До шоу еще полчаса, но гости уже повсюду. Одни расслабленно попивают игристое, другие позируют на фоне сценических декораций. На них — Москва с ее вечными «сталинками» и небоскребами наших дней. Сценографы постарались: не забыли даже про букву «М», без которой столица не была бы собой в глазах зрителя. Пара девушек чуть дольше, чем предполагалось, задерживаются за стойкой, где бармены харизматично смешивают ванильную водку с маракуйей. Третий... второй... первый звонок — и вот они уже за столиками, где их ждут холодные авторские закуски от шефа. Спустя еще мгновение они вместе с другими зрителями растворяются в свете прожекторов и мотивах, давно вшитых диджеем Smash в культурный код жителей столицы. Moscow never sleeps, помните?
Весь мир — театр: как зародилось и эволюционировало бродвейское шоу

На стыке миров
У тех, кто решил провести вечер в театре «ОДЕОН» за просмотром гастрономического мюзикла «МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ», он может вызвать разные ассоциации. Возможно, это будет ностальгия по фильму, который влюбил в себя несколько поколений, но сюжет не имеет ничего общего с фильмом Владимира Меньшова. Авторы переосмысляют знакомую историю. Кто-то может увидеть в героях шоу себя — совсем еще юного и отвязного, на первых порах своей жизни в столице. Но есть всего одна параллель, которая промелькнет у всех. И особенно у тех, кто бывал в Нью-Йорке. Тот самый Бродвей. Улица, которая, как линия электропередачи, пронизывает энергией весь Манхэттен своими яркими огнями, зажигательными ритмами и шумными компаниями, которую Эдгар Аллан По называл «самой шикарной улицей Нового Света» и без которой сегодня вряд ли бы мир был знаком с таким жанром, как мюзикл.

Все начиналось с нищего и горбуна
Не всегда Бродвей жил той жизнью, с которой ассоциируется сегодня. Три столетия назад облик Бродвея, как и всего Нью-Йорка, сильно отличался от нынешнего. Никаких небоскребов и неоновых вывесок. Вместо кирпичных в основном деревянные здания. Одно из таких, расположенное на Нассо-стрит, что тянется через Финансовый квартал на юге Манхэттена, привлекло в конце 1740-х годов внимание двух театралов — Томаса Кина и Уолтера Мюррея. Помещение, рассчитанное на 280 человек, им подошло. В 1750 году в нем состоится премьера «Оперы нищего» (The Beggar's Opera). Многие будут впоследствии называть Nassau Street Theatre, где прогремит премьера «Оперы нищего», первым театром Америки.
На самом деле мнения о том, кто заложил камень театральной индустрии в США, расходятся. Зато известно наверняка, что тогда потомки британских колонистов играли в основном пьесы Шекспира и балладные оперы.
Так продолжалось до тех пор, пока в 1866 году на сцене Niblo's Garden на Принс-стрит не презентовали постановку «Черный горбун» (The Black Crook). Шоу произвело фурор. Это сегодня танцовщицами в шелковых чулках никого не удивишь, но на тот момент американцы такого еще не видели. «Черного горбуна» поставили на сцене рекордные 474 раза, а гастроли продолжались в течение многих лет. Драматурги и продюсеры в общей сложности получили более $1 млн.

Успех, который ослепляет
Театр Niblo's Garden, на тот момент самый модный в Нью-Йорке, открыл новую веху в истории Бродвея. Стало ясно, что на мюзиклах можно сколотить состояние, и эффект не заставил себя долго ждать. Помогло и то, что в конце 1870-х в Нью-Йорке появилось электрическое освещение. Это открыло дорогу ночным шоу. Манхэттен заревел с новой силой. Теперь жизнь там кипела и днем и ночью. Все активнее открывались новые театры, соревнуясь друг с другом в пестроте вывесок, афиш и фасадов. Итог: Бродвей стал не просто главной театральной артерией, но и центром ночной жизни Нью-Йорка. В 1840-х Эдгар Аллан По напишет в первом номере Бродвейского журнала: «Это аорта, по которой течет лучшая кровь нашей системы. Все, что есть на нашем континенте изысканного, прошло через эту улицу. Здесь устраиваются лучшие выставки, сюда прибывают караваны со всего света».
В XX веке бродвейские шоу и мюзиклы станут главным достоянием культурной жизни Америки. Пока Европа будет восстанавливаться после войн, коммерсанты из США на волне экономического подъема будут активно инвестировать в театр. В 1940-х Бродвей ворвется в свой золотой век легендарными мюзиклами: «Оклахома!» (Oklahoma!), «Карусель» (Carousel), «Юг Тихого океана» (South Pacific) и «Звуки музыки» (The Sound of Music). Дальше — больше. «Вестсайдская история» (West Side Story), «Моя прекрасная леди» (My Fair Lady), «Скрипач на крыше» (Fiddler on the Roof), «Чикаго» (Chicago), «Король лев» (The Lion King) — список можно продолжать бесконечно. Песни Maria, Tonight, America и Somewhere из одной только «Вестсайдской истории» начнут перепевать все, от Барбры Стрейзанд до «Маппетов». Мюзиклы влюбят в себя американского зрителя своей готовностью понять его и принять таким, какой он есть — со всеми его надеждами, страхами, силами и слабостями. Но главное — мюзиклы станут олицетворением «американской мечты». Герои будут преодолевать преграды ради самореализации, искать любовь и свободу и вопреки всему идти к своей мечте — как и завещали отцы-основатели.

