Как Дакота Джонсон прошла путь от очередной nepo baby до звезды авторского кино и Marvel
Почему nepo baby
В английском языке давно закрепился термин nepotism, который в русской версии ближе всего к понятию «кумовство». Nepo baby называют детей известных родителей, прославившихся в той же сфере, что и их наследники. То есть любые профессиональные династии соотносятся с понятием nepotism. У Дакоты Джонсон не просто сразу двое известных родителей (актеры Мелани Гриффит и Дон Джонсон), но и прославленный отчим (актер Антонио Бандерас). При этом мама Дакоты Мелани Гриффит тоже относится к известной актерской династии — она дочь актрисы Типпи Хедрен, наиболее известной по ролям в картинах «Птицы» и «Марни» Альфреда Хичкока.
И хотя сама актриса не любит, когда ей припоминают звездное родство, сложно отрицать, что ее родственные связи сыграли не последнюю роль в развитии голливудской карьеры.
Начало карьеры
Сейчас Джонсон рассказывает, что довольно рано определилась с будущей профессией. Проводя много времени на съемочной площадке вместе с родителями и отчимом, она еще в детстве решила стать актрисой. Впервые на экране Дакота появилась в возрасте десяти лет — в неудачном ситкоме 1999 года «Женщина без правил». Девочка исполнила небольшую роль вместе со своей мамой Мелани Гриффит. Первый блин оказался комом и немного остудил интерес юной актрисы к профессии.
В середине нулевых этот творческий отпуск сопровождался неприятными публикациями в желтой прессе, в орбиту внимания которой попала будущая звезда, только окончившая школу. Журналисты выяснили, что знаменитая наследница проходила курс реабилитации от алкогольной зависимости в одном из голливудских рехабов. А нездоровая аддикция у нее возникла в возрасте 17 лет.
Спустя время и один курс реабилитации Джонсон вернулась в строй и подписала контракт с модельным агентством IMG Models. Стать новой иконой в фэшн-индустрии ей не удалось, но она была лицом рекламной кампании MANGO 2009 года и еще нескольких брендов рангом пониже. В 2010-м Дакота сыграла одну из второстепенных ролей в драматическом байопике Дэвида Финчера «Социальная сеть». И пусть проект отправил в стратосферу карьеры коллег Джонсон Джесси Айзенберга, Эндрю Гарфилда и даже зарекомендовал как подающего актерские надежды Джастина Тимберлейка, но для молодой актрисы это был уверенный старт.
В следующие несколько лет Джонсон снималась преимущественно в проходном кино вроде «Мачо и ботан» и «Немножко женаты», а самым запоминающимся появлением на экране стала разве что ее небольшая роль в финальном эпизоде комедийного сериала «Офис». Сама актриса впоследствии рассказывала, что ее роль в сценарии была больше, а съемки заняли несколько недель. Но после монтажа ее роль сократилась до предельного минимума, о чем Джонсон узнала уже только после выхода финала шоу.
Пятьдесят оттенков славы
Сколько бы вдумчивый читатель ни плевался от литературной трилогии «Пятьдесят оттенков серого», продажи серии оказались заоблачными, а выросшая из фанфика история БДСМ-любви стала международным хитом. И было очевидно, что экранизация книг (какого бы сомнительного качества она ни оказалась) тоже соберет внушительную кассу, а исполнителей главных ролей превратит в настоящих звезд.
Изначально на роль Кристиана Грея рассматривался весь свет молодого Голливуда: от Райана Гослинга (он предусмотрительно отказался от предложения) и Чарли Ханнэма (он сперва отказался, потом согласился и приступил к съемкам, но все же снова передумал) до Роберта Паттинсона (он тогда еще не оклемался от съемок в «Сумерках») и Александра Скарсгарда (причины его выбывания из кастинга история умалчивает). Но всех кандидатов обошел не такой известный британец и образцовый семьянин Джейми Дорнан. А вот с кандидатурой на роль Анастейши Стил продюсеры фильма определились сразу, заманив в проект Джонсон.
Итоговая версия фильма оказалась предсказуемо неважной, но при бюджете $40 млн картина собрала более $0,5 млрд в мировом прокате, чем обрекла саму себя на продолжение. А исполнители главных ролей вмиг стали звездами. При этом Дорнан и Джонсон не спешили бездумно монетизировать обрушившуюся на них славу. Дорнан, за плечами которого к тому моменту был отличный сериал «Крах» (в нем он тоже делал женщинам больно, но уже против их воли), сконцентрировался на серьезном кино, отрицающем его новый экранный образ секс-символа. Пока длилась хитовая франшиза «Пятьдесят оттенков серого», он успел сняться в военной драме «Антропоид», просто драме «Девятая жизнь Луи Дракса» и основанной на реальных событиях ленте «Частная война» про военкоров Sunday Times.
