Новая жизнь с характером: рассказываем о проекте ревитализации здания Центрального телеграфа
Архитектура прошлого — основа будущего городов
Преемственность времени и эстафета новаторства — так можно охарактеризовать работу над ревитализацией здания Центрального телеграфа, проект приспособления к современному использованию которого разработало бюро David Chipperfield Architects. Советский архитектурный авангард всегда был близок Дэвиду Чипперфильду стилистически и идейно — от романтизированного модернизма фабрики «Красное знамя» в Петербурге (бюро работало над проектом реконструкции объекта, однако он так и не был реализован) до более зрелого Центрального телеграфа в Москве, построенного в 1927 году по проекту архитектора Ивана Рерберга.
Здания двух столиц — Центральный телеграф и фабрика «Красное знамя» — отражение ключевых идеологических, практически тектонических изменений в обществе России того времени, диктующих задачу сохранения концептуальной особенности при новом актуальном наполнении. И такие задачи можно назвать визитной карточкой работы бюро Дэвида Чипперфильда.
Обращение к зарубежному опыту в работе над ключевыми историческими объектами — возможность взаимоопыления команд проекта с точки зрения мировой экспертизы и ее приложения к конкретной территории.
Бюро Дэвида Чипперфильда разработало проект ревитализации Центрального телеграфа, который местная команда адаптирует к требованиям законодательства и особенностям локального культурного кода. Территориально и контекстуально разнообразные компетенции зарубежного бюро дают совершенно иную оптику в работе с историческими объектами. В случае с проектом Центрального телеграфа выбор бюро Дэвида Чипперфильда идеален: это и быстрое погружение в контекст благодаря долгосрочной работе со схожим архитектурным контекстом (проекты фабрики «Красное знамя» и гаража Константина Мельникова), и ценный опыт работы с архитектурным наследием.
Показательный с точки зрения работы с мировым архитектурным наследием и один из самых известных проектов Дэвида Чипперфильда — Новый музей в Берлине. Проект стал столь известен в том числе из-за объема консервации — сохранения исторической памяти: следов пожаров, бомбежек и просто времени как в экстерьере, так и в интерьере здания. Сохранение и репрезентация даже самых больных временных следов — стиль работы архитектора, «радикального в своей сдержанности», по мнению жюри Притцкеровской премии, самой престижной в области архитектуры в мире.
Другой пример реконструкции исторического здания по проекту бюро — здания Старых прокураций в Венеции — настолько же желанный для любого архитектора, насколько пугающий с точки зрения ответственности за представление многовековой истории страны — колыбели мировой культуры и искусства. И вновь блестящее решение: бережное сохранение при актуализации наполнения за счет тонких архитектурных интеграций — лестничных проемов, соединяющих разные объемы здания, благодаря чему все здание становится доступным для зрителя-гостя. Разработка публичного пространства, которое подразумевает мультижанровое использование (выставки, концерты, киносеансы), — это не только дань времени, но и поддержка принципа открытости здания, его нового содержания для широкой аудитории. Последнее особенно важно для работы с историческим наследием, не только архитектурным, — сохранение и показ аудитории.
Стиль работы бюро называют «археологией» или «хирургией» в архитектуре: Новый музей в Берлине, Королевская академия художеств, здание Старых прокураций в Венеции — своего рода каталогизация, архивация наследия и показ его современным архитектурным инструментарием зрителю.
Ткань города: включение исторического объекта в городскую инфраструктуру
В случае со зданием Центрального телеграфа в Москве принципы работы бюро Дэвида Чипперфильда оказались близки девелоперской компании Vos’hod, профессиональным вектором которой является бережное сохранение истории объекта, в том числе некогда потерявшего свою функцию (как раз пример работы над проектом Центрального телеграфа), а также «человекоцентричный» подход: любое пространство прежде всего должно быть комфортным для людей, которые будут в нем находиться.
При работе с историческим объектом одного сохранения недостаточно — здание необходимо включать в городскую жизнь, поэтому одновременно с бережной реставрацией архитектурного облика меняется в соответствии с запросами времени внутреннее наполнение. Здание Центрального телеграфа в этом случае показательно. Это прообраз современного технополиса — некогда новаторские инженерные решения и мультижанровость функций: от создания связи до развитой инфраструктуры для сотрудников (ясли, библиотека, прачечная, квартиры для руководства и т. д.). В программировании актуального наполнения здания эта система мультижанровости сохранена.
Этот же принцип многофункциональности присутствует в Sony Center в Берлине и La Rinascente в Милане — ведущих проектах бюро Дэвида Чипперфильда по актуализации культурного кода памяти места. Проект Центрального телеграфа предполагает торговую галерею, гастрономическую и выставочную часть — функциональные пространства, необходимость в которых диктуется временем и запросами современных жителей мегаполиса.
Genius loci — гений места
Лозунгом работы бюро Дэвида Чипперфильда можно считать слова его основателя: «Мы не наследуем землю родителей — мы одалживаем ее у наших детей». Это своеобразный принцип функционирования системы городов на основе запросов их жителей: жилое строительство при развитой досуговой инфраструктуре, сохранение культурного кода территории, историческая связь человеческих и «архитектурных» поколений — и все это заложено в проекте Центрального телеграфа.
Этот принцип не только сохраняется, но и дополняется вторым, не менее важным — genius loci — в проектах девелоперской компаний Vos’hod. Бережное сохранение и адаптация исторического объекта невозможны без уважительного отношения к его «духу» — так трактуется известный еще с античных времен латинский термин. Здание не может существовать вне места, это всегда конкретная территория с «индивидуальным характером», который важно не только не растерять в процессе работы над архитектурным проектом, но и подчеркнуть в его современной адаптации.
Учитывая совпадения этих двух принципов работы над объектами культурного и исторического значения архитектурного бюро Дэвида Чиппефильда и девелоперской компании Vos’hod, можно утверждать: у здания Центрального телеграфа есть все шансы сохранить уникальный характер, а также стать актуальным и востребованным для современных жителей мегаполиса.
Реклама. ООО «Центральный Телеграф»