На волне небывалого успеха жанр вырвется за пределы Америки. Сначала — в формате гастролей, но вскоре зарубежные страны захотят не просто предоставлять площадки для американских трупп, а создавать собственные шоу. Одним из первых тренд подхватят Париж и Лондон. Французам и до этого был близок музыкальный театр из-за привычки ходить в кабаре, поэтому жанр прижился быстро. В 1980 году Париж увидел мюзикл Клод-Мишеля Шенберга и Алена Бублиля «Отверженные» (Les Misérables), который стал сначала французским, а затем и международным хитом. Историю о неразделенной любви и разбитых надеждах, самопожертвовании и искуплении, страсти и стойкости человеческого духа увидят более 70 тыс. зрителей в нескольких десятках стран. Через шесть лет в лондонском Вест-Энде представили «Призрака оперы» (The Phantom of the Opera) Эндрю Ллойда Уэббера, который стал одним из самых успешных коммерческих проектов в истории театра. На одном лишь Бродвее он собрал более $1,3 млрд.
Московский Бродвей
К началу 2000-х практически весь мир распробовал вкус бродвейского шоу и вовсю его смаковал. Пока большие мюзиклы гастролировали по всем частям света, на местных сценах в результате экспериментов рождались свои хиты. Москва не исключение. Жители столицы уже давно познакомились с классикой музыкального театра. Кому-то посчастливилось попасть на легендарные составы зарубежных постановок, которые в 2010-х часто посещали столицу. Чего не хватало до сих пор, так это самобытных проектов, которые, сохранив дух Бродвея с его энергией живого звука, танцев и харизматичной игры, отражали бы характер местного зрителя. Теперь и такое место есть. И двери его открыты для всех.
В районе бывшей Ямской слободы каждый вечер особенный. Даже для тех, кто, прогуливаясь по старомосковским переулкам, оказался в этом месте случайно. Здесь, по 3-й улице Ямского Поля, всех прохожих встречают яркие афиши и заметная из любой части светодиодная вывеска «МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ». Одно это выражение уже не оставляет шансов отмахнуться от ностальгии по судьбам Кати, Люды и Тоси. Для тех же, кто знает, что ждет за вывеской, это пролог к новой истории о давно забытом старом. О надеждах, вызовах, поражениях, фатуме и, конечно, любви — все как в классических бродвейских мюзиклах. И как в жизни. Рассказывают ее актеры на сцене театра «ОДЕОН» в одноименной постановке в духе бродвейского шоу.
«ОДЕОН» — это другой мир. Снаружи он манит своим фактурным стилем и элементами ар-деко, внутри ослепляет хрустальными люстрами и зеркалами. Пространство словно живет по своим законам, где нет ни часов, ни суеты, ни лимитов. Только энергия звука, легкость и дух свободы, которые актеры транслируют со сцены. А еще полноценный авторский ужин от команды Pinskiy&Co — им угощают гостей, пока двое влюбленных проходят испытание столицей, которая круто меняет их жизнь. Когда же герои наконец находят (или теряют) себя и устраивают свою жизнь в Москве, приходит черед зрителей петь и танцевать под любимые треки, а также обсуждать свои успехи и перипетии. Или просто отдыхать под истории о любимом городе.

Тем, кто уже прожил этот опыт, скоро представится шанс посмотреть на него новым взглядом. Уже этой осенью команда театра выпустит новый мюзикл — «МОСКВА ОТ ЗАКАТА ДО РАССВЕТА». Эта история с элементами мистики и эротики рассказывает о пресыщенной столичной жизни, но напоминает: истинная чистая любовь способна разрушить любые барьеры. Как обещают создатели, мюзикл будет еще ярче, интереснее и зрелищнее.
К слову, в «ОДЕОНЕ» ставят не только мюзиклы. На малой сцене театра можно увидеть и экспериментальные музыкальные шоу. «МИРЫ ХАНСА ЦИММЕРА» — это путешествие по музыкальным киномирам в исполнении Imperialis Orchestra. От «Дюны» и «Последнего самурая» до «Короля Льва» и «Кунг-фу Панды» — здесь музыка, на которой выросло уже не одно поколение. Для фанатов k-pop-культуры есть отдельный проект BTS MIKROKOSMOS с хитами популярной южнокорейской группы в исполнении оркестра STL-band. Неизменно каждое представление сопровождает гастрономический аккомпанемент: гостей ждут welcome drink и тематический сет вкуснейших закусок. Так что после просмотра гастрономического мюзикла «МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ» возвращаться сюда можно вновь и вновь.
Какое бы шоу вы ни выбрали, помните: как и нью-йоркский Бродвей, «ОДЕОН» впускает в свой мир всех. Но в свои тайны посвящает только тех, кто не боится проживать все свои эмоции и мечтать, не видя преград.
Реклама. ООО «НОВЫЙ ОДЕОН».