Они не как мы: как Кендрик Ламар собирает многотысячные стадионы и формирует рэп-индустрию

Уже завтра в Стокгольме состоится финальный концерт европейской части Grand National Tour. За последние полтора месяца Кендрик Ламар и SZA проехали от Лиссабона до Варшавы, собрали сотни тысяч самых разных зрителей и устроили шоу, которое удивляет и масштабом, и влиянием. Редактор «Правил жизни» побывала на одном из концертов и попыталась понять, почему у поклонников Кендрика Ламара нет единого собирательного образа и за что мы любим его творчество.
Дарья Фоменко
Дарья Фоменко
Они не как мы: как Кендрик Ламар собирает многотысячные стадионы и формирует рэп-индустрию
«Правила жизни»

На концерте рэпера, пусть и весьма влиятельного, волей-неволей ожидаешь увидеть толпу если не маргинальных, то очень молодых и активных людей. Это такой стандартный образ, ведь, если верить шаблонам, рэп — течение едва ли очень интересное взрослым людям, тем более в европейской культуре. Уличное, местами криминальное и, казалось бы, уж точно не привлекательное для людей всех возрастов настолько, чтобы потратить €170 (около 17 тыс. рублей) на трехчасовой концерт, на котором рискуешь оглохнуть от басов и оказаться отдавленным ногами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нантер, середина июля, непривычный для туристов «стеклянно-высотный» Париж и 45 тыс. зрителей, уверенно выстроившихся в очереди на вход задолго до начала концерта. Молодые люди в оранжевых жилетах проверяют сумки и сканируют билеты, кругом звучит рэп и работают точки продажи мерча. Одни прыгают и поют, еще не зайдя в здание. Другие спешно берут напитки и направляются к танцполу в только что купленных футболках GNT. За мной типичная пара парижан 60+. Впереди молодые люди до 25 афроамериканской внешности, еще дальше лысеющий мужчина лет 45 с взволнованным сыном-подростком.

Все это напоминает какой-то большой праздник. Огромная La Défense Arena, где заняты, кажется, все места даже на верхних трибунах, заполнена разговорами и лицами, взволнованно ждущими начала. Еще пара минут — и все поднимут телефоны, когда на сцене появится Кендрик Ламар в машине. За рулем он прочитает первый куплет Wacced out Murals, а затем выйдет и заставит петь на ломаном английском даже самых сдержанных в конце танцпола.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Американские рэп-исполнители не слишком часто приезжают в Европу. Культура больших стадионных концертов куда больше развита в США, где многотысячным выступлением очередного лидера Billboard удивить сложно. На нашем же континенте это скорее то, что происходит в лучшем случае пару раз в год. Их ждут, планируют поездки между странами и покупают билеты за полгода. Возможно, успех обусловлен этой своего рода «недоступностью», но это только поверхностная теория.

Monica Schipper/Getty Images for The Recording Academy

Обладатель нескольких статуэток «Грэмми», первый (и пока единственный) исполнитель жанра, получивший Пулицеровскую премию, «политический» рэпер и просто тот, чьи песни вы точно слышали, даже если никогда намеренно не слушали рэп. Кендрик Ламар собрал вокруг себя настолько разнообразную и всеобъемлющую аудиторию, что на концерте удивиться может даже преданный поклонник, чьи познания выходят далеко за пределы песен Not Like Us и Humble.

Тексты Ламара едва ли похожи на стандартные рэперские. Вместо «денег, тачек и девушек» здесь социальные и политические рассуждения, которые не раз становились то гимнами целых движений, то тем, что достойно награды как высказывание. Часть из них — о правах и превышении полномочий, другая — о поиске себя и об идентичности, о религии, любви и свободе. Для каждого пришедшего на концерт творчество Кендрика Ламара значит что-то свое, личное, но при этом очень общее. И в этом его сила.

Разнообразие рэпера из Комптона не только в темах, но и в стилях. Взрывной DNA сменится меланхоличным Man at the Garden. После TV off будет Love с женским вокалом SZA. Grand National Tour — их совместный тур. Кендрик Ламар и SZA будут гармонично сменять друг друга, делая переходы в совместных песнях — All the Stars и 30 for 30. В толпе заметны те, кто пришел ради SZA. Но, честно сказать, тех, кто оказался тут из-за Кендрика, визуально значительно больше. Дуэты выходцев из одного лейбла TDE, кстати, многократно признавали одними из самых удачных в рэп-индустрии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В начале нулевых K-Dot (это первый псевдоним Кендрика Ламара) был из тех рэперов, кто подражал более старшим коллегам и не читал о чем-то более глубоком, чем успех. Вероятно, если бы современный Ламар был таким, в Париже в тот вечер не собрались бы сразу 45 тыс. зрителей. Его полюбили во всех частях мира за искренние и точно сформулированные посылы, смысл и его форму, за искренность и умение говорить открыто. Тексты Ламара — своего рода литературные произведения. Если сказать грубо, что-то вроде современной поэзии. Они полны отсылок и образов, и каждое слово тут неслучайно.

Legion-Media

Выступление рэпера на Superbowl в 2025 году стало самым просматриваемым за всю историю шоу. Внимание привлекает не только сам артист, но и уровень программы, которую он привез и в Европу. На сцене вместе с ним танцоры, фейерверки, спецэффекты и автомобиль Buick GNX. Каждое движение и действие здесь продумано и эффектно. Кендрик то сидит на капоте автомобиля, то танцует вместе с группой, то перемещается и успевает охватить все части зала. На сцене, помимо машины, которую еще и успевали декорировать, появлялись то лестница, то высокие стойки, откуда пели артисты. SZA сменила несколько образов (от «рабочего» комбинезона до облика «бабочки»), Кендрик же запомнился массивными аксессуарами и большими штанами, едва держащимися на поясе. Этот концерт не был похож на привычный рэперский, где на сцене только исполнитель. Тут и световые эффекты, и фаер-взрывы, и салюты. На экране между актами — интервью Кендрика Ламара, а во время — не просто обложки альбомов и трансляции для дальних рядов, а удивительно точно подобранная графика.

Французская публика встречала исполнителя ярко и воодушевленно. Любая пауза (специально созданная) заполнялась криками, как на футбольном матче, припевы— громким и точным повторением текстов, а на спокойных песнях зажигались тысячи фонарей. Кульминацией, разумеется, стала песня Not Like Us. Знаменитый дисс на Дрейка, возглавивший все возможные чарты, буквально взорвал стадион и превратил людей вокруг в слегка обезумевших. Местами крики становились настолько громкими, что толпу было слышно чуть ли не сильнее, чем самого Кендрика Ламара на сцене. Причем пели тут абсолютно все: от ребенка лет трех на плечах папы до седой женщины на трибуне, уверенно размахивавшей рукой в такт битам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После на сцену вернулась SZA, и артисты вместе исполнили последние две песни. Одна из них, Luther, как раз яркий пример бережного отношения Ламара не только к текстам, но к и музыке в целом. Песня отсылает к творчеству американского соул-певца Лютера Вандросса, деликатно и талантливо продолжая историю.

За эти почти три часа друг за другом прозвучали как громкие треки о правах и соперничестве, так и мелодичные песни о любви и личных переживаниях. Кендрик Ламар и SZA собрали, кажется, несовместимое. На финальном проигрыше Gloria они сели в тот самый Buick GNX, свет погас, и тысячи парижан направились к выходу. А потом они еще долго шли и стояли в пробках у La Défense Arena. Немного уставшие, в больших футболках, надетых поверх тех, в которых они пришли, и пересматривавшие видео, снятые пару часов назад.