«Материалистка»: Дакота Джонсон, Педро Паскаль и Крис Эванс ищут любовь в большом городе

С 19 июня в прокате «Материалистка» — второй проект постановщицы-алхимика Селин Сон. Несколько лет назад ее дебютные и пронзительные «Прошлые жизни» разбили зрительские сердца. В своей следующей картине она пытается собрать их заново — с другими героями и вводными. Кинокритик Елена Зархина рассказывает про ценность «Материалистки» и то, как Селин Сон перезапускает не только сердца, но и умные ромкомы.
Елена Зархина
Елена Зархина
«Материалистка»: Дакота Джонсон, Педро Паскаль и Крис Эванс ищут любовь в большом городе
A24

Очаровательная Люси (Дакота Джонсон) — профессиональная сваха. Она работает в крупнейшем брачном агентстве в Нью-Йорке, где к подбору пары подходят с математической точностью. Союз возможен при совпадении множества пунктов, важнейшие из которых — финансовый статус, политические взгляды, семейный бэкграунд и внешняя совместимость. Мужчины традиционно хотят помоложе и постройнее, женщины — повыше и побогаче. В этом океане возможностей Люси ловко лавирует между чужими пожеланиями и возможностями. Чаще удачно: на ее счету девять клиентских браков, что кажется большой удачей по нынешним временам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На торжестве одних из своих клиентов она знакомится с обаятельным Гарри (Педро Паскаль), которого позже назовет единорогом — не мужчина, а вымирающий вид. Гарри неприлично богат, хорош собой, статен, умен и прекрасно воспитан. Люси заманивает его себе в клиенты, обещая партию получше, но Гарри очарован самой героиней и устоять перед его ухаживаниями невозможно. Да и зачем — вот же он идеальный мэтч. Но на той же самой свадьбе в кейтеринге подрабатывает Джон (Крис Эванс) — неудачливый артист, в свои 47 все еще снимающий жилье с друзьями, и прошлая большая любовь Люси. Вместе они когда-то строили большие планы на будущее, мечтая стать успешными актерами, только Люси раньше Джона поняла, что этим ей на хорошую жизнь не заработать и отправилась строить чужую любовь. Внезапная встреча ее возможного будущего, воплощенного в Гарри, и ее болезненного прошлого в лице Джона ставит Люси в тупик: как ей выбраться из сложившегося любовного переплета и кому этот выбор доверить — разуму или чувствам?

Селин Сон — не просто главный амбассадор пронзительных лавстори студии А24, но режиссер, за творчеством которого хочется наблюдать с одержимостью отъявленного вуайериста. Тем более, что сама она, кажется, не против оголить собственные чувства. Во многом основанные на личном опыте «Прошлые жизни» рассказывали о троице героев, обнаруживших себя в спонтанном любовном треугольнике. Замужняя Нора (Грета Ли) встречала своего давнего друга Хэ Сона (Тео Ю из «Лета» Кирилла Серебренникова), с которым некогда пережила опыт первой любви в подростковом возрасте. Теперь Нора замужем за Артуром (Джон Магаро) и маршрут ее жизни четко сложился. Однако несколько проведенных дней с Хэ Соном пробуждают в ней былые чувства и неразрешенные вопросы. Когда-то между молодыми людьми так и не случилось настоящих отношений и не ошиблась ли тогда Нора, предпочтя Хэ Сону Артура, тоже страдающего от неопределенности растерянной жены?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
A24

«Прошлые жизни» вопреки тривиальности общей фабулы сюжета про сердца трех сильно отходили от классической формулы подобных историй. А мучительный внутренний спор героини казался универсальным: дело ведь не только в том, кто надел на твой безымянный палец обручальное кольцо, а в том, как мы вообще выстраиваем свою жизнь, в том числе и за пределами романтической сферы. Занимаемся ли мы тем, чем хочется? Окружают ли нас люди, с которыми нам хорошо? И не проходит ли наша жизнь мимо нас? Через болезненную и хрупкую коммуникацию Норы, Артура и Хэ Сона образовывалась фигура посложнее обычного любовного треугольника — возникала целая мультивселенная возможностей, каждую из которых было страшно упустить.

