и его помощнику Чо из столицы прибывает опытный сыщик Со. Пак и Чо не чураются самых жестоких методов расследования и допроса, тогда как Со пытается разобраться с немногочисленными уликами — тем временем убийства продолжаются, а дело становится все более запутанным... «Воспоминания об убийстве» осмысляют подлинную историю маньяка, орудовавшего с 1986 по 1991 год в городе Хвасон, — это дело на 30 лет стало самым громким нераскрытым преступлением страны. Главная сюжетная линия разворачивается на фоне реально происходивших в те годы массовых акций протестов. Это сложный авторитарный период в жизни государства, время жестокого подавления любой оппозиции и инакомыслия.

«Воспоминания об убийстве»
«Воспоминания об убийстве»
«Иноекино»

Оскароносный режиссер

«Воспоминания об убийстве» — второй полнометражный фильм Пон Чжун Хо, ставшего суперзвездой мирового кино в 2019-2020 годах после триумфа «Паразитов», взявших четыре премии «Оскар» и главную премию Каннского кинофестиваля. Но и раньше ошеломительного успеха «Паразитов» Пон Чжун Хо пользовался признанием мирового киносообщества: режиссерский дебют «Лающие собаки никогда не кусают» принес режиссеру награду FIPRESCI на фестивале в Гонконге и премию «Большие надежды» на Мюнхенском кинофестивале, антиутопия «Сквозь снег» с Крисом Эвансом и Тильдой Суинтон стала первым англоязычным фильмом режиссера. «Воспоминания об убийстве» же называют духовным предшественником таких психологических триллеров, как «Зодиак» Дэвида Финчера и сериала «Настоящий детектив». Среди фанатов «Воспоминаний» числятся и многие режиссеры, главный из которых — Квентин Тарантино, постоянно называющий фильм в числе своих любимых.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Воспоминания об убийстве»
«Воспоминания об убийстве»
«Иноекино»

Внимание к деталям

«Воспоминания об убийстве» не просто основаны на реальных событиях — но и буквально воспроизводят на экране некоторые эпизоды самого резонансного расследования в истории Южной Кореи. Один из самых запоминающихся образов фильма — пугало с надписью «Сдавайся, иначе умрешь и сгниешь» на поле, где было совершено одно из убийств. Можно подумать, что его установили местные жители, но в действительности это было делом рук полиции, желавшей найти преступника любым путем. Еще один абсурдный момент, который мог бы показаться плодом фантазии Пона Чжун Хо, но произошел на самом деле, — привлечение к расследованию гадалок. Одна из них сказала, что вход в полицейский участок расположен неправильно и поэтому приносит неудачу. Вход передвинули на 10 метров — удачи, увы, не прибавилось. Другая гадалка предложила полицейским задобрить духов тем, чтобы искупаться в море голыми. В последнюю ночь января двое высокопоставленных чинов в самом деле отправились на берег Желтого моря и, дрожа от холода, окатились ледяной водой. Ритуал, к счастью или нет, был прерван военным патрулем, так что невозможно определить, как он повлиял на ход дела. Этот эпизод, кстати, в фильм не попал, но Пон сохранил главное: сочетание отчаяния и нелепых ситуаций, которыми было пропитано расследование.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Воспоминания об убийстве»
«Воспоминания об убийстве»
«Иноекино»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Память и эмоции

В центре повествования — трио детективов, и через динамику их взаимоотношений Пон Чжун Хо не только выстраивает захватывающий детектив, но и исследует границы полицейской морали, память и природу человека вообще. Режиссер объясняет, почему он стремился показать события максимально правдоподобно, ухватить саму суть расследования, наполненного яростью, фрустрацией и лабиринтами из тупиковых ситуаций: «В Корее существует богатая традиция криминальных фильмов, которые отличаются от голливудских триллеров, сосредоточенных на сюжетной составляющей. Корейские фильмы старого стиля по сути своей очень человечные и эмоциональные — это мне в них и нравится, именно это я и хотел сделать в "Воспоминаниях". Мне всегда нравились детективы, в школе я ими зачитывался. Мне интересно наблюдать за поведением людей, втянутых в преступление. Я прочитал все газетные заметки, а затем много разговаривал с причастными людьми: журналистами, детективами, местными жителями. Наибольшее впечатление на меня произвел бывший полицейский, который работал над этим делом. Больше всего меня поразило, насколько сильно он жаждал поймать преступника».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Воспоминания об убийстве»
«Воспоминания об убийстве»
«Иноекино»

Новое корейское кино

В XX веке Корея успела побыть японской колонией, расколоться надвое, пережить братскую войну, попасть под влияние США, изжить его, стать авторитарной, осуществить экономическое чудо, пройти демократизацию и наконец стать страной, чьи фильмы мы смотрим сегодня. Из-за иных культурных норм кино Кореи смело чертит пределы допустимого: Ким Ки Дук и Пак Чхан Ук шокируют, изобретательная жестокость триллера «Я видел дьявола» выставляет Финчера режиссером детсадовских утренников. Новое кино говорит о былых и существующих травмах: «Объединенная зона безопасности» (2000) показывает частную историю отношений южных и северных корейцев, «Шири» (1999, первый блокбастер волны) заворачивает эти отношения в упаковку триллера. «Воспоминания об убийстве» (2003) затрагивают болезненную тему студенческих протестов 1980-х, а в сердце «Олдбоя» (2003) — подавленные воспоминания.