Любовь и Голубева: краткий гид по фильмографии Леоса Каракса

В этом году вышел новый фильм культового режиссера Леоса Каракса – автопортрет «Это не я». По просьбе «Правил жизни» Петр Скопин разбирается в сорокалетней карьере Каракса, а также пытается понять, как повлияли на его творческий метод долгие отношения с таинственной и экзальтированной музой авангардного кино Катериной Голубевой.
Любовь и Голубева: краткий гид по фильмографии Леоса Каракса
GettyImages

Наряду с молодыми режиссерами Жан-Жаком Бенексом и Люком Бессоном Леос Каракс – как представитель cinema du look – стал известен широкой публике в середине 1980-х. Фильмы этого направления характеризовали зрелищность и динамика сюжета, присущие эстетике барокко. Эти трое предпочитали стиль содержанию, а зрелищность – повествованию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В картинах cinema du look отсутствовала политизирован-ность, характерная для первой новой волны, олицетворяемой Годаром, Трюффо, Ромером и другими неравнодушными фран-цузами, – напротив, им была свойственна темная лиричность с подражанием нуару и несколько абстрактными сеттингами.

Леосу Караксу всегда были близки мистификации. Алекс Кристоф Дюпон, уроженец Сюрена, пригорода Парижа, родился в семье француза и американки среднего достатка. Выбранный им псевдоним Леос Каракс – анаграмма, составленная из слов Алекс и «Оскар», – соединяет настоящее имя режиссера и главный символ фабрики грез. В шестнадцать лет Каракс бросил школу и переселился в Париж, где посе-щал Французскую синематеку и слушал лекции известных киноведов, в частности легендарного синефила Сержа Данея.

Каракс прогремел на европейских фестивалях с первыми своими картинами – авангардной Boy Meets Girl и первобыт-но-неистовой «Дурной кровью», а «Любовники с Нового моста», экстатическая поэма о любви парижских клошаров, бюджет которой составил огромную для авторского кинематографа начала 1990-х сумму в 28 миллионов долларов, принесла ему культовый статус. Караксу тогда было чуть больше тридца-ти. И в этот момент в его творчестве началась черная полоса.

Из контекста становится очевидно, что художник слишком разошелся со своим временем. 1990-е были не лучшим периодом для авторского кино. Зритель хотел постановочной мощи, плотской жестокости, в тренде была борьба с консьюмеризмом в ее голливудском понимании – с помощью кула- ков и больших пушек. Утонченное самокопание никого не интересовало. Несмотря на это Каракс снял фильм «Пола X» – о богемном юноше Пьере, который хочет стать писателем, но, встретив таинственную бродяжку в лесу, сбегает вместе с ней в Париж, чтобы познать темные стороны человеческой натуры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1999-й, когда в прокат вышла «Пола X», вообще называют самым удачным периодом в истории кинематографа – он по- дарил нам «Красоту по-американски» Мендеса, «Экзистенцию» Кроненберга, «Бойцовский клуб» Финчера и «Матрицу» Вачовски. На этом великолепном фоне «Пола X» казалась сухой, ли- шенной динамики и попросту скучной. Реальный конфликт на экране отсутствовал, а вместо него зрителю предлагалось страдать, чтобы прочувствовать полноту жизни.

Меньше всего людям на рубеже миллениума хотелось страдать, и фильм Каракса провалился в прокате, разочаровав и зрителей, и кинокритиков, и, как следствие, самого Каракса. «Иногда мне кажется, что я делаю фильмы для уже исчезнувших людей. Может быть, они где-то и сохранились, всего несколь- ко человек, но я их не встречаю, – сетовал Леос Каракс после премьеры и добавлял: – Каждый мой фильм во Франции – это провал, а "Пола Х" – самый большой провал».

