Весь мир — театр: как зародилось и эволюционировало бродвейское шоу

Можно ли совместить на сцене оперу, водевиль и бурлеск, приправить все это джазом и добавить лихо закрученной интриги? Конечно, можно, и, кажется, вы уже догадались, о каком жанре идет речь. Мюзикл — шоу, влюбившее в себя весь мир, а также ставшее откровением и феноменом для российского зрителя. В нашей стране этот формат прижился особенно хорошо, но его сердце — на Бродвее. Пару веков назад об этой нью-йоркской улице никто не знал, а сейчас ее можно назвать культурной Меккой Америки. «Правила жизни» вместе с театром «ОДЕОН» решили разобраться, как зарождался жанр бродвейского шоу и где в Москве можно погрузиться в атмосферу главной театральной артерии Нью-Йорка.
Редакция «Правил жизни»
Редакция «Правил жизни»
Весь мир — театр: как зародилось и эволюционировало бродвейское шоу
Илья Сюзюмов

На стыке миров

До шоу еще полчаса, но гости уже повсюду. Одни расслабленно попивают игристое, другие позируют на фоне сценических декораций. На них — Москва с ее вечными «сталинками» и небоскребами наших дней. Сценографы постарались: не забыли даже про букву «М», без которой столица не была бы собой в глазах зрителя. Пара девушек чуть дольше, чем предполагалось, задерживаются за стойкой, где бармены харизматично смешивают ванильную водку с маракуйей. Третий... второй... первый звонок — и вот они уже за столиками, где их ждут холодные авторские закуски от шефа. Спустя еще мгновение они вместе с другими зрителями растворяются в свете прожекторов и мотивах, давно вшитых диджеем Smash в культурный код жителей столицы. Moscow never sleeps, помните?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У тех, кто решил провести вечер в театре «ОДЕОН» за просмотром гастрономического мюзикла «МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ», он может вызвать разные ассоциации. Возможно, это будет ностальгия по фильму, который влюбил в себя несколько поколений, но сюжет не имеет ничего общего с фильмом Владимира Меньшова. Авторы переосмысляют знакомую историю. Кто-то может увидеть в героях шоу себя — совсем еще юного и отвязного, на первых порах своей жизни в столице. Но есть всего одна параллель, которая промелькнет у всех. И особенно у тех, кто бывал в Нью-Йорке. Тот самый Бродвей. Улица, которая, как линия электропередачи, пронизывает энергией весь Манхэттен своими яркими огнями, зажигательными ритмами и шумными компаниями, которую Эдгар Аллан По называл «самой шикарной улицей Нового Света» и без которой сегодня вряд ли бы мир был знаком с таким жанром, как мюзикл.

Илья Сюзюмов

Все начиналось с нищего и горбуна

Не всегда Бродвей жил той жизнью, с которой ассоциируется сегодня. Три столетия назад облик Бродвея, как и всего Нью-Йорка, сильно отличался от нынешнего. Никаких небоскребов и неоновых вывесок. Вместо кирпичных в основном деревянные здания. Одно из таких, расположенное на Нассо-стрит, что тянется через Финансовый квартал на юге Манхэттена, привлекло в конце 1740-х годов внимание двух театралов — Томаса Кина и Уолтера Мюррея. Помещение, рассчитанное на 280 человек, им подошло. В 1750 году в нем состоится премьера «Оперы нищего» (The Beggar's Opera). Многие будут впоследствии называть Nassau Street Theatre, где прогремит премьера «Оперы нищего», первым театром Америки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На самом деле мнения о том, кто заложил камень театральной индустрии в США, расходятся. Зато известно наверняка, что тогда потомки британских колонистов играли в основном пьесы Шекспира и балладные оперы.

Так продолжалось до тех пор, пока в 1866 году на сцене Niblo's Garden на Принс-стрит не презентовали постановку «Черный горбун» (The Black Crook). Шоу произвело фурор. Это сегодня танцовщицами в шелковых чулках никого не удивишь, но на тот момент американцы такого еще не видели. «Черного горбуна» поставили на сцене рекордные 474 раза, а гастроли продолжались в течение многих лет. Драматурги и продюсеры в общей сложности получили более $1 млн.

Илья Сюзюмов
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Успех, который ослепляет

Театр Niblo's Garden, на тот момент самый модный в Нью-Йорке, открыл новую веху в истории Бродвея. Стало ясно, что на мюзиклах можно сколотить состояние, и эффект не заставил себя долго ждать. Помогло и то, что в конце 1870-х в Нью-Йорке появилось электрическое освещение. Это открыло дорогу ночным шоу. Манхэттен заревел с новой силой. Теперь жизнь там кипела и днем и ночью. Все активнее открывались новые театры, соревнуясь друг с другом в пестроте вывесок, афиш и фасадов. Итог: Бродвей стал не просто главной театральной артерией, но и центром ночной жизни Нью-Йорка. В 1840-х Эдгар Аллан По напишет в первом номере Бродвейского журнала: «Это аорта, по которой течет лучшая кровь нашей системы. Все, что есть на нашем континенте изысканного, прошло через эту улицу. Здесь устраиваются лучшие выставки, сюда прибывают караваны со всего света».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В XX веке бродвейские шоу и мюзиклы станут главным достоянием культурной жизни Америки. Пока Европа будет восстанавливаться после войн, коммерсанты из США на волне экономического подъема будут активно инвестировать в театр. В 1940-х Бродвей ворвется в свой золотой век легендарными мюзиклами: «Оклахома!» (Oklahoma!), «Карусель» (Carousel), «Юг Тихого океана» (South Pacific) и «Звуки музыки» (The Sound of Music). Дальше — больше. «Вестсайдская история» (West Side Story), «Моя прекрасная леди» (My Fair Lady), «Скрипач на крыше» (Fiddler on the Roof), «Чикаго» (Chicago), «Король лев» (The Lion King) — список можно продолжать бесконечно. Песни Maria, Tonight, America и Somewhere из одной только «Вестсайдской истории» начнут перепевать все, от Барбры Стрейзанд до «Маппетов». Мюзиклы влюбят в себя американского зрителя своей готовностью понять его и принять таким, какой он есть — со всеми его надеждами, страхами, силами и слабостями. Но главное — мюзиклы станут олицетворением «американской мечты». Герои будут преодолевать преграды ради самореализации, искать любовь и свободу и вопреки всему идти к своей мечте — как и завещали отцы-основатели.

