Культурная среда: что происходит с музеями, театром и библиотеками в России?

За последние 20 лет культурная жизнь в России проделала колоссальный путь, на котором были яркие достижения и крутые повороты. Были выставки мэтров мирового искусства от Билла Виолы в Пушкинском до Яна Фабра в Эрмитаже. Были премьеры именитых режиссеров вроде Роберта Уилсона или Робера Лепажа. Были международные арт-ярмарки и театральные фестивали. После пандемии Covid-19 и начала СВО ситуация стала другой. Что еще поменялось в российских музеях, театрах и библиотеках?
Культурная среда: что происходит с музеями, театром и библиотеками в России?
«Правила жизни»

Музеи

Цифровизация на фоне пандемии, тренд на частные инициативы и региональное развитие

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главные вызовы, с которыми столкнулось российское музейное сообщество, пришлись на последние несколько лет: это в первую очередь пандемия и невозможность реализации крупных международных проектов. Сначала полный, а затем частичный локдаун, вызванный вспышкой Covid-19, привел к наращиванию присутствия музеев в интернете и экспериментам с цифровыми форматами работы. У Эрмитажа появился проект «Интеллигентная изоляция», а ГМИИ имени А. С. Пушкина запустил платформу #НаединесПушкинским. Большинство из этих инициатив в том или ином виде перекочевали в постпандемийную реальность. Например, весной 2023 года Третьяковка запустила диджитал-маршрут «Место встречи с искусством». На этой же волне многие музеи включились в NFT-гонку, локомотивом которой стал Эрмитаж с онлайн-выставкой «Незримый эфир» на базе проекта «Эрмитаж небесный». Но если посещаемость музеев относительно быстро вернулась в норму уже к концу 2022 года, то самый сильный удар пришелся на финансовую и кадровую составляющую. Многие музеи за время локдауна были вынуждены существенно урезать число сотрудников, в то время как доходы уменьшились кратно.

Осенью 2021 года отчасти для ликвидации последствий пандемии коронавируса была запущена программа «Пушкинская карта», позволяющая молодым людям, в возрасте от 14 до 22 лет, посещать выставки, спектакли и другие культурные мероприятия за счет госсредств в пределах определенного денежного лимита. По данным Минкультуры, за 2023 год по карте было куплено порядка 30 млн музейных билетов. В 2024 и 2025 годах финансирование программы будет составлять более 12,5 млрд рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Весной 2022 года российские музеи начали наперегонки возвращать свои экспонаты с временных выставок из-за рубежа, а планировавшиеся международные проекты были спешно переформатированы в локальные. Подобную трансформацию пережила выставка Пушкинского музея «После импрессионизма». Изначально она готовилась вместе с лондонской Национальной галереей, но в итоге часть экспонатов пришлось менять на другие работы из российских музейных и частных собраний. В сегодняшних условиях частные коллекции стали для многих музеев настоящим спасением. С этим согласна Кристина Краснянская, исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности: «В связи с последними событиями мы столкнулись, как и все музеи, с ограничением в материале. Стало невозможно привозить выставки из европейских музеев, а значит, нужно работать с тем материалом, который есть внутри страны. Для нас все осложняется еще и тем, что у Еврейского музея нет собственных фондов. Это означает, что нужно более креативно подходить к выставочным проектам и активно взаимодействовать не только с другими музеями, но и с частными коллекциями, без которых сегодня не обходится практически ни один знаковый выставочный проект. В частных собраниях оказались вещи не просто музейного уровня, а экстракласса».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Появление и активное развитие частных музеев (Музей AZ, Музей русского импрессионизма, Музей Фаберже и многие другие) — еще один тренд последних десяти лет. «Когда в 2011 году мы вместе с Борисом Минцем обсуждали возможность создания частного музея, эта идея звучала очень авангардно. Как это может быть устроено, каким должно быть юрлицо, какие у музея права и задачи, примет ли его музейное сообщество — на все эти вопросы ответов тогда точно не было, — говорит Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма. — Сегодня, как мне кажется, частные музеи уже полноценно заняли свою нишу. Сейчас, когда люди разделяют музеи на частные, корпоративные и государственные, это уже даже немного странно звучит. Если музей ведет полноценную деятельность, то форма его существования не так важна».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Невозможность международного культурного обмена для Музея русского импрессионизма не является непреодолимой проблемой. Музей уже давно сделал ставку на сотрудничество с региональными музеями и регулярно привозит в столицу малоизвестные широкой публике шедевры Кандинского, Малевича, Гончаровой и многих других знаменитых художников. «Приходя на выставку, зритель даже не догадывается о том, сколько стоит привезти в Москву небольшую картину из Владивостока, Урала или Сибири. Но мы с самого начала поняли, что не будем на этом экономить. Мы сотрудничаем с музеями из Моршанска, Яранска и многих городов, названия которых столичный зритель может даже не знать. Нам важно привозить эти произведения», — подчеркивает Юлия Петрова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Акцент на регионы — еще один из сегодняшних трендов. В 2023 году музеем года ярмарки Cosmoscow стал музей PERMM, появившийся в 2009 году на пике пермской культурной революции. Общероссийской культурной столицей 2024 года заслуженно стал Нижний Новгород, где успешно работает несколько галерей современного искусства (9Б, FUTURO) и студия «Тихая». Но есть и свои проблемы. «Когда я разговариваю с коллегами из регионов, мы всегда упираемся в одно: грамотные кадры и финансирование. Очень многие региональные музеи страдают от того, что в их штатных расписаниях нет необходимых современной институции штатных единиц. Связями с общественностью и продвижением выставок в результате приходится заниматься научным сотрудникам: у одних получается лучше, у других хуже. Если в Москве в последние лет восемь-десять зарплаты музейных сотрудников подтянулись к среднегородскому уровню, то в регионах это, увы, не всегда так», — комментирует Юлия Петрова.

