Страна: Франция
Хулиганы в кино: 8 революционных фильмов, снятых вопреки правилам
«Ноль за поведение» / Zéro de conduite (1933)
Режиссер: Жан Виго

Жан Виго умер в 29 лет, но все же успел вписать свое имя в пантеон классиков французского кинематографа. Его драма «Ноль за поведение» породила целое направление фильмов о юных хулиганах. Главные герои картины — учащиеся школы-интерната, вынужденные жить под надзором строгих и часто несправедливых преподавателей. Однажды воспитанники устраивают бунт и запирают директора в чулане. Сатира на взаимоотношения народа и правительства во Франции не осталась без внимания, и фильм был запрещен к показу вплоть до 1946 года.
«Малолетние преступники» / Furyo shonen (1961)
Страна: Япония
Режиссер: Сусуму Хани

Сусуму Хани — один из «теневых классиков» японской новой волны. Его первый игровой фильм — «Малолетние преступники» — это драма о жизни юного уголовника Хироси Асаи, оказавшегося в тюрьме после ограбления ювелирного магазина. В тюрьме ему должны привить любовь к труду и дисциплине. Фильм снят в псевдодокументальной манере с участием непрофессиональных актеров в настоящем исправительном учреждении. Режиссер исследует важный для Японии 1960-х вопрос — каким будет новое общество, построенное на руинах поверженной страны.
«Отбросы» / Scum (1979)
Страна: Великобритания
Режиссер: Алан Кларк

Работа «Отбросы» Алана Кларка должна была стать частью телепрограммы «Пьеса дня», но была запрещена к показу из-за слишком реалистичного изображения британских тюрем для несовершеннолетних. Через два года Кларк вместе с Роем Минтоном переработал сценарий в полноценный фильм о молодом преступнике Карлине. Наполненная сценами насилия картина обличала недостатки тюремной системы Великобритании и была показана на телевидении только в 1983 году. Фильм получил статус культового в синефильской среде.
«Ультра» / Ultrà (1991)
Страна: Италия
Режиссер: Рикки Тоньяцци

«Ультра» — редкий экземпляр из Италии на фоне засилья британских фильмов об околофутбольном сообществе. Рикки Тоньяцци рассказал историю вышедшего из тюрьмы хулигана по кличке Принц. Картина пропитана духом анархизма, но без романтизации явления – хулиганы здесь не самые приятные ребята, хотя и не лишены обаяния. На съемках не обошлось без настоящих фанатов и излюбленной в этом жанре ручной камеры, создающей атмосферу документальности происходящего. Критики по достоинству оценили «Ультру» — Тоньяцци получил приз за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале.
«Народ против Ларри Флинта» / The People vs. Larry Flynt (1996)
Страна: США
Режиссер: Милош Форман

Один из главных хулиганов Америки — Ларри Флинт, владелец сети стрип-клубов — в 1970-х стал издавать легендарный порнографический журнал Hustler, где помимо эротического контента публиковались статьи с жесткой критикой внешней и внутренней политики США. Милош Форман выстроил сюжет байопика вокруг судебных разбирательств, связанных со скандальными публикациями в журнале Флинта. Чью же сторону займет правосудие — оклеветанных поборников морали или борцов за свободу слова? Самого Флинта сыграл Вуди Харрельсон, за что получил номинацию на «Оскар», а роль его спутницы исполнила главная голливудская «оторва» Кортни Лав. Фильм о неугомонном Флинте вышел почти перед началом очередных президентских выборов, что само по себе стало невиданной для того времени провокацией.
«Забавные игры» / Funny Games (1997)
Страна: Австрия
Режиссер: Михаэль Ханеке

«Забавные игры» считаются самым спорным фильмом Ханеке — во время премьеры в Каннах треть зрителей покинула кинотеатр, не дожидаясь финала. В картине режиссер исследует природу насилия на примере обыкновенной буржуазной семьи, чтобы зрителю было проще ассоциировать себя с жертвами. В неспешную жизнь Анны, Георга и их сына под видом гостей-соседей врываются два психопата. Без каких-либо причин они одного за другим пытают, а потом убивают всех членов семьи. Задача режиссера не столько напугать зрителей, сколько заставить почувствовать дискомфорт. По его словам, «Забавные игры» — исследование реакций человека, смотрящего на насилие и становящегося его соучастником. Спустя десять лет Ханеке снял американский ремейк картины, где главные роли исполняли уже известные актеры — Наоми Уоттс, Тим Рот и Майкл Питт.
«Идиоты» / Idioterne (1998)
Страна: Дания
Режиссер: Ларс фон Триер

Во время работы над сериалом «Королевство» Ларс фон Триер вдруг понял, что устал от «папочкиного» кино с предсказуемыми сюжетами, тяжеловесными декорациями и вылизанной операторской работой. На съемках он нащупал новый стиль, постулаты которого легли в основу «Догмы 95» — манифеста датских кинематографистов. «Идиоты» стал вторым фильмом, снятым по заветам «Догмы». В своей картине Триер рассуждает, что было бы, если бы люди пробудили своих внутренних идиотов и вышли за границы дозволенного. Уставшие от социальных норм герои фильма образуют коммуну и прикидываются душевнобольными, разыгрывая окружающих. Достаточно безобидная затея выходит из-под контроля, когда между членами группы начинают складываться личные взаимоотношения, а внешний мир постепенно проникает в жизнь «идиотов». Фильм снят ручной камерой без музыкального сопровождения и реквизита, что придает ему реалистичности.
«Бронсон» / Bronson (2008)
Страна: Великобритания
Режиссер: Николас Виндинг Рефн

Еще один провокатор-трикстер из Дании — Николас Виндинг Рефн — с начала своей карьеры нарушал все возможные правила. В своей радикальной арт-драме о самом известном заключенном Великобритании Чарльзе Бронсоне он предлагает взглянуть на феномен преступности как на своеобразный перформанс, а на наиболее одиозных преступников — как на актеров, творящих собственное кино. «Бронсон» – это тонкий психологический портрет антигероя, поданный через гротеск, черный юмор и стильные визуальные образы. Он не предлагает морали или сочувствия — только странную, гипнотическую одержимость. Для подготовки к роли главного британского уголовника Том Харди посещал тюрьму и лично беседовал с Бронсоном, который в свою очередь подарил Тому собственные усы и позже восторженно отзывался о проделанной актером работе.