«Дурная кровь»
«Дурная кровь»
GettyImages

Что оказалось действительно неприятным, в этом фильме Каракс сделал ставку на свою гражданскую жену и музу Катери- ну Голубеву, российскую актрису авторского кинематографа, которую он впервые увидел на Берлинском фестивале в картине литовца Шарунаса Бартаса «Три дня» и сразу беззаветно полюбил. В середине 1990-х после расставания с Бартасом Голубева скиталась по богемным сквотам Парижа, и Каракс ее приютил. Но не только приютил, а задумал снять с ней великую картину о любви и классовых стереотипах, захвативших общество, – и заодно показать всем, на что способна Голубева как актриса, которую до этого ни один режиссер, по большо- му счету, не смог раскрыть на экране.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ради этого Каракс поставил на паузу сотрудничество со сво- им главным актером Лаваном и даже расстался с многолетней пассией Жюльет Бинош. Невиданная доселе сказочная любовь, которую он чувствовал к Голубевой как к музе, должна была вы- вести его фильмы на новые высоты – так, как это произошло у Феллини с Джульеттой Мазина или у Годара с Анной Кариной. Но в этот раз не получилось.

После показа «Полы X» в Киеве в 2000 году Каракс говорил, что в его жизни «наступает какой-то провал, пустота» и он «чувствует себя очень глупо». Когда журналист спросил у Каракса, хочет ли тот снимать дальше, режиссер ответил, что не уверен. Неуверенность эта затянулась на 12 лет. Примерно столько потребовалось Ксавье Долану, чтобы снять восемь фильмов и мини-сериал, взойти на небосклон и снова пропасть.

Чем занимался Каракс все эти годы, неизвестно. Может быть, изобретением следующего фильма, а может быть, ничем. Известно, что он приезжал с Голубевой в Ханты-Мансийск на фестиваль «Дух огня», где был председателем жюри, – и шокировал деятелей российского кино, появившись перед ними в кроссовках с волочившимися по полу шнурками и с сигаре- той в зубах. Раньше золотой мальчик был просто молчалив, теперь он стал подчеркнуто мрачен. Втроем с Голубевой и их дочерью они ютились в небольшой квартире в 20-м округе Парижа, где проживали не самые состоятельные горожане – в основном пенсионеры и эмигранты. Злые языки говорили, что счастья режиссеру и актрисе такая жизнь не принесла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А в августе 2011-го Катерина Голубева, которой было все- го 44 года, трагически скончалась при невыясненных обстоятельствах. Ее тело было найдено на одной из станций метро в Париже, а причина смерти до сих пор не установлена. После ее смерти французские медиа опубликовали фразу Роберта Музиля: «Я верю, что красота является лишь выражением того факта, что нечто было любимым. Вся красота искусства или мира возникает из стремления сделать любовь достижимой».

«Пола Х»
«Пола Х»
GettyImages

Вокруг трагической гибели Голубевой возникло много конспирологических теорий – некоторые даже предполагали убийство. Но гораздо вероятнее самоубийство. Смерть Голубе- вой не только разбила Караксу сердце, но и парадоксальным образом подстегнула его. Теперь он работал с невиданной для него скоростью. В 2012 году на экраны вышел его новый фильм – «Корпорация "Святые моторы". Это фантасмагория о пассажире парижского лимузина Оскаре, человеке с тысячей лиц. Он трансформируется в нищенку, киллера, заботливого отца, героя-любовника, старика, репетирующего свою смерть, а также террориста из подземки по прозвищу Месье Дерьмо, похищающего Еву Мендес с кладбища Пер-Лашез... И всякий раз, отыграв роль, устало возвращается в свой лимузин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Картина, выстроенная на актерской пластике Лавана и его умении перевоплощаться, стала культовой, а заодно напомнила о Караксе новому поколению синефилов. Для мирового кине- матографа этот фильм стал относительным триумфом. Зато Cahiers du Сinema назвал «Святые моторы» лучшим фильмом года и одним из лучших – десятилетия.