Главными изменениями последних 10–15 лет Кристина Краснянская считает смелые решения больших классических музеев в отношении подачи материала, их взаимодействие с современным искусством, модой и дизайном, желание расширять свои выставочные ориентиры, а также активную деятельность по организации околомузейного комьюнити. Огромный шаг, по ее словам, сделан в развитии инклюзивных программ, которые делают доступным посещение музеев для людей с ограниченными возможностями здоровья. «Сегодня любой музей — это целая экосистема, где есть и образовательные программы, и программы для детей и подростков, кинопоказы, концерты. Музеи стремятся максимально взаимодействовать с посетителем, — говорит Краснянская. — В ближайшие годы нам предстоит заново открыть для себя русское искусство и переосмыслить свой культурный код. С другой стороны, нам предстоит открыть новые рынки: Бразилия, Мексика, Индия, Китай, Африка. Это ничуть не менее интересный вызов, чем европейское искусство и большие европейские музеи».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Арт-рынок

Ярмарки и галереи как драйвер современного искусства

О том, существует ли в России полноценный рынок современного искусства, ведутся ожесточенные споры начиная с легендарного аукциона Sotheby’s, который прошел в 1988 году в московском Совинцентре. Это был первый и последний случай, когда мировой аукцион-гигант проводил торги в России. С тех пор и Christie’s, и Sotheby’s не раз устраивали в Москве предаукционные выставки, на которые привозили шедевры мирового искусства и русского авангарда. Весной 2022 года от формата русских торгов, которые до этого дважды в год проводились в Лондоне, аукционные дома отказались, но отдельные работы продолжают выставляться на продажу. В топ-10 самых дорогих лотов 2023 года вошла картина Василия Кандинского «Вид на Мурнау с церковью II». Она ушла с молотка за £37,1 млн по итогам посвященных модернизму и современному искусству лондонских торгов Sotheby’s.

