5 современных российских художников — о работе в зарубежных арт-резиденциях
![5 современных российских художников — о работе в зарубежных арт-резиденциях 5 современных российских художников — о работе в зарубежных арт-резиденциях](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/6c0/6c01d74a78f95f414a7eeac3b8c47a5a_ce_2000x1334x0x333_cropped_510x340.webp)
Арт-резиденция — это художественная программа, предоставляющая проживание и работу для художников в условиях, которые отличаются от традиционных рабочих пространств. То есть известный любому человеку подход про смену обстановки.
Во время резиденции художники могут исследовать новые места, культуры и экспериментировать с разными материалами, часто в компании с другими художниками.
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/1ea/1ea02879596298525d0a11848dd24b14_cropped_510x118.webp)
Международные резиденции: Швейцария, Южная Корея, Дания
![Анастасия Богомолова, проект «Ассамбляж», 2019–2022. Фотография, инсталляция, видео. © Анастасия Богомолова, 2017–2022 Анастасия Богомолова, проект «Ассамбляж», 2019–2022. Фотография, инсталляция, видео. © Анастасия Богомолова, 2017–2022](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/460/460fe59088af0875be264776a927d8d1_cropped_510x340.webp)
«В европейских странах проще подобрать программы, ставящие перед собой различные задачи и отвечающие на разные запросы художников. Можно пробовать подаваться в резиденции для исследования (как темы, так и материала), для нетворкинга и получения профессионального фидбэка, для производства нового проекта, для продолжения старого. На короткий срок или на длинный. С включением в интенсивную коммуникацию или с тихой работой в мастерской. Резиденции российские не предлагают такой вариативности: программы в большинстве случаев ориентированы на продакшен нового произведения, на результат, а не на процесс. В итоге участники производят работы, которые не существуют в отрыве от конкретного контекста, не живут вне резиденции и не продолжают эту самую резиденцию. При этом по-прежнему нередко требование оставить работу в коллекции организатора или стейкхолдера. Число требований к резиденту и ожиданий от него часто несоразмерно предложению.
Трудно сравнивать качественно разные программы, все резиденции в моей практике были новым опытом, а про некоторые из них нельзя сказать, что этот опыт уже свершился. Осознание чаще приходит позже, ты понимаешь, как на тебя повлияла работа в резиденции, или какая-то маленькая встреча, или интуитивное решение, или проба материала. Например, в первой своей резиденции в Швейцарии я только подступилась к идее, которая через год развилась в новый проект. В резиденции в Дании в этом году я стала осознанно работать с бумагой из инвазивных растений, а спустя несколько месяцев это вылилось в книгу художника, сделанную в дистанционной резиденции для Южной Кореи» .
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/e13/e136904624514873eac907e68649d5ac_cropped_510x118.webp)
Международные резиденции: Голландия, Австрия
![Елена Аносова, «Архипелаг сомнений», фотография. © Елена Аносова, 2015–2023 Елена Аносова, «Архипелаг сомнений», фотография. © Елена Аносова, 2015–2023](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/88d/88dd4a95fe0bc918ca39f5dfe8747c3c_cropped_510x365.webp)
«В России в разы меньше процессуальных арт-резиденций, чем проектных. Часто важен результат не для художника, а для институции. Результат, который нужно предъявить, и сам процесс особо не принимаются как труд. Я пока не знаю ни одной арт-резиденции, специализирующейся только на нетворкинге. Сейчас российские резиденции продумывают многое: и гонорар, и страховку, и даже профессиональный ресерч.
В России есть классические арт-резиденции, и точно то, что нас отличает, — это наличие организаций, которые заимствуют определение «арт-резиденция», на деле являясь коворкингами, молодежными лагерями, творческими лабораториями, креативными кластерами и др. На сайте Ассоциации арт-резиденций России есть полезная методичка от Адель Ким, чтобы не запутаться.
У нас (пока что) только единицы масштабных арт-резиденций. Под масштабом я понимаю, что одновременно могут приехать десять и более участников из разных стран, или арт-резиденция длится год и дольше, или нетворкинг программно встроен сразу во многие институции страны, а лучше выходит за пределы страны, или арт-резиденция существует более 20 лет, что говорит об огромном комьюнити и опыте. И у нас есть единичные обладатели таких свойств. Хочется, чтобы было больше. Я не теряю надежд» .