Илья Сюзюмов
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На волне небывалого успеха жанр вырвется за пределы Америки. Сначала — в формате гастролей, но вскоре зарубежные страны захотят не просто предоставлять площадки для американских трупп, а создавать собственные шоу. Одним из первых тренд подхватят Париж и Лондон. Французам и до этого был близок музыкальный театр из-за привычки ходить в кабаре, поэтому жанр прижился быстро. В 1980 году Париж увидел мюзикл Клод-Мишеля Шенберга и Алена Бублиля «Отверженные» (Les Misérables), который стал сначала французским, а затем и международным хитом. Историю о неразделенной любви и разбитых надеждах, самопожертвовании и искуплении, страсти и стойкости человеческого духа увидят более 70 тыс. зрителей в нескольких десятках стран. Через шесть лет в лондонском Вест-Энде представили «Призрака оперы» (The Phantom of the Opera) Эндрю Ллойда Уэббера, который стал одним из самых успешных коммерческих проектов в истории театра. На одном лишь Бродвее он собрал более $1,3 млрд.

Московский Бродвей

К началу 2000-х практически весь мир распробовал вкус бродвейского шоу и вовсю его смаковал. Пока большие мюзиклы гастролировали по всем частям света, на местных сценах в результате экспериментов рождались свои хиты. Москва не исключение. Жители столицы уже давно познакомились с классикой музыкального театра. Кому-то посчастливилось попасть на легендарные составы зарубежных постановок, которые в 2010-х часто посещали столицу. Чего не хватало до сих пор, так это самобытных проектов, которые, сохранив дух Бродвея с его энергией живого звука, танцев и харизматичной игры, отражали бы характер местного зрителя. Теперь и такое место есть. И двери его открыты для всех.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В районе бывшей Ямской слободы каждый вечер особенный. Даже для тех, кто, прогуливаясь по старомосковским переулкам, оказался в этом месте случайно. Здесь, по 3-й улице Ямского Поля, всех прохожих встречают яркие афиши и заметная из любой части светодиодная вывеска «МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ». Одно это выражение уже не оставляет шансов отмахнуться от ностальгии по судьбам Кати, Люды и Тоси. Для тех же, кто знает, что ждет за вывеской, это пролог к новой истории о давно забытом старом. О надеждах, вызовах, поражениях, фатуме и, конечно, любви — все как в классических бродвейских мюзиклах. И как в жизни. Рассказывают ее актеры на сцене театра «ОДЕОН» в одноименной постановке в духе бродвейского шоу.

«ОДЕОН» — это другой мир. Снаружи он манит своим фактурным стилем и элементами ар-деко, внутри ослепляет хрустальными люстрами и зеркалами. Пространство словно живет по своим законам, где нет ни часов, ни суеты, ни лимитов. Только энергия звука, легкость и дух свободы, которые актеры транслируют со сцены. А еще полноценный авторский ужин от команды Pinskiy&Co — им угощают гостей, пока двое влюбленных проходят испытание столицей, которая круто меняет их жизнь. Когда же герои наконец находят (или теряют) себя и устраивают свою жизнь в Москве, приходит черед зрителей петь и танцевать под любимые треки, а также обсуждать свои успехи и перипетии. Или просто отдыхать под истории о любимом городе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Илья Сюзюмов

Тем, кто уже прожил этот опыт, скоро представится шанс посмотреть на него новым взглядом. Уже этой осенью команда театра выпустит новый мюзикл — «МОСКВА ОТ ЗАКАТА ДО РАССВЕТА». Эта история с элементами мистики и эротики рассказывает о пресыщенной столичной жизни, но напоминает: истинная чистая любовь способна разрушить любые барьеры. Как обещают создатели, мюзикл будет еще ярче, интереснее и зрелищнее.

К слову, в «ОДЕОНЕ» ставят не только мюзиклы. На малой сцене театра можно увидеть и экспериментальные музыкальные шоу. «МИРЫ ХАНСА ЦИММЕРА» — это путешествие по музыкальным киномирам в исполнении Imperialis Orchestra. От «Дюны» и «Последнего самурая» до «Короля Льва» и «Кунг-фу Панды» — здесь музыка, на которой выросло уже не одно поколение. Для фанатов k-pop-культуры есть отдельный проект BTS MIKROKOSMOS с хитами популярной южнокорейской группы в исполнении оркестра STL-band. Неизменно каждое представление сопровождает гастрономический аккомпанемент: гостей ждут welcome drink и тематический сет вкуснейших закусок. Так что после просмотра гастрономического мюзикла «МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ» возвращаться сюда можно вновь и вновь.

Какое бы шоу вы ни выбрали, помните: как и нью-йоркский Бродвей, «ОДЕОН» впускает в свой мир всех. Но в свои тайны посвящает только тех, кто не боится проживать все свои эмоции и мечтать, не видя преград.

Реклама. ООО «НОВЫЙ ОДЕОН».