За что мы любим рождественские фильмы: 7 главных сюжетных линий
Включить «Иронию судьбы», когда накрываешь на стол. А еще раньше пересмотреть в сотый раз «Служебный роман» или «Любовь и голуби», когда нарезаешь салаты. Да, последние два никак не связаны с Новым годом, но поднимают настроение. А ближе под утро можно включить «Елки» — благо франшиза такая огромная, что может транслироваться фоном хоть до вечера следующего дня.
И пока у нас в очередной раз пересматриваются советские и российские комедии на любой лад, американский зритель погружается в ностальгию с помощью телеканала Hallmark — круглогодичного и главного поставщика семейного, праздничного и обнадеживающего кино, в котором все, всегда и со всеми хорошо заканчивается. Эти фильмы можно обвинять в излишней слащавости, манипулятивной сентиментальности и шаблонности. Но раз в год и палка стреляет, а каждый из нас хочет поверить в чудо. И праздничные картины — лучшие поставщики новогоднего и рождественского настроения.
Основой основ для иностранных рождественских фильмов считается «Рождественская песнь» Чарльза Диккенса. Повесть-сказка британского романиста вышла в 1843 году и после изобретения кинематографа экранизировалась бессчетное количество раз: в формате полных метров, короткометражных фильмов, анимации и сериалов. На разный лад пересказывался сюжет произведения, а также снимались фильмы, например, о том как Диккенс придумал свою нетленную «Рождественскую песнь» (смотрите «Необыкновенная история на Рождество» Бхарата Наллури).
Но любопытно, какой путь прошел сам жанр новогодних фильмов — вроде бы очень стандартный, а в то же время своеобразный. Новогодним фильмам прощаются многие сценарные клише, потому что их ключевая задача — утешить нас и подбодрить.
Изначально праздничные фильмы идеализировали новогоднюю пору как долгожданную возможность провести время в кругу близких. Но в начале нулевых произошла ревизия привычного шаблона, и голливудские рождественские картины, напротив, стали иронизировать над семейными традициями, допуская, что праздник с близкими не всегда приносит счастье. А иногда и вовсе напоминает пытку, которую всеми силами хочется избежать. Но, даже вопреки этим разночтениям, праздничное зимнее кино все еще очень канонично и состоит из следующих обязательных составляющих.
Главная героиня/герой планирует поездку на праздники домой (доезжает или пытается доехать, не доезжает)
Традиционно это житель (жительница) мегаполиса, который отправляется на праздники в свой родной дом — к родителям и многочисленной родне. Город детства должен быть маленьким и уютным: здесь все знают всех, дружат с пеленок и помнят миллион историй про детство и юность друг друга. Если герой доезжает до пункта назначения («Отпуск по обмену», «Замерзшая в Майами», «Пережить Рождество»), он заново выстраивает отношения со старыми друзьями или выстраивает новые отношения с незнакомцами.
В случае, когда герой не может попасть на праздники домой («Самолетом, поездом, машиной»), сам путь оборачивается незабываемым путешествием, с помощью которого герой может взглянуть иначе на собственную жизнь и отношения с близкими. Но случается так, что, вопреки всем усилиям, не удается добраться до цели, как, например, в свежем фильме Александра Пэйна «Оставленные». Его такие разные герои вынуждены остаться на Рождество в стенах престижной частной школы. Однако вынужденное соседство и развеянный в воздухе дух Рождества примиряют их, напоминая, что душевная близость — самый ценный подарок.
Дети помогают найти вторую половинку своему холостому или овдовевшему родителю
Только бессердечный может не переживать за судьбу героя-вдовца Лиама Нисона из «Реальной любви», которого сын сумел свести с героиней Клаудии Шиффер. Поиск семьи — распространенный сценарный троп новогодних фильмов, потому что это время чудес, надежды и любви. Аналогичные поиски новых родителей и даже целых семей накануне Рождества были показаны в «Семье напрокат», «Потерянном Рождестве» и «Рождественском благословении».
Любовь случается
В новогоднюю и рождественскую ночь можно обрести семью и мир в душе, а можно встретить любовь всей своей жизни. Уже упомянутый выше телеканал Hallmark на этом ключевом принципе строит сюжет каждого своего праздничного фильма. Теме поиска любви посвящены такие новогодние хиты, как «Отпуск по обмену», «Реальная любовь», «Рождество на двоих», «Пара на праздники» и другие.