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/593/5936f21da931374081784880f8142bf0_cropped_510x118.webp)
Международные резиденции: Швейцария
![Валерия Кузнецова, DATAROOT = ‘/CAPTURED_ PERSONS’ №4, 2022, калька, гуашь, акварель. © Галерея «Восход» Валерия Кузнецова, DATAROOT = ‘/CAPTURED_ PERSONS’ №4, 2022, калька, гуашь, акварель. © Галерея «Восход»](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/f65/f655c9ac371c6014624b3049a11e8f84_cropped_510x511.webp)
«Я бы в первую очередь отметила, что все зависит от резиденций — где конкретно они находятся и как ты туда попадаешь: по приглашению, через заявку в резиденцию напрямую или через программу резиденций. Сроки везде тоже разные. Поддержка может тоже покрывать разные нужды. В моем опыте также не было никакого обязательного проекта по завершении резиденции, но есть много примеров как в России, так и за ее пределами, когда это входит в условия поездки. В Базеле ты на входе получаешь "ориентиры на местности" — от ориентации по городу и еженедельной рассылки о событиях до созвонов и встреч с представителями культурного сообщества. В моем российском опыте по большей части все осваивалось по ходу дела. Но все же по большому счету разница в том, что, попадая в международную резиденцию, ты попадаешь в контекст международного художественного сообщества, не только в локальный контекст отдельной страны или города. В стране, где ты вырос, это история про приближение именно к локальному культурному ландшафту» .
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/d9f/d9f972fb9d9cd391009a4781ff17c754_cropped_510x118.webp)
Международные резиденции: Литва, Германия
![Мультидисциплинарный проект, инициированный Сергеем Потеряевым в 2015 году в Екатеринбурге. © Сергей Потеряев Мультидисциплинарный проект, инициированный Сергеем Потеряевым в 2015 году в Екатеринбурге. © Сергей Потеряев](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/d46/d468c721d26c939ecaf865261a8e5066_cropped_510x340.webp)
«Мне кажется, что вообще все резиденции разные. Даже если меняется команда, то одна и та же резиденция может отличаться в разное время ее существования. Я принял участие в восьми резиденциях, где-то жил по три месяца, а где-то неделю. Хотя я до сих пор не уверен, что могу некоторые засчитать за проживание художника. Тут очень тонкая грань в формулировках и определениях.
Могу сказать только, что с опытом понял, что в российских резиденциях я работаю быстрее как раз из-за понимания специфики и особенностей России. Я понимаю Россию в том числе из-за того, что много ее проехал как фотограф, поэтому мне хватает двух-трех недель, чтобы почувствовать специфику конкретного места и создать работу. С зарубежными все иначе — тут тебе действительно приходится проживать много моментов на пути к конечному произведению.
![](/_nuxt/img/esquire_2de4aa1.png)
В других составляющих, как я и говорил, все может сильно отличаться: есть зарубежные, где ты живешь в непонятной комнате и у тебя маленький бюджет на все, а есть богатые. Так же и в России.
В принципе, художник, меняя привычный для себя ландшафт, накапливает различные чувства и опыт, который неизвестно когда проявится в его работе. Новые места, новые люди, новый взгляд — все это составляет нематериальный опыт, важный не только для художника, но и любого человека».
![](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/a4c/a4c05a686db833b8567c29693694a353_cropped_510x118.webp)
Международные резиденции: Швейцария, Франция, Словакия, Франция, Китай, Испания
![Владимир Абих, Томск, 2021. © Владимир Абих Владимир Абих, Томск, 2021. © Владимир Абих](https://www.pravilamag.ru/upload/img_cache/e71/e71190f671a4fb93e74b32fa2e495ca1_cropped_510x383.webp)
«Говоря о России, есть отличие в сроках. У нас обычно все резиденции рассчитаны на месяц пребывания или меньше, долгосрочных резиденций практически нет. Также есть отличие в количестве возможностей. В странах Европы значительно больше культурных институций и фондов — соответственно, и резиденций тоже больше. Хотя в последние годы заимствуется этот опыт и постепенно открываются новые площадки.
В остальном сложно говорить об отличиях, потому что в мире существует огромное количество резиденций и все они отличаются друг от друга. Везде разные медиумы, темы, условия, сроки, организация и локальный контекст. Найти похожие друг на друга резиденции — довольно непростая задача».