«Уличное искусство хоть и имеет приставку "суб", но все же культура»: стрит-артисты — о хулиганстве, граффити и созидании

Рисование на стенах в какой-то момент будто бы стало синонимом хулиганства, но и граффити, и стрит-арт — феномены куда более глубокие, многогранные и, мы уверены, созидательные, а не разрушительные. Чтобы убедиться в этом, мы расспросили художников уличной волны и основательницу платформы «Сабстанция» Сабину Чагину, которая два десятилетия изучает российский стрит-арт, где проходит граница между вредным и полезным — и в творчестве, и в жизни.
Варя Баркалова
Варя Баркалова
«Уличное искусство хоть и имеет приставку "суб", но все же культура»: стрит-артисты — о хулиганстве, граффити и созидании
Фотограф Сергей Красавин

Никита Dusto

Граффити — не вандализм, а что вандализм?
Вандализм — это умышленное уничтожение или порча чужого имущества, памятников культуры, произведений искусства, общественных объектов или других ценностей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что самое хулиганское вы совершали в жизни?
Не спал в тихий час!

Где граница между здоровым хулиганством и вредным?
Здоровое хулиганство — это, например, сделать не 10, а 12 километров на пробежке, вредное — это курить три сигареты подряд.

Почему уличное искусство — про созидание?
Созидание — это процесс сознательного создания чего-то нового, ценного, полезного или прекрасного, направленный на развитие, улучшение, рост или привнесение смысла. А про что уличное искусство — решать вам!

Работа Никиты Dusto
Работа Никиты Dusto
Архивы пресс-службы

Максим Има

Граффити — не вандализм, а что вандализм?
Граффити — вандализм, а что не вандализм? Я бы скорее так перефразировал. Если мы определяем то или иное действие с точки зрения закона, то каждый случай нужно разбирать отдельно. Граффити, созданное по обсыпающейся лепнине исторического фасада, например, даст возможность ярче увидеть проблему и в дальнейшем, возможно, приведет к тому, что устранение одной проблемы поможет решить также ряд других.

Что самое хулиганское вы совершали в жизни?
Решил, что буду практиковать мелкое хулиганство, но часто.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Где граница между здоровым хулиганством и вредным?
Там, где ты ее начертил, но нужно помнить, что за все необходимо нести ответственность!

Почему уличное искусство — про созидание?
Я бы не стал настолько романтизировать эту культуру. Повторюсь: эгоизма и саморефлексии в этом намного больше, чем тяги к созданию прекрасного.

Работа Максима Имы
Работа Максима Имы
Архивы пресс-службы

Алексей Партола

Граффити — не вандализм, а что вандализм?
В УК РФ очень четко прописано, что есть вандализм: порча имущества. Занятно, что при согласии владельца имущества это часто переходит в раздел искусства.

Что самое хулиганское вы совершали в жизни?
Все самое хулиганское было только по любви.

Где граница между здоровым хулиганством и вредным?
Хулиганство есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Вот тут и проходит граница — в наличии уважения.

Почему уличное искусство — про созидание?
Действительно, почему? Совсем так не думаю. Будет работа созидать или, наоборот, стимулировать к разрушению — решение только за автором.

Алексей Партола, Никита Dusto, «Зимняя канавка», 2023
Алексей Партола, Никита Dusto, «Зимняя канавка», 2023
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кирилл Ашастин (Ashesteen)

Граффити — не вандализм, а что вандализм?
Граффити в классическом виде — это вандализм, как и беспорядочная реклама в городской среде, например.

Что самое хулиганское вы совершали в жизни?
Наносил граффити на частной собственности.

Где граница между здоровым хулиганством и вредным?
Если для зрителя, то ровно на таком же уровне, как хорошая и плохая музыка. Разница — в понимании, вовлеченности и в процессе.

Почему уличное искусство — про созидание?
Не всегда. Бывает, что это просто борьба художника со своим эго.

Алексей Партола, из книги «Части стен 3»
Алексей Партола, из книги «Части стен 3»
Архивы пресс-службы

Petro (Aesthetics group)

Граффити — не вандализм, а что вандализм?
Вандализм для меня — действия, направленные на то, чтобы вывести что-то из строя и рабочего состояния, сделав непригодным для использования. То есть в моей интерпретации вандализмом можно считать, к примеру, железный забор, который мешает свободному перемещению по городу, или плохую архитектуру.

Что самое хулиганское вы совершали в жизни?
Хулиганство внутри субкультуры и за ее пределами — понятия очень разные. «Внутренние» истории я хотел бы оставить для тех, кто в теме. Из любопытного: с годами одна протяженная городская стена, которую я расписывал нелегально на протяжении многих лет, стала как бы «согласованной» галереей под открытым небом. Сегодня туда даже водят экскурсии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Где граница между здоровым хулиганством и вредным?
Одно дело — когда действие подразумевает умышленную порчу имущества исключительно ради адреналина, другое — осмысленный творческий акт, за которым есть высказывание или идея.

Почему уличное искусство — про созидание?
Потому что это всегда диалог между художником и обществом, который провоцирует на новый взгляд на город.

Работа Petro (Aesthetics group), Жуковский, 2024
Работа Petro (Aesthetics group), Жуковский, 2024
Архивы пресс-службы

Nootk

Граффити — не вандализм, а что вандализм?
На мой взгляд, настоящий вандализм — это блоки кондиционеров, влепленные на фасады как попало, вперемешку с этими «прекрасными» кабелями. Просто потому, что штробить стену внутри помещения долго и пыльно. Как и кричащие вывески или световые короба таких размеров, чтобы вы точно не прошли мимо.