Ребенок, который должен исправиться, а заодно и вернуть веру в чудеса кому-то из своих близких
Кевин Маккалистер в исполнении Маколея Калкина — самый одинокий в новогоднюю ночь ребенок на свете. Но один дома он остался, потому что был наказан за проказы и сослан спать на чердак, где его благополучно забыли родители, в спешке собиравшиеся в аэропорт. По ходу развития сюжета Кевин не только учился самостоятельности (и методам защиты недвижимого имущества), но и переосмысливал отношения с родителями, братьями и сестрами. А те, в свою очередь, начинали верить в праздничное чудо, ведь не личной же смекалкой ребенка объяснить тот факт, что и Кевин, и дом уцелели во время нападения горе-грабителей.
Подобной внутренней трансформации подвергались, например, герои «8-битного Рождества» и картины «Рождество каждый день».
Должен быть злодей: буквальный или фигуральный
В «Один дома» центральными антагонистами были домушники. В «Гринч — похититель Рождества» — зеленый монстр Гринч, укравший все детские подарки. Но не всегда злодей оказывается буквальным. Например, внешние препятствия или душевный разлад героев может стать тем «злодеем», которого им необходимо одолеть в рождественскую или новогоднюю ночь.
«Любите Куперов» рассказывает о семье, членам которой почти невозможно усидеть за одним столом — так велика их разобщенность друг с другом. В «Семьянине» герой Николаса Кейджа — свой главный враг, потому что цинично отказывался от версии реальности, в которой лишался богатства, но получал взамен любящую семью. В «Пока ты спал» проблемы создает ложь героини Сандры Буллок. В «Поменяться местами» герой-богач терял контроль над своей жизнью из-за козней конкурентов по бизнесу. А в «Подручном Хадсакера» братьев Коэн центральный персонаж становился пешкой в закулисных играх вышестоящего руководства.
И, только преодолев все эти препятствия, герои обретают заветный шанс на счастливый праздник и, если Санта окажется особенно щедр, на счастливую дальнейшую жизнь тоже.
Время чудес
Пока одни борются с внутренними демонами и за сердца своих любимых, другие пытаются отыскать в мире хотя бы остатки магии. Иногда праздничные фильмы строятся на допущении, что Рождество и Новый год — время чудес, когда может случиться даже самое немыслимое.
В «Дне сурка» герой Билла Мюррея застревал в одном и том же дне в северном захолустье, но обретал шанс выбраться из временной петли после того, как менялись его взаимоотношения с жизнью и окружающими. «Чудо на 34-й улице» — история про то, что Санта-Клаус действительно существует, но заметить его может только чистый душой ребенок. «Ноэль» — современная сказка о том, что в самую главную ночь в году сбываются все мечты. Для этого не требуется волшебная пыльца — достаточно толики веры в то, что ты достоин магии, и она непременно случится.
А недавний фильм «Рождество в Билтморе» строится на том, что сценаристка приезжает в сказочный замок, в котором некогда проходили съемки культового рождественского фильма. В одном из залов она находит волшебные часы, с помощью которых может перенестись в прошлое, когда шли съемки той самой картины. Сказочные путешествия во времени дарят героине не только творческое вдохновение, но и заветный опыт настоящей любви.
Семья — превыше всего
Новый год и Рождество — время примирения, когда все личные обиды должны остаться позади. На этом строятся сюжеты фильмов «Привет семье!», «Четыре Рождества» и «Рождественские каникулы». Но достигается примирение не только праздничным сожительством под одной крышей, когда некуда сбежать и приходится разбираться с накопленным эмоциональным багажом. Можно доказать свою любовь близким еще и решительными поступками.
Например, герой Арнольда Шварценеггера в комедии «Подарок на Рождество» решается на немыслимые авантюры ради того, чтобы суметь добыть для своего ребенка заветную игрушку, давно раскупленную накануне праздника. Эта торжественная одиссея становится ценным уроком для него самого, сближая с родными и открывая перед ним новые горизонты ценного опыта осознанного отцовства. И пусть желаемая цель достигнута, а все конкуренты оставлены позади, но самый важный подарок — улыбки близких.