Фонотека: как Джанет Джексон стала звездой

По просьбе «Правил жизни» музыкальный критик Андрей Бухарин, бывший заместитель главного редактора журнала «ОМ», рассказывает о том, как младшая сестра Майкла Джексона прокладывала свой собственный путь в популярной музыке.
Фонотека: как Джанет Джексон стала звездой
«Правила жизни»

Сколько бы звездных деток ни шли сегодня по стопам своих родителей, среди музыкальных династий первым на ум по-прежнему приходит семейство Джексонов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но среди их музыкального наследия мы хотим вспомнить не вечнозеленый Thriller, а слегка сегодня подзабытый блокбастер младшей сестры Джанет, выпущенныйв 1989 году. Его полное название звучит как Janet Jackson’s Rhythm Nation 1814, и это была настоящая бомба для своего времени.

Справедливости ради надо упомянуть и его предшественника – Control (1986), ставшего прорывом 20-летней певицы в мегазвезды. Этот альбом был концентрацией молодежного бунта. А для Джанет – воплощенным в звуке разрывом с первым мужем и, главное, выходом из-под власти отца Джозефа Джексона, образцового Карабаса-Барабаса, помешанного на контроле (отсюда название пластинки) и безжалостно эксплуатировавшего свое многочисленное и богатое на таланты потомство.

«Правила жизни»

Джанет познакомилась с двумя молодыми продюсерами из Миннеаполиса, прежде игравшими у Принса, – Джимми Джемом и Терри Льюисом. И они, пользуясь только синтезаторами, семплерами и драм-машинами и смешивая R&Bc хип-хопом и электропопом, сделали ей такой новаторский саунд, что не преувеличением будет сказать, что Control открыл афроамериканской музыке дорогу в 1990-е. Да к тому же назло отцу, предрекавшему дочери оглушительный провал, Control стал и коммерческим триумфом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так вот, на следующем альбоме Rhythm Nation Джанет, продолжившая работать с той же командой, развернулась уже в полную силу своих недетских амбиций. Это был уже не очаровательный праздник непослушания, а настоящий эпический блокбастер.

Насмотревшись новостных передач CNN и наслушавшись Боно из U2, Джанет стала петь о несправедливости, безграмотности, молодежной преступности, наркомании и прочих социальных проблемах.

О своих молодых, как и она сама, слушателях певица говорилатак: «Я решила, что было бы чудес- но, если бы мы могли создать свою собственную нацию <...> без географических границ, нацию, объединенную взглядами, в которых не будет места расовым предрассудкам», – и в этом слышались отзвуки идеалистической утопии британского рейва.</...>

Кстати, загадочная цифра 1814 в названии альбома помимо про- чего означает год, в который был написан американский государственный гимн. И не очень верится, что артистка узнала об этом факте после того, как название уже было придумано.

«Это не наивность, я знаю, – объясняла певица, – один альбом или песня не изменят мир. Просто я хотела, чтобы мои музыка и танцы так долго удерживали внимание людей, что они смогли бы услышать текст, то, что я хочу сказать».

Джанет много взяла у своего брата Майкла в подходе к танцам и видео, больше похожим на короткие кинофильмы. Ее 30-минутное промовидео, выполненное в той же строгой ч/б-эстетике, что и обложка альбома, включало несколько треков из альбома и обошлось рекорд-компании больше чем в полтора миллиона долларов. Эта информация поможет лучше понять, как зажигаются звезды и кому это нужно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Успех альбома, с годами разошедшегося тиражом свыше 14 миллионов копий, был колоссальным. Каки в случае с Thriller ранее, семь синглов из него стали хит-синглами, а четыре – Miss You Much, Escapade, Black Cat, Love Will Never Do (Without You) – «номером один» в главном чарте Billboard. Причем поразительно, что треки из альбома выстреливали синглами и взлетали на вершины чартов на протяжении еще трех лет после его выхода. А за альбомом последовал масштабный тур с большой сценической постановкой: Джанет времени не теряла и ковала железо, пока оно горячо.

Rhythm Nation развил успех предыдущего альбома-прорыва и укрепил Джанет в позиции суперзвезды, составившей конкуренцию Мадонне и почти сравнявшейся в статусе с Майклом Джексоном. Сегодня в западном медийном поле гремят дискуссии о непотизме, или, по-нашему, кумовствев шоу-бизнесе. Но Джанет и тог-да приходилось испытывать подобное отношение на себе. Младшая из девяти детей Джозефа Джексона, из которых почти все стали известными артистами и музыкантами, Джанет несколько позже с горечью говорила: «Некоторые считают, что я выезжаю за счет своей фамилии».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дальнейшее мы знаем. Как быни дебютировали на первом месте чартов ее последующие альбомы, для нас Джанет почему-то осталась все же суперзвездой тех золотыхдля нее десятилетий – 1980–1990-х. И с годами ее новые записи стали восприниматься как, в общем-то, типичная массированная корпоративная поп-продукция.

Но только не Control и Rhythm Nation 1814. Более того, последний сегодня способен прямо-та-ки удивить своим несвойственным поп-мейнстриму мрачным футуристическим саундом с его жесткими, как гвозди, ритмами, ухающими басами и семплами промышленных звуков, будто позаимствованными из сурового индастриала. Попробуйте сравнить с альбомами Depeche Mode примерно того же времени.