Что самое хулиганское вы совершали в жизни?
В наше время и в нашем месте... Лучше не вспоминать ошибки молодости.

Где граница между здоровым хулиганством и вредным?
Если говорить про граффити или стрит-арт, то зачастую это не вандализм и не хулиганство, а скорее инициатива и искренняя любовь к субкультуре. Справедливости ради: райтеры порой перегибают палку. В мире уличного искусства есть негласное правило: тег можно перебить флопом, флоп — куском, а кусок — более сложным рисунком с фоном. По этой логике, нельзя рисовать на архитектуре и памятниках. Это уже не просто стены, а произведения искусства, которые уличному художнику не переплюнуть. Такое творчество вне кодекса чести. Другое дело — мурал или паблик-арт-объект, когда художник осмысленно взаимодействует с городской средой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему уличное искусство — про созидание?
Хотя бы потому, что уличное искусство хоть и имеет приставку «суб», но все же это культура. Оно превращает безликие стены в точки притяжения, добавляет городу характера и говорит с людьми напрямую. Для многих молодых людей эта культура стала социальным лифтом и серьезной технической школой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Nootk, White Sox, 2022
Nootk, White Sox, 2022
Архивы пресс-службы

Егор Giwe

Граффити — не вандализм, а что вандализм?
Граффити — это вандализм. Если граффити легально, согласовано и ничего не нарушает, то это уже не граффити.

Что самое хулиганское вы совершали в жизни?
Делал стрит-арт.

Где граница между здоровым хулиганством и вредным?
Здоровое хулиганство — это как раз граффити, а вредное – стрит-арт.

Почему уличное искусство — про созидание?
Потому что это не граффити.

GIWE, «Успех», 2023
GIWE, «Успех», 2023
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сабина Чагина

Граффити — не вандализм, а что вандализм?
Я, если честно, вообще считаю, что граффитчики делают бесценную и, что немаловажно, бесплатную работу для городской власти — они словно маркеры, которые показывают, где в городе болит. Граффити — это вовсе не причина, а скорее симптом, своего рода отклик на безразличие, отпечаток на тех самых морщинах города, которым никто не уделяет внимания. А вот что я по-настоящему считаю вандализмом, так это рекламу. Потому что меня никто не спрашивает, хочу ли я это видеть, никто не согласовывает со мной, что именно внедряется в мое личное пространство. Если граффити — это высказывание, пусть и не всегда понятное широкому зрителю, то реклама — это уже приказ, и в этом ее разрушительная сила. Она не просто вторгается в город — она вторгается в сознание.

Что самое хулиганское вы совершали в жизни?
Пожалуй, я вернусь в те самые 1990-е. Тогда у меня был ключ от метро — треугольный такой, особый, технический. Им можно было открывать буквально любую дверь в подземке, в том числе входные. Помню, купила я его у проводницы на вокзале за какие-то совсем нелепые, смешные деньги. И тогда мне очень нравилось заходить в последний вагон поезда, аккуратно открывать ту самую дверь и проникать в кабину машиниста. А потом ехать там в полумраке, в этой тесной и загадочной рубке, наблюдая, как тоннель поглощает свет, как все вокруг замирает в ином ритме.

Где граница между здоровым хулиганством и вредным?
Грань проходит там, где возникает прямая угроза безопасности — своей или чьей-то еще. Когда речь идет о риске для жизни, для здоровья, тогда хулиганство перестает быть игрой и превращается во что-то действительно опасное, разрушительное. А все остальное вполне может уместиться в рамки ребячества, в ту самую юношескую жажду свободы, которую не задушить. Потому что, как ни крути, молодым все равно где-то нужно выпускать пар — вопрос лишь в форме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему уличное искусство — про созидание?
Оно бывает очень разным, как и любое другое искусство. Есть и деструктивные проявления. Все зависит от самого художника, от его намерений: что именно он хочет сказать своей работой, какое послание адресует окружающим. У уличного художника степень ответственности выше: его зритель чаще всего не подготовлен — он не пошел в галерею по собственной инициативе, а просто оказался в пространстве этого высказывания. Значит, художник вступает в живой, иногда резкий, но неизбежный диалог с городом и его обитателями. Если художник пробует, экспериментирует с формами, ищет свой стиль, то это, безусловно, акт созидания. Это творчество в чистом виде, процесс самовыражения и внутреннего роста. Но есть и такие формы, где художник выбирает путь разрушения — осознанного, направленного. Например, в случае с фальшфасадами — вот этими временными, декоративными поверхностями, которыми нередко прикрывают здания на реконструкции. Уличные художники к ним часто обращаются, и это вызывает много рефлексии. Они могут разрушать этот «носитель» или, наоборот, использовать его как метафору, размышляя, в каком мире мы живем: настоящем или искусственном. По сути, это высказывания о том, что нас окружает некая условная среда, своего рода декорации — уже ближе к идеям Ги Дебора и его «общества спектакля», где реальность подменяется видимостью. И тогда вроде бы разрушительное действие превращается во вполне осмысленное художественное заявление. Оно заставляет задуматься, переосмыслить пространство вокруг, а это в каком-то смысле тоже создание, просто другого уровня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Petro (Aesthetics group), без названия, Сатка, 2017
Petro (Aesthetics group), без названия, Сатка, 2017
Архивы пресс-службы