Начнем с определения: мэппинг — это направление в аудиовизуальном искусстве, главный метод которого — видеопроекция на объемные объекты окружающей среды с учетом их геометрии и местоположения в пространстве. Первый в мире 3D-мэппинг в 1969 году показала компания Disney на открытии аттракциона «Призрачное поместье» в Диснейленде: на бюсты персонажей проецировали изображения с 16-миллиметровой пленки, создавая оптические иллюзии. Позже, в 1990-х, Disney запатентовала технологию проецирования цифровых изображений на трехмерные объекты.
Проецируй это: каким бывает мэппинг — самый популярный жанр медиаискусства

Современные художники также сыграли важную роль в развитии мэппинга. Например, в 1980 году художник Майкл Наймарк снимал людей в гостиной, а затем проецировал отснятый материал в этой же комнате, создавая иллюзию, будто люди действительно находились там.

Уже в середине 1990-х годов General Electric разработала технологию точного наложения 3D-моделей на физические объекты. А в конце прошлого века мэппинг начали исследовать в Университете Северной Каролины. Первой работой студентов стал проект «Офис будущего»: они хотели наладить систему работы удаленных офисов — например, с помощью проекционных технологий создавать объемные изображения коллег на видеозвонках.
Сейчас же мэппинг становится одним из главных направлений в медиаискусстве и отличной точкой входа для многих зрителей: увидев красочный мэппинг на знакомом фасаде, люди могут заинтересоваться медиаартом и миром мультимедиа в целом.

Трехмерные проекции делятся на виды в зависимости от объектов, на которые они накладываются: они бывают архитектурные (на здания и сооружения, мосты, корабли, самолеты), интерьерные, мэппинг на малые объекты (например, на еду и элементы одежды), ландшафтные (на природные объекты — горы, деревья) и интерактивные (мэппинг, с которым можно взаимодействовать с помощью различных технологий).
Самый известный вид мэппинга — архитектурный. Несмотря на то что основой работы здесь выступает привычный фасад, пространство для творчества безгранично. Это холст, на котором художники могут разворачивать разнообразные сюжеты, работая с элементами архитектуры здания. Например, на фестивале Intervals 2025 немецкая студия ruestungsschmie.de представила мэппинг FAIR³ на Главном ярмарочном доме, в котором героем стало само здание и его история. Авторы посчитали, что нет необходимости «одевать» объект, ведь он уже несет в себе социальную, экономическую и архитектурную глубину. Работа лишь усилила историю Главного ярмарочного дома и самой Нижегородской ярмарки. Мэппинг превратил фасад в динамичную сцену, где свет и звук переплетались, символизируя глобальный культурный обмен, характерный для ярмарки.

Студия formate на этом же фасаде показала мэппинг No signal. Название работы отсылает к распространенному сбою, с которым неизбежно сталкиваются специалисты мультимедиа и обычные пользователи. Инсталляция показывала, как техническая погрешность может создать своеобразный стиль. Эффект «отсутствия сигнала» показывали через сочетание классического мэппинга и «сломанных» генеративных эффектов: мелодичная оркестровая музыка в момент «ошибки» сменялась цифровым шумом, а детали фасада рассыпались на пиксели, превращаясь в экран No signal.
Проекции бывают не только на фасадах исторических зданий. Так, компания dreamlaser, организатор фестиваля, подготовила аудиовизуальную инсталляцию на заброшенной башне бывшего Горьковского нефтемаслозавода. Работа под названием «Башня крекинга» активировала индустриальное прошлое сооружения — к слову, не очень широко известного даже нижегородцам, но тем не менее притягивающего внимание. Инсталляция вступала в диалог с пространством: свет и звук проходили насквозь и вокруг старой башни, будто возвращая в нее жизнь. В этом грубом вертикальном архитектурном объекте, когда-то наполненном давлением и производственными процессами, на время фестиваля словно зародилась новая энергия — эфемерная, но ощутимая.

Бывают даже проекции на воду, а именно на водные экраны. На Intervals 2025 впервые в истории фестиваля показали такие проекции на Мещерском озере, и сразу от нескольких авторов. Французский художник Жереми Белло (Jérémie Bellot) в своей работе IRIS, a vision of the worldпредложил зрителям задуматься, а не обманывает ли нас наше зрение: то, что мы видим, зависит от света вокруг, устройства наших глаз и интерпретаций увиденного.
О восприятии мира другими существами задумалась команда dreamlaser: на озере она представила проекцию The Whale — сказку о большом ките, основанную на особенностях устройства зрения и способности к эхолокации у этих удивительных животных.

Там же можно было увидеть минималистичную голографическую инсталляцию Vector Void от RE:SORB — студии из Германии. В ней команда исследовала эфемерную природу путей в цифровом пространстве. Геометричные лучи прорезали слои падающей озерной воды, создавая мимолетные пересечения. Инсталляция показывала хрупкое взаимодействие между присутствием и отсутствием.
Проекции иногда появляются и в других природных локациях, например на деревьях. Японская художница Акико Ямашита (Akiko Yamashita) представила медитативную работу Perfectly Imperfect в сквере у Чкаловской лестницы. Вдохновением стали деревья — их устройство, то, как они растут и живут на протяжении сотен лет, не сдвигаясь при этом с места. Художница обратилась к японской философии ваби-саби, в которой ценится красота несовершенства. Статичные геометрические формы проецировались на стволы и ветви, подчеркивали природную структуру дерева, а общий минимализм побуждал зрителя переосмыслить забытые связи между человеком и природой.

Проекции могут быть не только на уличных локациях, но и внутри зданий. Например, существуют полнокупольные проекции, которые не показывают в планетариях. В этом году в Нижегородском планетарии им. Г. М. Гречко можно было увидеть видеоработы нескольких студий и художников. Венгерская художница Кати Катона (Kati Katona) подготовила работу Substratum, посвященную теме трансцендентности и затягивающую в космические порталы и тоннели. Путешествие по космосу продолжилось в купольной проекции Black Hole турецкой художницы Эйлюль Алиджи (Eylül Alıcı) — в ней автор собрала видеоинтерпретации больших данных о слиянии черных дыр, предоставленных NASA и обсерваториями EGO и LIGO. А студия Ouchhh из Турции показала работу Homeomorphism, основанную на феномене гомеоморфизма и карте рельефа Нью-Мексико. Команда Knife же отошла от паттернов и космических тоннелей, показав анимационную новеллу Hypnos о снах, как волшебных и забавных, так и мрачных, приглашая зрителя в мир между реальностью и подсознанием.
