От Шекспира до бандита: лучшие роли Константина Райкина

Константин Райкин куда больше известен в театральных кругах — как актер, режиссер, художественный руководитель, но и в советском и российском кино найдется немало его ярких ролей. Вспоминаем главные из них.
Редакция «Правил жизни»
Редакция «Правил жизни»

«Много шума из ничего» (1973)

Кадр из видео
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Классическая шекспировская комедия в постановке Самсона Самсонова стала классикой уже советской. Режиссер уложился хронометражем в рекордные 83 минуты, за счет чего фильм получился удивительно динамичным (Уильяма нашего Шекспира сложно обвинить в размеренности, но одно дело — театр, другое — кино). А еще некоторые сцены перемонтировали и поменяли местами по сравнению с оригинальной пьесой. Для Константина Райкина главный герой Бенедикто стал одной из первых крупных ролей, которая и принесла ему широкую известность.

«Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974)

Кадр из видео

Дебютный полный метр режиссера Никиты Михалкова, в основу которого легла его с Эдуардом Володарским повесть «Красное золото», стал одним из знаковых в жанре истерн, он же «красный вестерн»: ядреная смесь приключенческих черт вестерна с советской пропагандой и соцреализмом. 1920-е годы, конец Гражданской войны, городишко на юге России, бандиты грабят поезд с реквизированным золотом, и группа бывших красных бойцов ввязывается в противостояние. Есть и детективная линия, и экшен, а у Райкина роль пусть и не главная, но запоминающаяся — бандит Каюм получился у него весьма харизматичным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Труффальдино из Бергамо» (1976)

Кадр из видео

Еще одна экранизация пьесы в копилку киноролей Райкина — «Труффальдино из Бергамо» Владимира Воробьева по комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ». Венеция XVIII века, плут Труффальдино нанимается в услужение сразу к двум господам, один из которых оказывается переодетой девушкой, а второй — ее бывшим женихом, ложно обвиненным в убийстве. Хитрому слуге предстоит и деликатное дело распутать, и свое семейное счастье устроить.

«Тень, или Может быть, все обойдется» (1991)

Кадр из видео

Главный советский сказочник Евгений Шварц написал «Тень» как пьесу, но опять же, что хорошо для театра, подойдет и для кино. За адаптацию сказки (основанной, кстати, на одноименном произведении Ганса Христиана Андерсена) взялся режиссер Михаил Козаков, а Константин Райкин сыграл тут главную роль — вернее, две роли: ученого Христиана-Теодора и его тень Теодора-Христиана. Это могла бы быть история доктора Джекила и мистера Хайда, но вокруг сказочное королевство, героя вовлекают в паутину интриг, и все же добро в финале побеждает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Неудача Пуаро» (мини-сериал, 2002)

Кадр из видео

Мини-сериалы из нескольких эпизодов, которые можно посмотреть за вечер-другой, появились давно, хотя сейчас на них есть определенный тренд. Пятисерийная история Сергея Урсуляка по роману Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда» к тому же весьма достойный представитель жанра. Райкин предстает в роли сыщика Эркюля Пуаро, ему никак не дают отойти от дел и заняться садоводством — предстоит расследовать загадочное убийство. Из названия следует, что Пуаро потерпит в этом неудачу. Или нет?

Бонус: мультфильм «Чуча» (1997)

Кадр из видео

Наконец, нельзя оставить без внимания роль, в которой Константин Райкин использует только голос, но вкупе с гениальной работой Гарри Бардина с кукольной анимацией получается один из любимых мультипликационных персонажей конца девяностых — начала нулевых. По сюжету мальчик, до которого нет дела взрослым, мастерит из старых ненужных вещей друга — няню Чучу, та внезапно оживает — и начинаются приключения. Мультфильм, задуманный, как всегда у Бардина, исключительно для авторского самовыражения, стал неожиданно популярным и получил два продолжения (одно из них даже при участии французского телеканала Canal+), потому что настолько добрую историю еще попробуйте найти.