Всему голова: каким получился «Левашовский хлебозавод» — новое культурное пространство в Санкт-Петербурге

После долгой реконструкции на Петроградской стороне снова открылся хлебозавод с цилиндрическим корпусом — теперь он стал общедоступным культурным центром с богатой историей и большими планами. Рассказываем, как в Санкт-Петербурге стало на одну точку притяжения больше.
Всему голова: каким получился «Левашовский хлебозавод» — новое культурное пространство в Санкт-Петербурге
Фото пресс-службы

Памятник конструктивизма

«Это, конечно, не реставрация», — замечает один заслуженный искусствовед, осматривая внутренние помещения обновленного культурного пространства. Но о реставрации действительно речь не идет: группа RBI, выступившая инвестором проекта, провела полную, хоть и бережную, реконструкцию. Реставрировать было попросту почти нечего — и это непростая история, но со счастливым концом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ленинградский хлебозавод №2 на Петроградской стороне, он же Левашовский, — памятник конструктивизма, построенный по проекту инженера Георгия Марсакова еще в 1930-х. Проект Марсакова стал для своего времени прорывным: цилиндрический цех обеспечивал кольцевую технологию хлебопечения и увеличивал производительность. В Москве таких хлебозаводов было построено пять (два из них мы теперь знаем как «Хлебозавод №9» и центр «Зотов»), а в Санкт-Петербурге — всего два. Левашовский хлебозавод проработал по прямому назначению вплоть до начала 2010-х, после чего все же закрылся. На месте бывших хлебопекарных цехов развернулись разные малые непрофильные предприятия, от магазинчиков до шиномонтажа, строения обрастали пристройками и ветшали.

Ленинградский хлебозавод №2 в 1930-е
Ленинградский хлебозавод №2 в 1930-е
Фото пресс-службы

Несмотря на то что в 2012 году здание получило статус регионального объекта культурного наследия, находилось оно в полуразрушенном состоянии и эксперты предсказывали, что стоять ему осталось считаные годы. И все же группа RBI взялась за восстановление хлебозавода даже вопреки особенно жестким требованиям властей города к реконструкции охраняемых зданий — привлеченные архитекторы из ABD Architects назвали проект интересным вызовом в рамках ограничений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реконструкция продлилась без малого пять лет, с 2018-го, а затраты составили 1,2 млрд рублей. Убрали все поздние пристройки, расчистили и укрепили исторические конструкции, поменяли кровли и перекрытия нескольких корпусов — в том числе 13-метровый купол над цилиндрическим цехом котельной. Форма была продиктована техникой безопасности: если произойдет взрыв, то крышу вышибет вверх. Теперь купол перекрыли деревянными балками-ребрами, что позволило придать пространству нужную акустику — в «Творческой котельной», которой оно стало, будут проводить концерты, лекции и выступления. А вот кирпичную кладку цеха полностью сохранили, аккуратно очистив 35 тыс. кирпичей. Насколько могли, сохранили и напольную плитку, перила, ступеньки — заботливо и с большим уважением.

Крыша «Творческой котельной»
Крыша «Творческой котельной»
Фото пресс-службы

Точка притяжения

«Мы считаем Питер культурной столицей, но нам не хватает точек притяжения», — справедливо замечают девелоперы на официальном открытии нового пространства. Культурный центр «Левашовский хлебозавод» как раз должен стать такой точкой — для этого тут есть все.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стратегический партнер и куратор пространства — школа Masters во главе с искусствоведом Полиной Бондаревой — будет проводить здесь разные образовательные программы по архитектуре, искусству и культуре в целом. Этим летом в планах значатся концерты (прямо сейчас проходит цикл классических концертов Pianissimo), совместный выставочный проект с фондом Ruarts и не только. В июле заработает летний кинотеатр, и курировать программу будет команда московского центра «Зотов» — интересная точка соприкосновения двух похожих по изначальной функции зданий в разных городах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото пресс-службы
Фото пресс-службы

Перед входом гостей встречает аудиоинсталляция искусствоведа Дмитрия Ренанского и композитора Владимира Раннего «Левашовский хлебозавод. Активируя пространство», созданная специально к открытию. Первая часть в сквере посвящена истории хлебозавода, вторая разместилась внутри, в «Творческой котельной», — музыка композитора вступает в диалог с исторической архитектурой.

Уже сейчас по пространству хлебозавода можно прогуляться с аудиогидом, записанным арт-медиатором и преподавательницей Masters Натальей Агаповой, и посмотреть выставку об истории конструктивизма в целом и изобретении Марсакова в частности — это постоянная экспозиция, расположившаяся в центральной части холла-ротонды. А если тема заинтересует, то можно записаться на лекционный курс «Архитектура в авангарде: как выглядело будущее сто лет назад» архитектурного критика Марии Элькиной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Экспозиция в ротонде хлебозавода
Экспозиция в ротонде хлебозавода
Фото пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На «Левашовском хлебозаводе» будет коворкинг с библиотекой книг по культуре, а сейчас открыты галерея RBI с избранными произведениями искусства из коллекции компании и чайная гостиная — камерная площадка для чаепитий с акцентом на русской чайной культуре проекта The Therapie, где также планируют устраивать встречи с художниками, дискуссии и выставки.

Прошлое и настоящее

Еще одна открытая для посещения часть «Левашовского хлебозавода», с одной стороны, резко контрастирует с графичным и аккуратным конструктивистским окружением, с другой — является его сердцем. Дверь в комнату, замаскированная под вход в ленинградскую коммунальную квартиру со старыми дверными звонками и наклеенными на стены потрепанными рукописными объявлениями, на первый взгляд, сбивает с толку. А дальше гости попадают в тотальную инсталляцию, которая ставит все на свои места.

Вход в «Блокадный мемориал»
Вход в «Блокадный мемориал»
Фото пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хлебозавод №2 не останавливался ни на день с 1933 года, в том числе в военные годы: он проработал всю блокаду. Этому и посвящена комната с мультимедийной экспозицией за «коммунальной» дверью — «Блокадный мемориал на Левашовском хлебозаводе», придуманный командой «Дома культуры Льва Лурье» и воплощенный Ascreen. В течение 12 минут зрители погружаются в атмосферу блокадного времени и видят имена всех 3411 человек, живших и погибших с сентября 1941 года по октябрь 1943-го в квартале, где расположился хлебозавод. По словам Льва Лурье, это пространство можно сравнить с часовней — сакральным местом, где можно отрешиться от повседневной суеты, помолчать и подумать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Инсталляция и правда мощно перетряхивает восприятие: выходя из комнаты прошлого, начинаешь по-другому смотреть на окружающее настоящее. Связь с историей придает культурному пространству дополнительные смыслы, оттеняет, углубляет. Пожалуй, именно за этим и стоит идти на «Левашовский хлебозавод».

Внутри «Блокадного мемориала» на Левашовском хлебозаводе
Внутри «Блокадного мемориала» на Левашовском хлебозаводе
Фото пресс-службы