Что такое русский модерн?
Стиль модерн в контексте эпохи и исторических процессов
Искусство всегда развивается в парадигме исторических процессов — оно не существует в вакууме и потому отражает дух эпохи. Конец XIX — начало XX века — это эпоха промышленной революции, которая стала логичным продолжением предшествующей ей эпохи Просвещения. А просвещение, как мы знаем, вызывает брожение в умах. К чему это привело и чем закончилось, мы тоже помним: гибелью трех крупных империй как изживших себя форм монархического абсолютизма.
Однако это было позже. Прежде остановимся на периоде бурно развивающейся промышленности: электричество, автомобили, технология изготовления крупнолистового стекла и железобетона, позволяющая архитекторам создавать принципиально иные конструкции в проектировании и строительстве домов и общественных сооружений.
Как следствие — на этом фоне в искусстве появляются первые ростки глобализации, когда путешествия становятся более доступными, а в европейское искусство привносятся мотивы и принципы других культур. Именно эта оригинальная совокупность факторов и породила стиль модерн, который сделал возможным смешение множества черт различных мировых культур.
Национально-освободительные и демократические брожения в умах формировали тренд на изучение собственного народного искусства, а технологии позволяли применять его декоративно-прикладные элементы в общественных пространствах. Людям всегда было свойственно неравнодушное отношение к разного рода украшениям: помимо чисто эстетической функции, они призваны демонстрировать статус и вкус владельца. Так, демократизация большого искусства, пересечение его с декоративно-прикладным, вовлечение академических художественных кругов в ремесленные отрасли привело к появлению шедевров модерна.
Русский модерн: отличительные черты
Собственно, русский модерн отличается от французского, бельгийского, венгерского или, скажем, британского включением национальных мотивов в декоративную ткань произведения искусства. В нашем случае — славянских и византийских.
Если мы говорим об историческом стиле в общем и конкретных объектах в частности, то русский модерн имеет три ипостаси.
- Первая версия — это вариант франко-бельгийского модерна, представленный в работах Шехтеля, Кекушева и других архитекторов.
- Второй вариант — это северный модерн, наиболее ярко представленный в Санкт-Петербурге в работах Лидваля, Мельцера и Васильева.
- И третий вариант — русское ответвление национального романтизма, в котором работали и вышеназванные архитекторы, а также множество других: Щусев, Эрихсон, Соловьев, Ливчак и другие.
Любопытно, что в Скандинавии модерн чаще всего представлен национальным романтизмом — когда говорят, например, о финском или шведском северном модерне, то всегда имеют в виду именно национальный романтизм.
Но питерский модерн — это всегда только «северный модерн», поскольку национальный романтизм в России представлен неорусским стилем, который широко распространился по всей стране, особенно в общественных объектах — например, в зданиях вокзалов и банков. Во многом поэтому он гармонично вписывается в современные интерьеры, не вызывая стилистического отторжения.
Модерн в современных интерьерах: за или против?
Уместен ли русский модерн в современных интерьерах? Это, пожалуй, единственный значительный исторический стиль, который до сих пор смотрится актуально. Дело в том, что современная архитектура имеет в своей основе принципы модерна: свободные пространства и линии, крупные окна, конструктивные решения, являющиеся частью композиции, плюс эстетизация элементов несущих конструкций — это главный язык модерна, который не утратил своей актуальности и сегодня. Мы по-прежнему говорим на этом языке, причем даже в большей степени, чем раньше.
Да, модерн потерял за столетие свой богатый декор, но сохранил главную идею: утилитарность — это не просто практично, но и эстетично и красиво, технологичность — это удобно, а свободные линии и пространства — это стильно. Поэтому при всей кажущейся абсурдности такого заявления, лофт — один из прямых потомков модерна, несущий в себе ключевую идею стиля Прекрасной эпохи, или Belle Époque: периода европейской истории в конце XIX — начале XX века (до Первой мировой войны), характеризующий этот временной отрезок как эпоху мира и прогресса.
Говоря о современных реалиях, важно помнить, что слепое использование декоративных элементов модерна, особенно франко-бельгийского, неизбежно тянет за собой необходимость массового ответа в декоре, что в условиях ограниченного пространства и низких потолков перегружает помещение и противоречит самой идее модерна.