На математические фигуры и формулы на первый взгляд раскладывается и новый фильм Сон, в котором будто бы тот же первоначальный импульс: девушка мечется между двумя мужчинами, с каждым из которых потенциально может как обрести невероятное счастье, так и обречь себя на то, чтобы это счастье никогда не испытать. Расчетливая Люси даже при наличии профессиональной деформации трезво оценивает себя и собственные шансы на большой любовный куш. «Брак — это договор», — часто повторяет она клиенткам, напоминая, что эйфория в супружестве рискует быстро испариться. А потому важно спросить себя не только, люблю ли я этого человека, но не возненавидим ли мы друг друга через пару лет?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ее подход востребован и приносит свои плоды — правда ровно до первого просчета. На очередном свидании ее клиентов мужчина совершает сексуализированное насилие. Так становятся понятны две вещи. Первое: женщины страшно не защищены и уязвимы даже, когда встреча организована профессиональной сводницей. Это больно ранит пострадавшую клиентку Люси. Второе: сама Люси сталкивается с неприятной реальностью — как бы она не старалась узнать своих клиентов и сложить их в идеальную пару, предсказать, как человек поведет себя в интимной сфере совершенно невозможно. В этом поиске взаимности крошатся не только сердца, но и нарушается базовая граница телесности.

A24

Когда наработанные схемы сбоят, своей опоры лишается и Люси — впервые мы видим не уверенную в себе женщину, высекающую любовь из воздуха во благо чужих семей, но сломанного человека, отчаянно неуверенного в себе и своей значимости за пределами рабочего офиса. «Все дело в ценности. С тобой я ощущаю себя ценной», — говорит она Гарри, а еще ранее напоминает о силе ценности в партнерских отношениях своей клиентке. Ценность и правда важный фундамент любви, но достаточно ли только ее?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разум и чувства вступают в окончательный конфликт, когда выясняется, что рациональным умом сердце не понять: оно откликается на что-то свое и искусственно его не запустить, как ни старайся. Хотя Сон, снимая фильм как классический ромком, все же реанимирует сердца — героев и зрительские. Попутно напоминая, за что мы так любим этот жанр. Например, за идеальную выверенность. Сон нащупывает точный баланс между смешным и грустным, болезненным и исцеляющим, умным и ребячески бестолковым. А еще, конечно, за героев: Джонсон, Паскаль и Эванс складываются в кастинг мечты — оттого он так нереалистичен и притягателен. Это три очень конвенционально красивых человека, которыми хочется неприкрыто любоваться. Но за внешним фасадом их привлекательности скрыто много уязвимых точек и ран: неуверенность в себе, страх одиночества, нерешительность и боль от того, как же сложно найти себе пару в мире, где уже 8 миллиардов человек, но тот самый никак не отыскивается.

Ценно и то, что «Материалистка», вопреки своему названию, кино — сплошь про чувства: стихийные, непостижимые, оголенные, красивые и взрослые. Все участники этого трио умеют четко артикулировать то, какие баталии разворачиваются у них внутри: что они чувствуют, чего хотят и что этому важному внутреннему росту предшествовало. Их коммуникация естественна и красива — у Сон каждый диалог как важное откровение, потому что слова в устах героев рождаются не из головы, но из сердца. Наблюдать за ними, следовать их дорогой и гадать, какой же выбор сделает Люси — сплошное удовольствие, потому что в этом много убедительной жизненности и глубины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Постановщица даже намеренно рифмует схожие сцены в «Прошлых жизнях» и «Материалистке» — те, в которых герои стоят у обочины дороги, не зная, как поступить: отпустить друг друга или заключить в крепкие объятия. В своей новой работе Сон уже не мечется и знает точный ответ, чем превращает историю в традиционный ромком. Не только потому что за два часа нас искупали в водопаде любви, но и потому что у этой любви в кои-то веки счастливый финал. В эпоху распада всего вокруг Селин Сон заключает: любовь никогда не перестает, пусть даже что-то в нас когда-то больно сломалось.