Лихие и поэтичные: как современные фильмы и сериалы переосмысливают эпоху 1990-х
Тренд в отечественном кино на эпоху 1990-х возник давно и всегда выражался по-разному. Например, Алексей Балабанов в своем «Кочегаре» пытался обнаружить в былой эпохе ключи к пониманию того, почему мы так крепко связаны с этим временем и в конечном счете проиграли ему. А сериал «90-е. Весело и громко» смотрел на прошлое сквозь розовые очки, нивелируя все ужасы 1990-х.
В последние годы историй про 1990-е тоже становится больше, а образ эпохи — богаче. Кажется, что это не только попытка авторов отрефлексировать прошлое, но и возможность сбежать от настоящего. В нынешние времена снимать кино все сложнее, ограничений с каждым днем больше и эскапизм в мир 30-летней давности кажется спасением. Как писал Чарльз Диккенс в своей «Повести о двух городах», «это было прекрасное время, это было злосчастное время». Применяя эту же формулу неоднозначности, разбираемся, какими глазами смотрит на 1990-е кино из сегодняшнего дня.
Это было злосчастное время
«1993» (2023)
В 30-ю годовщину страшных событий октябрьского переворота 1993-го Александр Велединский («Бригада», «Географ глобус пропил») пытается взглянуть на те события снова. Ведь большое, как известно, видится на расстоянии. В основу сценария вошли и реальная хроника, и книга Сергея Шаргунова, ставшая своего рода печатным свидетельством октябрьского путча.
Главными голосами и глазами этих событий и в книге, и в фильме становятся супруги Виктор и Лена, работающие в аварийной службе. Но перед аварией государственного масштаба они бессильны. Когда случается «Штурм Белого дома», герои оказываются по разные стороны баррикад. Но на фоне всеобщего хаоса Виктор и Лена пытаются спасти семью и найти способ примириться, вопреки разным взглядам на происходящее.
В «1993» Велединский намеренно не сгущает краски, но и не романтизирует события, изменившие ход истории страны. Это картина про крах привычного мира и стойкое желание людей сохранить себя и близких, когда все вокруг горит и кажется, что в этом пламени никто не уцелеет.
«Бык» (2019)
Дебютная картина режиссера Бориса Акопова тоже всматривалась в эпоху без лишней очарованности. Напротив, мир «Быка» — это выжженная земля с пустыми прилавками магазинов, повальной безработицей и властью криминала. В этой истории сильнее тот, чья пушка не дает осечек, а кулак тверже лица противника.
Главный герой Антон Быков, по прозвищу Бык (Юра Борисов), оказывается должен местному криминальному авторитету. И чем сильнее он сопротивляется преступному миру, тем сильнее проигрывает ему. Не спасает даже любовь девушки Тани — такой же жертвы обстоятельств, пытающейся выжить в мире, в котором нет правил. «Бык» отказывался вглядывать в 1990-е с ностальгией, лишая пространство кадра солнечного света, а саму историю — надежды. Из мира этой истории хочется поскорее сбежать и никогда не оглядываться.
«Маша» (2020)
1990-е в «Маше» Анастасии Пальчиковой представлены через оптику подростка, который не видит зла. Главная героиня Маша (Полина Гухман) — старшеклассница, которую особенно тепло опекает ее дядя — криминальный авторитет по прозвищу «Крестный» (Максим Суханов). Девочка видит только одну сторону жизни родственника, не подозревая, что за порогом их дома он — человек, несущий смерть. Маша мечтает стать певицей, водит дружбу с опасными пацанчиками на районе и мечтает выйти замуж за своего парня, далекого от преступной романтики.
Повзрослев, Маша (Анна Чиповская) переосмысливает свое детство, находя в нем не столько причины для ностальгии, сколько повод для горьких слез. Тем более что опасное прошлое никуда не исчезло и продолжает преследовать ее.
«Лихие», «Рыжий» (2023)
Вместе с «1993» и недавно стартовавшим сериалом «Лада Голд», затрагивающим эпоху 1990-х по касательной, в ближайшее время также выйдут еще два проекта про лихое время. Первый — сериал Юрия Быкова, который так и называется: «Лихие». Второй — фильм Семена Серзина «Рыжий», премьера которого состоится на первом фестивале актуального российского кино «Маяк».