Дакота Джонсон тоже решила не закрепляться в образе сахарной дурнушки и отдала предпочтение более серьезным проектам независимого кино. Например, сыграла вместе с Джонни Деппом в «Черной мессе», в неспешном триллере Луки Гуаданьино «Большой всплеск», в напряженной драме «Ничего хорошего в отеле "Эль Рояль"» и в щемящей мелодраме «Друзья навсегда».
Она вам не Анастейша
Но самыми интересными проектами последних лет в фильмографии Джонсон стали авторские ленты, с которыми перед ней распахнулись двери мировых кинофестивалей: от Венецианского до «Сандэнса». На первом были представлены фильмы «Суспирия» Луки Гуаданьино и «Незнакомая дочь» Мэгги Джилленхол. А на главном американском смотре независимого кино презентовалась очаровательная драма «В ритме ча-ча-ча» Купера Райффа. Пронзительное драмеди про группу аутсайдеров, оказавшихся на большом жизненном распутье, «Арахисовый сокол» премьерилось на ежегодном фестивале South by Southwest.
В мистической «Суспирии» Джонсон исполнила роль наивной танцовщицы, оказавшейся в логове ведьм прямо в сердце Берлина. В надрывной «Незнакомой дочери» актриса сыграла героиню, которой любуется персонаж Оливии Колман — женщина, чье сердце засыпано тяжелыми камнями прошлого, но которой хотелось бы обладать легкостью и безмятежностью героини Джонсон.
Авторский гимн юности «В ритме ча-ча-ча» рассказывает про героя по имени Эндрю, лишенного целей в жизни. От скуки он устраивается работать ведущим на бар-мицвах, где знакомится с героиней Джонсон Домино — мамой особенной девочки-подростка. Между Эндрю и Домино возникает взаимная симпатия, но Домино не одинока, да и увлекает парней больше от тоски по мужскому вниманию. Их романтический союз оказывается обманчивым, а главная награда ожидает их именно тогда, когда им хватит сил друг друга отпустить, не превратив расставание в нестерпимую драму.
Новая глава в карьере и киновселенной Marvel
После череды крепких авторских релизов Джонсон вновь переключилась на большое студийное кино. Формально «Мадам Паутина» основан на серии комиксов Marvel, но фактически их новая экранизация относится к самостоятельной киновселенной Sony, также занимающейся франшизой про «Человека-паука», «Венома» и провального «Морбиуса». Мадам Паутина (в миру Кассандра Уэбб) и Человек-паук (в миру Питер Паркер) связаны друг с другом не только общей паутиной, но и пересекающимися киномирами и их злодеями. А значит, «МадамиПаутина» рассчитывает на долгую экранную жизнь с возможными перезапусками и расширениями общей вселенной.
Бюджет «Мадам Паутины» составляет $80 млн, и, несмотря на спорную реакцию аудитории на неловкие трейлеры и постеры картины, проект имеет все шансы окупиться в прокате. Хотя кажется, что сама Дакота Джонсон едва ли уверена в глобальном успехе фильма. Журналисты Variety, например, обратили внимание на то, что актриса недавно сменила представлявшее ее до этого актерское агентство: из WME она перешла в CAA. Обратили они внимание и на то, что переход Джонсон случился сразу же после выхода трейлера будущей картины, который не оправдал возложенных надежд — ни аудитории, ни исполнительницы главной роли.
Неоднозначной выглядит и промокампания ленты, которую Джонсон ведет без особого энтузиазма: то поругает критиков, высмеивающих отдельные фразы из трейлера; то представит фильм как «идеальный проект, сгенерированный для вашего парня»; а то и вовсе искренне удивится изобилию компьютерной графики в итоговой версии фильма про супергероев. Но больше всего фанатов смутил тот факт, что во время своих онлайн-анонсов фильма Джонсон и ее коллега по проекту Сидни Суини отмечали в метках аккаунт студии Marvel, будто считая, что «Мадам Паутина» — часть киновселенной MCU, что не так: картина входит в огромную медиафраншизу Sony.
Пока остается только гадать, как именно сложится прокатная судьба «Мадам Паутины» и дальнейший вектор карьеры Дакоты Джонсон. Но стоит отдать ей должное: имея столько привилегий и возможностей, она не пошла путем наименьшего сопротивления, обратив бездушный, но успешный прокатный хит «Пятьдесят оттенков серого» в стартовую площадку для карьеры в серьезном авторском кино, отказавшись от шаблонного амплуа и ища себя в более сложных и самобытных ролях.