Но за это время (с начала 1990-х и до настоящего момента) в России сформировалась собственная инфраструктура арт-рынка, состоящая из галерей, коллекционеров, ярмарок, консультантов и других игроков. В 2014 году эстафету главной платформы, где все они ежегодно взаимодействуют, у ярмарки «Арт Москва» перехватила Cosmoscow. В последние десять лет, помимо ведущих отечественных галерей, на смотре можно было встретить и крупных международных арт-дилеров, таких как Sprueth Magers или Michael Werner Gallery. В 2023 году иностранных гостей на Cosmoscow уже не было, зато всего за несколько дней ярмарку увидели рекордное число посетителей: более 31 тыс. человек, а галеристам удалось продать более 500 работ в ценовом диапазоне от 4 тыс. до 6 млн рублей. На 46 млн рублей наторговали в 2023 году участники ярмарки молодого искусства blazer, которая с 2020 года является спутником Cosmoscow.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Несмотря на сложную среду, все больше галерей ведут свою деятельность профессионально и открыто. С точки зрения стратегии все тоже динамично меняется — за последние годы произошла резкая географическая переориентация. Многие галереи переключили фокус внимания с западного арт-рынка на регионы — участвуют в региональных ярмарках и развивают партнерские связи с другими галереями, — говорит директор "Ассоциации галерей" Полина Толокова. — Сейчас много проблем с логистикой, она стала дороже и сложнее. Мы объединяем отправки галеристов по популярным направлениям, уменьшая затраты. Стараемся быстро реагировать на изменения таможенного законодательства. Одним из актуальных трендов сегодня является развитие региональных арт-рынков. В международном контексте мы верим в развитие отношений с арт-рынком стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Уже занимаемся налаживанием связей с Китаем и получаем поддержку с их стороны».

Появляются в России и новые смотры современного искусства. С 2022 года в Санкт-Петербурге проходит ярмарка «1703». В Нижнем Новгороде летом 2023 года стартовал проект «Контур», посвященный графике. В Москве под конец минувшего года прошел первый выпуск организованной Ассоциацией галерей ярмарки |catalog|, цены на которой варьировались от 10 тыс. до 4,8 млн рублей, а следующий выпуск намечен уже на эту весну.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Театры

Слияния, назначения и акцент на классику

По официальным данным Минкультуры, выручка российских театров от продажи билетов по итогам 2022 года превысила допандемийный уровень, 2019 года, на 15%, составив чуть меньше 29 млрд рублей. В 2021 году, когда действовали зонтиковидные ограничения по заполняемости зрительных залов, этот показатель составлял 18,7 млрд рублей, то есть почти вдвое меньше. При этом к началу осеннего театрального сезона 2023 года репертуар отечественных театров ужался почти на четверть. Об этом свидетельствует статистика ведущих билетных сервисов. При этом цены на сами билеты продолжают расти: за прошлый год они увеличились в среднем на 10%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одним из главных последствий начала СВО для российских театров стал отъезд из страны некоторых режиссеров и актеров, за которым последовала отмена постановок. В отдельных случаях осуществлялись срочные вводы; некоторые спектакли продолжили идти, но с афиш и из программок исчезли имена авторов, исполнителей и постановщиков, которые либо покинули Россию, либо позволили критические высказывания в отношении СВО. Международный гастрольный и фестивальный обмен, который был поставлен на паузу еще в пандемийном 2020 году, так и не возобновился. В афишах российских театров все еще числятся постановки зарубежных мэтров («Анна Каренина» Джона Ноймайера в Большом театре и «Мастер и Маргарита» Робера Лепажа в Театре наций), но новых в ближайшее время ждать не приходится. Что касается репертуара политики, то в текущих реалиях театры, похоже, отдают предпочтение свежим прочтениям классических произведений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»