Любопытно, что оба эти проекта уезжают далеко за пределы столичного Третьего кольца. События «Лихих» будут разворачиваться в тайге, Хабаровском крае. Героев этого проекта испытают на прочность не только сибирские морозы, но и холод металла в руках тех, кто направит на тебя дуло своего пистолета. Персонажи сериала окажутся в настоящей мясорубке криминальных разборок. Автор и режиссер проекта Юрий Быков анонсирует его как страшную повесть о времени, из которого мы чудом выбрались живыми, но многих оно перемололо в труху. Сам режиссер заявил, что «Лихими» намерен поставить точку в своем авторском исследовании 1990-х.
События картины «Рыжий» развернутся в Екатеринбурге, где жил настоящий поэт своей эпохи Борис Рыжий (Евгений Алехин). Несмотря на коварство времени и его обреченность, Рыжий умел высекать в этой тьме настоящую магию. Его творчество — живой сплав горькой реальности и надежды на лучшее, которая словно бы против воли автора пробиралась в его поэзию. Фильм «Рыжий» обещает стать портретом человека, который даже на пепелище умудрялся видеть под ногами звезды.
Это было прекрасное время
«На тебе сошелся клином белый свет» (2021)
Еще один поэтический образ эпохи. События фильма Игоря Поплаухина разворачиваются на расколе времен — в 1991 году, когда 1980-е с крушением Союза уже остались позади, а новое десятилетие с его ветром перемен еще скорее манит неизвестностью, чем пугает ею. В центре истории — Янка Дягилева (Кира Пиевская), важный голос эпохи, который внезапно оборвался осенью 1991-го, когда певица умерла при невыясненных обстоятельствах.
«На тебе сошелся клином белый свет» надевает на зрителя шоры, фокусирующие его внимание не на самой эпохе и мире вокруг, а на его обитателях — одиноких романтиках, больших художниках и людей новой формации, которым кажется, что сейчас настало их время. В этой истории Поплаухина мало интересует судьба страны, но текст фильма настаивает: судьба любого государства обречена, если оно не бережет своих поэтов.
«Мир! Дружба! Жвачка!» (2020...)
Абсолютная противоположность мрачных криминальных драм про 1990-е, в которых эпоха — увлекательная раскраска, яркий фантик от жвачки, шипучка в Coca-Cola и кислотного цвета одежда, которая у всех была одинаковая, но такая особенная. Мир этого сериала, вопреки наличию бандитов и пустых холодильников, — это пространство вечного лета, каким и ощущается детство. Герои помладше преодолевают все трудности вместе, вернувшиеся из Афгана герои постарше какие-то душевные и верные идеалам, и кажется, что все еще обязательно будет.
Любопытно, что к третьему сезону сериал, как и его герои, становится окончательно взрослым и прощается со многими иллюзиями детства. Отныне мир — полная неизвестность, вернувшиеся с войны герои продолжают носить ее разрушающее свойство в себе, а дружба — конечна. Даже герой Юры Борисова на вопрос, в чем сила, горько признается: «Хотел бы я знать».
«Купе номер шесть» (2021)
И снова Юра Борисов в антураже 1990-х. На этот раз герои фильма существуют будто бы в отрыве от внешнего мира, скрываясь в своем собственном. Их мир — купе поезда, которое становится пристанищем для двух путников. Кто-то из них лишен цели в жизни, кто-то только ею и спасаем. За окном может быть ненастье, разруха и беспросветность, но внутри их купе — свой островок покоя. Где-то за кадром остаются приметы времени, которое кажется безликим, но точно не беспросветным.
«Купе номер шесть» — история про эскапизм как спасение от страшного времени. Картина показывает, что даже самые темные времена не помеха для зарождения любви. А она, как известно, выживает в любые времена: и плохие, и хорошие.
«Батя»
Картина Дмитрия Ефимовича — будто купюра, порванная на две части: первая — современность, в которой взрослый герой уже сам отец; вторая — его детство, которое неразрывно связано с фигурой отца (Владимир Вдовиченков). Проект вырос из серии ностальгирующих о детстве в 1990-е роликах, и кажется, что ощущение тоски по ушедшему времени — главный движок истории.
Вопреки устоявшемуся выражению про лихое время, Наина Ельцина когда-то оценила 1990-е как «святое время». Со временем выражение «святые 90-е» стало интернет-мемом, но кажется, что именно с такой нежностью смотрит на период своего детства главный герой «Бати». Было голодно, холодно и пусто, но все плохое перекрывала любовь отца — человека спорного, но любящего тебя так, что за спиной вырастали крылья. Да и вообще, в детстве конфеты вкуснее, самая страшная беда — двойка в школе, а главная уверенность в жизни — что смерти нет.