Концерты и игрушки: как и почему «Смешарики» снова стали главным сериалом всех поколений

Они появились в конце 2003-го, воспитали целое поколение, немного ушли в тень и триумфально вернулись. Шумные концерты, где зумеры и миллениалы без оглядки на взрослую жизнь поют песни из мультфильма, очереди в сеть фастфуда за детским набором, где можно получить игрушку в виде любимого героя, и поиск на стримингах старых, но все еще актуальных и трогательных серий «Смешариков». Все это вы точно видели в последний месяц. Диджитал-эксперт и автор книги «История российского видеоблогинга» Евгений Гуцал объясняет, как один из самых популярных мультфильмов нулевых снова попал в тренды и почему его так любят взрослые.
Евгений Гуцал
Евгений Гуцал
Концерты и игрушки: как и почему «Смешарики» снова стали главным сериалом всех поколений
«Правила жизни»

«Мы на концерте Смешариков, и да, нам 22, и что вы нам скажете?!» — вопрошает в камеру длинноволосая девушка в розовых очках. Темный концертный зал забит до отказа, на сцене инструментальный ансамбль «СмешBand», на экране Крош сменяет Кар-Карыча, за ними появляется Нюша. «Ат! Вин! Та!» — надрывается на танцполе, держа телефон в руках, парень-кудряш, ему тоже явно за 20. Подпись рядом гласит: «POV: выбрал быть счастливым и пошел на концерт Смешариков». Подобные ролики заполонили наши тиктоки и рилсы, комментаторы спешат с выводами: мол, появился новый тренд и он точно перебьет Надежду Плывет Веночек Кадышеву.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Необычное культурное переосмысление любимых мультфильмов можно было бы легко объяснить эскапизмом: зумеры, сталкиваясь с довольно травматичным настоящим, бегут спасаться в детство. Но есть и другое, простое и довольно популярное мнение: Смешарики — продукт с двойным дном, этакая матрешка, и за детскими историями всегда вырисовываются пасхалки и намеки взрослым. Некоторые сцены с культурными отсылками вообще поймут только люди с высшим искусствоведческим образованием, а часть серий и вовсе поможет справиться товарищам 30+ с кризисом среднего возраста, депрессией и иже с ними.

Компания Riki и не скрывает, что, в отличие, скажем, от другого их детища, проекта «Фиксики», «Смешарики» изначально рассчитаны не только на детскую, но и на взрослую аудиторию. На это направлены отдельные коллаборации бренда и в целом позиционирование, не зря же Копатыч и Лосяш перепевали Cadillac Моргенштерна, а Бараш пародировал Билана с его «Невозможное возможно». Жизнеутверждающий посыл знаменитой песни вообще стал смыслообразующим в этой животной саге, и все философские концепции, интерпретированные в понятной для представителей младшего школьного возраста манере, тому подтверждение. «Почему я должен делать вид, что мне хорошо, когда мне в действительности плохо?» — в серии второго сезона под названием «Комната грусти» вышеупомянутый Бараш рефлексирует, сидя в камере с Совуньей и иностранцем Пином. Собиравшиеся изначально предаться апатии и меланхолии персонажи в итоге начинают делиться своими переживаниями, выговариваются друг другу, и общение в конце концов помогает им обуздать печальные мысли. Дружба однажды помогает и справиться с внутренним кризисом ученому Лосяшу, который в серии «Музотерапия» путает данные экспериментов и, запоров всю свою научную работу, тоже скатывается к депрессии (у него потерянное состояние, дергается глаз). По совету доктора Совуньи он принимает таблетки и собирается подлечить нервы с помощью музыки. Тенор Кар-Карыч, как настоящий артист, заводя романс «Милый друг», так проникается им, что начинает смахивать слезинки и падает в обморок. Пытаясь откачать товарища, сильно беспокоящийся за его жизнь Лосяш в итоге понимает, что мрачные чувства у него самого сошли на нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
"Правила жизни"

Но не Лосяш, а Бараш, сентиментальный поэт-лирик с рогами, один из центральных персонажей эпопеи, пожалуй, больше других склонен к депрессивным мотивам. Отдельная серия «Смысл жизни» показывает нам его глубокий внутренний мир: «Окно нужно, чтобы в него смотреть, но ты смотришь в него, а смотреть там нечего. Или какой смысл умываться по утрам? Чтобы быть бодрым? А какой смысл? Какой смысл вообще быть по утрам?» Наш герой с трудом выбирается из кровати, но потом снова ложится в сугроб: сил бессмысленно идти куда-то у него нет. Смысл в жизни он увидит после смены парадигмы — настоящей болезни, не депрессии на этот раз, а сильной простуды. Мораль там довольно тривиальная: нужно не отдаваться потоку мыслей, а жить моментом, но под серией на YouTube множество комментариев от зрителей, которым она помогла.

В анимационном сериале на разном сюжетном материале часто затрагиваются те или иные психологические проблемы человечества. Этот факт даже позволил интернет-активистам поставить диагнозы всем тотемным животным. У Ежика якобы ОКР, у Нюши РПП, у Кроша СДВГ, у других — еще какие-то популярные аббревиатуры. Но, как бы там ни было, сюжеты мультиков помогают людям отвлечься, перезагрузить мозг, проидентифицировать себя с каким-то персонажем, получить облегчение после катарсиса в каждой мини-драме, возможно, даже со слезами на глазах. В куче сезонов находится место и разговору про принятие себя и своих эмоций, про мотивацию и рефлексию. Ну а серию «Внутреннее пространство», например, смогут по достоинству оценить все те, кто сталкивается с переоценкой жизненного опыта и возрастными кризисами. В ней Кар-Карыч понимает, что больше не в состоянии писать такую же мощную музыку, как в юности, и внутри него теперь зияет только пустота. Он начинает заедать ее, приглашая на пир всех жителей Ромашковой долины, но в финале все равно остается в одиночестве. «Я остался один...» — обреченно протягивает ворон, чувствуя пустоту теперь не только внутри, но и снаружи. Однако эта вселенная тоска сублимируется в его сердце в мелодию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эта то ли забавная, а то ли пронзительная мульттерапия подходит всем возрастам не только потому, что будит в каждом внутреннего ребенка, но еще и потому, что довольно мягко работает с нашей тревожностью. Смешарики — наши, родные, не наивные, и не циничные — уже эволюционировали в полноценный культурный код, который знаком каждому и потому влияет на нас сильно, хотя и весьма бережно.