«У нас нет определенных тенденций в составлении репертуарной политики: каждый руководитель составляет каждый сезон, исходя из собственного опыта, интуиции, предпочтений, то есть руководствуясь ощущениями, что зрителю может быть интересно в данный период времени, — говорит директор Театра на Таганке и театра "Содружество актеров Таганки" Ирина Апексимова. — Так театр жил всю жизнь, в этом смысле ничего не меняется. На том и стоит русский репертуарный театр. Конечно же, приходится отталкиваться и от определенной статистики: на какие постановки зрители покупают больше билетов. Мне кажется, стоит также отметить следующий момент: зрители уходят от тенденции смотреть спектакли с известными артистами. Публика становится искушеннее: люди осознали, что наличие медийных актеров в постановке вовсе не означает ее качество, нельзя здесь поставить знак равенства. В Театре на Таганке никто не ставит во главу угла медийность: главное — хороший, качественный спектакль».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В отличие от музейной, в театральной среде не произошло столь же заметной «цифровой революции», вызванной эпидемией Covid-19. Альтернативные форматы вроде Zoom-постановок, которые возникли за то время, не были особо успешными даже в 2021 году, а сейчас и вовсе остались в прошлом. Гораздо более заметной стала волна новых назначений и слияний, прокатившихся по российским театрам в 2022 году. Кадровые перестановки произошли в «Школе современной пьесы», «Современнике» и в других театрах. Центр им. Мейерхольда (ЦИМ) объединили со «Школой драматического искусства» (ШДИ), к «Эрмитажу» присоединили «Сферу», а «АпАРТе» к Театру на Таганке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Труппа "АпАРТе", как и труппа "Содружества актеров Таганки", абсолютно органично влилась в коллектив Театра на Таганке, — говорит директор последнего Ирина Апексимова. — Артисты задействованы во всех постановках театра, которые проходят на четырех сценах. "Притираться" всем помогали в том числе творческие лаборатории. Так, после объединения была создана режиссерская лаборатория "Ликбез": ее целью было найти единый язык существования актеров, обладающих абсолютно разным театральным бэкграундом. С задачей, я считаю, все отлично справились».

Несмотря на многолетние слухи о планах воссоздания Дирекции императорских театров, куда вошли бы Большой и Мариинский, этого не произошло даже после ухода генерального директора Большого театра Владимира Урина. Он заявил, что оставляет свой пост, в декабре прошлого года. Ему на смену пришел худрук и директор Мариинского театра Валерий Гергиев, который теперь будет совмещать обе должности.

Библиотеки

Зажили новой жизнью и привлекают публику необычными форматами взаимодействия

Спад читательской активности в публичных российских библиотеках наметился в начале 2000-х годов одновременно с ускоряющимся распространением интернета. Но последние десять лет их посещаемость остается довольно стабильной и в среднем держится на отметке в 400–420 млн человек в год. Читательскими билетами по состоянию на прошлый год обладала треть населения страны. Количество удаленных посетителей ежегодно растет, но их доля по-прежнему не превышает четверти от общего числа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня посетителей по-прежнему в первую очередь интересуют печатные фонды. К ним обращаются как молодежь, так и люди старшего возраста, которые и составляют костяк аудитории. Новых посетителей библиотеки привлекают за счет проведения литературных вечеров, концертов, кинопоказов, выставок и других мероприятий, а также благодаря всевозможным клубам, мастерским и лекториям. Подобными непрофильными активностями чаще всего занимаются так называемые модельные библиотеки, открывающиеся в рамках нацпроекта «Культура» с 2019 года.

«Правила жизни»

«За последние три года в стране появилось более тысячи модельных городских и сельских библиотек, технически оснащенных, эстетически привлекательных, с разнообразными активностями, которые позволяют им конкурировать с другими культурно-досуговыми площадками, оставаясь при этом просветительскими, образовательными центрами», — отмечает директор Российской государственной библиотеки для молодежи Ирина Михнова.

Работа модернизированных библиотек в этом направлении, когда они одновременно с выполнением привычной функции открывают курсы по программированию для школьников или дискуссионный клуб для пенсионеров, — это тренд, позволяющий не только удерживать посещаемость, но и наращивать ее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Когда в конце 2006 года я вместе со своей командой пришла в РГБМ, там была тишина, в день приходили не более 40 человек местных пенсионеров, а библиотека-то молодежная. И так было почти во всех библиотеках, которые выглядели "как из прошлой жизни": стеллажи, еще стеллажи и ряды столов со стульями в пустых читальных залах, а на библиотечных компах можно было только тексты набирать, в лучшем случае — работать c правовыми базами, — добавляет Ирина Михнова. — Сейчас все изменилось принципиально. Молодежь пошла в библиотеки. Теперь они стали для людей "домами знаний", местами проведения интеллектуального досуга и общения, средой для реализации способностей, талантов, общественных амбиций и, главное, местом, куда всегда хочется прийти».