Каракс из тех режиссеров, для которых фильм не может быть дежурным мероприятием. Из той же плеяды такие мас- тера, как Рой Андерсон, который делал перерыв в карьере на 25 лет, чтобы отточить авторский стиль, или Терренс Ма- лик, для которого десять лет препродакшена не срок. Но когда пазл складывается, они берутся за дело и доводят его до конца.

В случае с Караксом сложнейшая постановка «Святых мо- торов», а также все сопутствующие процессы заняли считаные месяцы, прошедшие после смерти Катерины Голубевой. В «Моторах» есть пронзительная сцена: в ней Оскар, еще не успевший войти в новый образ, встречает свою старую возлюбленную Еву. Они поднимаются на крышу универмага, где Ева исполняет песню, а когда Оскар возвращается к своему лимузину, Ева прыгает вниз. Но также в картине есть и жестокий эпизод, когда Оскар ударом ножа убивает своего двойника – депрес- сивного мужчину, который оказывается виновен в гибели Евы. В финальных титрах «Святых моторов» зритель видит фотографию Голубевой и надпись кириллицей: «Катя, тебе».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Парадоксально, но Караксу удалось выйти в мейнстрим. Когда-то, еще в 1990-е, он заявил в интервью, что, конечно, хо- тел бы видеть Шэрон Стоун в своем фильме, но еще лучше – своей женой. Не прошло и тридцати лет, как режиссер снял в Голливуде настоящий мюзикл. «Аннетт» с Адамом Драйвером и Марион Котийяр в главных ролях – история о циничном комике, который совершает двойное убийство, отправляя на тот свет свою жену и друга-дирижера, а потом отправляется за это в пожизненное заключение. Тот же, что и в «Моторах», мотив вины за содеянное задает нерв всей истории.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В «Аннетт» Каракс прилагает титанические усилия, чтобы не начать снимать привычное ему авторское кино и разыграть трагедию в рамках незнакомого ему музыкального жанра, где со времен «Чикаго» и «Кошек» пространства для маневра нет. Как заметили критики, «Аннетт» по степени трагедийности превосходит любую итальянскую оперу – «хоть "Травиату", хоть "Риголетто". Мюзикл принес Караксу не только востор- женные отзывы публики, но и награду за лучшую режиссуру в Каннах, о которой он мечтал с юности, а братья Рон и Рас- селл Мэйл из Sparks, написавшие к музыку к картине, там же были названы лучшими композиторами 2021 года.

Какой же вывод можно сделать? Вероятно, достаточно циничный: страдания режиссера по погибшей музе оказались прикладными и деятельными. В истории мировой культуры есть похожие примеры. Писатель Уильям Берроуз в корне изменил свою жизнь и стал знаковой персоной контркультуры после того, как, играя в Вильгельма Телля, случайно застрелил в Мехико свою жену Джоан. По словам Берроуза, смерть Джоан подвела его к пожизненной борьбе, из которой не было другого выхода – только писать.

«Это не я»
«Это не я»
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Критики сравнивали «Аннетт» с самыми депрессивными картинами Линча и «безнадежными лестницами Эшера» и заключали, что Каракс будто бы «заперся в клетке и клеил пестрые коробки из фантомных болей». Киноведы задава- лись вопросом, жив ли духовно и эмоционально режиссер после трагедии, а Каракс продолжал изобретать новые сюжеты. Его оператор Каролин Шампетье находила самые дикие и нестандартные ракурсы, костюмер создавал образы на грани свободы и безумия, а многоликий Дени Лаван пе- ревоплощался раз за разом.

Новый фильм Каракса – автопортрет «Это не я». Здесь режиссер неожиданно появляется в одном кадре со своим альтер эго Дени Лаваном – похожие друг на друга почти как две капли воды, двойники медитативно выгуливают старо- го терьера. Каракс, который когда-то убил своего двойника в «Святых моторах», теперь гуляет с ним в парижском парке. Не сумев избавиться от вины, режиссер сделал из нее веч- ный двигатель. Много это или мало за сорок лет карьеры – решать, вероятно, зрителю.