В основной части программы — мультимедиахудожники из разных стран со сложными и многослойными инсталляциями. За оформление главной сцены бессменно отвечает студия SILA SVETA, которая также курирует арт-программу, так что планка была высокая, и вот что получилось.
Звуковая рефлексия и авангардный симбиоз: гид по арт-программе фестиваля Outline 2025
Основная программа
TUNDRA — NODA, ROW

Междисциплинарный коллектив TUNDRA покажет на фестивале две работы — лазерную аудиовизуальную инсталляцию NODA (это будет премьера) и голографическую инсталляцию ROW. Первая посвящена синтезу света и звука: электромагнитные колебания и акустические волны не взаимодействуют напрямую, но имеют общую волновую природу, так что ими можно управлять, как единым инструментом, и художники сплавляют их в одну фактуру. Вторая исследует взаимодействие звука с изображением и пространством: десять голографических LED-дисплеев, выстроенных в ряд, создают световую скульптуру — визуализацию звуковых волн.
LYM ART — «Антихрупкость»


Проект художников студий LYM ART / LYM Robotics Надин Захаровой и Дмитрия Масаидова, созданный совместно с Т-Банком, — инсталляция, визуализирующая пять этапов рождения и развития мысли: потенциал, давление, эволюция, устойчивость и стремление. Два робота-манипулятора, как электроды индукционной катушки, удерживают баланс и выпускают волюметрические нити — именно так, по мнению авторов, и выглядит возникновение идеи.
Gan Jian — No Self

Медиахудожник и экспериментатор из Пекина Ган Джиэн покажет пространственный объект No Self — метафору своего непростого опыта в условиях модернизации общества — и приглашает зрителей к соучастию. Геометричная среда, низкочастотный звук, пульсирующий свет и текстовые фрагменты создают рекурсивную пространственную петлю, которая затягивает и постепенно обостряет чувства до предела. В результате вы будто растворяетесь в этом поле, но вместе с тем и перезагружаетесь.
Marc Vilanova — Cascade

Медиахудожник из Барселоны Марк Виланова работает с феноменами на стыке науки, природы, технологий и искусства. Его инсталляция станет пространством для звуковой рефлексии: она посвящена теме шумового загрязнения, вызванного индустриализацией. Оно ставит под угрозу некоторые критически важные для биосферы феномены: так, например, некоторые птицы во время миграций ориентируются на инфразвуковые частоты, воспроизводимые крупными водопадами. Инсталляция Cascade воспроизводит эти инфразвуковые записи, а светящееся оптоволокно визуализирует водопад.
Recycle Group — «Портал, Врата»

В прошлом году на Outline работы коллектива Recycle Group, отсылающие к «Вратам ада» Родена («На самом деле она не про ад, а в целом про мировосприятие и духовные миры. Мы взяли этот образ портала, в котором есть разные персонажи, которые выходят из нашего стандартного физического состояния в спиритуально-цифровое», — рассказали тогда художники Андрей Блохин и Георгий Кузнецов), стали одними из хедлайнеров арт-программы, теперь же они получат постоянное место в здании главной сцены. Так что если вы пропустили прошлогодний фестиваль, отчасти можно наверстать впечатления.
Опен-кол-программа
В этом году опен-кол был особенно масштабным и состоял также из двух частей. Первая — «Искусство», в рамках которой художники создавали объекты и перформансы: к участию было допущено 170 работ, победителей определяли художественные руководители Arma17 и Outline, студий Sila Sveta и C E T A П. Вторая — «Медиаискусство», которое вынесли в самостоятельное направление фестиваля, курировала его сооснователь фестиваля Intervals Ксения Чеховская, а в жюри были представители студий 404.zero, Sila Sveta, media.tribe — они обработали 160 заявок из разных стран. В результате выбрали 16 победителей в категории «Искусство» и восемь перформативных проектов, а десяти медиахудожникам выделили ресурсы на реализацию технологически сложных проектов. Мы приводим буквально несколько хайлайтов, но советуем посмотреть работы всех финалистов.
Никита Дмитриев — «Отражение»

Атмосфера Outline располагает к тому, чтобы искать точки соприкосновения между природой и технологиями, вот и художник Никита Дмитриев решил через свой объект обратить внимание на крошечных существ, которых мы редко замечаем в лесу, и отдать должное их роли в экосистеме. Паук неслучайно зеркальный: мы видим в отражении самих себя и волей-неволей тоже становимся частью этой системы.
ТО «КОННЕКТ» и Артем Коневских — «Интерконнект»

Творческое объединение «КОННЕКТ» в своей инсталляции исследует коллективный разум через сходство человеческого мозга с грибным мицелием. Про грибы в последнее время много говорят, и неспроста: эти организмы не раз влияли на развитие всей нашей цивилизации, а теперь люди пытаются найти все новые и новые подходы к пониманию таких отличных от нас существ. На этот раз художники подключили к мицелию нейроинтерфейс, который визуализирует «эмоциональное состояние» гриба, чтобы у нас был шанс на эмпатию.
SLOИ × Organic Punk × Timeless — «Проросшие»

Тройная коллаборация разных команд (Organic Punk работает на стыке биоинженерии и регенеративного земледелия, SLOИ специализируется на 3D-печати бетонными смесями, а Timeless Landscape исследует ландшафтную культуру) получилась по-настоящему междисциплинарной. В качестве главного референса взяли замки из мокрого песка, которые все мы строили в детстве: здесь метафора медитативной игры воплотилась в монументальной форме.
Black April: Slava Saf, Артур Софин × Александра Василенко — Light Path

Отдельную часть программы опен-колов посвятили медиаискусству, и в этот раз в фокусе внимания оказалось использование света в контексте технологических инноваций, а еще его взаимодействие с окружающей средой и то, как свет может менять наше восприятие. Одна из десяти работ-финалистов — «световой путь», лабиринт, по которому команда проекта предлагает погулять или заблудиться в нем, но найти какие-то важные для себя ответы.
broken composers — PSR J1032−5804 (umbra)


Работа арт-дуэта broken composers находится на стыке дисциплин, но условно отнесена к медиаискусству: огромная, с десяток метров высотой, инсталляция из зеркал и источников света создает причудливое бликующее пространство отражений и переотражений, напрочь ломающее восприятие и погружающее зрителей в искаженный мир.
LABSHA — MEMORIA
В категории «Перформативное искусство» сложно выделить кого-то одного, потому что все проекты программы добавляют контекстуальному опыту глубины. Творческая мастерская Анастасии Шайкиной LABSHA представит целую выставку экспонатов-перформансов, которая через призму циркового искусства и телесность будет рассказывать о памяти, воспоминаниях, внутренних виртуальных архивах, то есть о том, что по кирпичикам складывает идентичность.