Бывают заказчики, которых модерн захватывает полностью — и интерьеры их квартир являют собой пеструю солянку из радиусных стен, псевдомодерновых орнаментов паркета и многочисленных потолочных молдингов «по мотивам» дома Бальо. Чаще всего такие люди сами признают и видят эту чрезмерность, но лишь разводят руками и признаются, что не могут остановиться.
Однако чем хорош русский модерн двух последних версий — северной и романтической, — так это тем, что он идеально встает в любые современные интерьеры.
Ведь что такое северный модерн? Это простые формы, сдержанный акцентный декор и редкая красота глазуровки, если мы говорим о керамике. А современные глазури позволяют относительно просто создавать фантастические эффекты. Поэтому объект в духе северного модерна с одинаковым успехом встанет в лофте и будет смотреться гармонично в классическом интерьере. Даже в постмодернистском хайтеке он не будет выглядеть инородным. Северный модерн — тонкий стиль, работающий полутонами и едва ощущаемыми оптическими эффектами.
А романтическая версия русского модерна — неорусский стиль — превосходно подходит к деревянным загородным интерьерам. Он сформирован трансформацией византийской архитектуры с введением элементов русского узорочья и старинных народных орнаментов — вышивок, декоративных мотивов резных прялок и наличников, пряничных досок. Поэтому дерево служит для него отличным союзником и оптимальным фоном.
При этом нет особого смысла в точном воссоздании аутентичных интерьеров конца XIX — начала ХХ века: другие условия, другой ритм эпохи, другие запросы комфорта. Но сам модерн, в том числе русский, достаточно эклектичный и подразумевает смешение элементов разных стилей.
Русские изразцовые печи и другие элементы модерна в духе «дорого-богато»
С этого ракурса и русские печи образца XVII века будут чрезмерны в частном интерьере — они, как один из наиболее выразительных артефактов ушедшей эпохи, потянут за собой арочные своды, росписи потолков и резную мебель. Что совсем не мешает применять их в интерьерах общественных пространств, не забывая при этом об адекватном решении всего интерьера в целом. Хотя, наверное, можно придумать интерьер квартиры или дома, где такая печь сможет быть органичной. Это вопрос в первую очередь к дизайнерам.
Нужно понимать, что русские изразцовые печи допетровской эпохи представляют собой продукт синтеза восточной, в первую очередь персидской, орнаменталистики и средневекового русского представления о богатстве и красоте. Поэтому орнаменты были переработаны, но плотное, практически ковровое заполнение декором пространства является средневековой версией «дорого-богато». Изразцовые печи были очень дорогие, облицовку могли себе позволить только весьма состоятельные люди, которые требовали, чтобы их печи были яркими и богато декорированными. Собственно, еще совсем недавно слово «красный» означало «красивый», и это наилучшим образом иллюстрирует вкусовые предпочтения наших предков.
История не терпит сослагательного наклонения, поэтому мы не можем судить, по какому пути развития пошло бы наше искусство, включая декоративно-прикладное, если бы Петр Великий не развернул страну в сторону европейской цивилизации. Однако вкусовые предпочтения развиваются вместе с обществом, и чем старше цивилизация, тем более утонченным становится доминирующий в ней вкус.
Важно заметить, что, например, эстетский селадон был создан в Китае еще в X-XI веках и считался роскошной керамикой для знати, а вот в Европу XVII века поставлялась совершенно другая керамика — яркая, расписная, соответствующая вкусам европейской знати. Селадон же был оценен в Европе лишь в конце XIX века, одновременно с зарождавшейся эстетикой модерна.
Так и у нас — насильственный разворот в сторону Европы принес в дома русской знати доминирующее в Европе барокко, которое, конечно, было изрядно переформатировано на нашей почве, но в его основе лежали каноны европейского Возрождения. И когда в начале XX века русские художники погрузились в изучение допетровского стиля, в том числе народного искусства, русское узорочье было переработано уже с позиции текущей эпохи, поэтому яркие орнаменты были вплетены во вполне европейскую систему, которая сформировала композиционно неорусский стиль. Но это уже совсем другая история.