Фестиваль «Малевич» в Подмосковье: как идеи русского авангарда оживают в XXI веке

30 и 31 августа в подмосковном парке Малевича пройдет первый фестиваль современной культуры «Малевич». Пространство станет площадкой для встречи музыки, театра, литературы и визуального искусства, объединенных вокруг наследия русского авангарда. В программе — концерты, перформансы, инсталляции и лекции, которые не только переосмысляют идеи начала XX века, но и открывают новые способы говорить о современности.
Редакция «Правил жизни»
Редакция «Правил жизни»

Фестиваль «Малевич» задуман как территория пересечения разных художественных практик и поисков. На два дня парк Малевича превратится в площадку, где наследие русского авангарда обретет новое звучание. В программе — лекции и дискуссии, музыкальные концерты, перформативные практики, а также детская образовательная программа. Центральным событием станет премьера нового арт-объекта Николая Полисского «Супрематический лес», созданного специально к фестивалю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Музыкальная сцена, открытый лекторий, арт-маркет и фуд-корт будут соседствовать с более камерными проектами программы «Ноль форм, ноль чувств»: поэтическими чтениями, танцевальными перформансами и инсталляциями.

Куратор программы Карина Хворостова предлагает взглянуть на знакомые объекты парка по-новому: в этих декорациях искусство становится не фоном, а активным участником.

Поэзия против августа

Скульптура Игоря Шелковского «Человек бегущий» станет сценой для авангардных поэтических чтений «Победа над августом».

Архивы пресс-службы

В программе — тексты поэтов начала XX века. Одни из них обращались к природе и пытались через нее выразить личные чувства, другие — напротив, мечтали о победе города над лесом и даже отмене осени.

«Это будет столкновение разных поэтических миров и взглядов — от меланхоличных до дерзко-утопических», — объясняет ведущий читки Егор Зайцев.

Буто и авангард

Здесь же пройдет японская танцевальная практика буто под руководством хореографа Никиты Петрова. Буто — жанр современного японского авангардного танца, основанный на доверии к естественной мудрости тела. Зрителям предложат не только наблюдать, но и самим принять участие — физическая и сценическая подготовка для участия в практике не требуется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для куратора программы Карины Хворостовой этот выбор символичен: «Буто и авангард близки по духу: оба движения отталкиваются от отрицания традиции и стремления создать новый язык. Для нас важно не столько искать прямые параллели, сколько создавать новые связи, актуальные именно сегодня».

Красное солнце Михаила Матюшина

У объекта Леонида Тишкова «Частное солнце» зрители увидят перформанс-сторителлинг «Зеленый лес — красное солнце». Его авторы обращаются к автобиографической книге художника, поэта, музыканта и композитора Михаила Матюшина «Творческий путь художника», чье имя долгое время оставалось в тени Малевича.

Архивы пресс-службы

«Сегодня идеи Матюшина поражают своей современностью. Его стремление объединить звук, цвет, пространство и тактильные ощущения резонирует с нашим временем междисциплинарности», — отмечает режиссер Саша Никитина.

Спектакль-сторителлинг будет состоять из нескольких элементов: авторского биографического повествования от лица Матюшина, разбора его идей и теорий через перформативные действия и вокально-музыкальные вставки, основанные на его поэзии и музыкальных композициях. Зрителям во время перформанса-сторителлинга предложат фиксировать собственные впечатления акварельными зарисовками — не для иллюстрации сюжета, а для перевода ощущений в образ и исследования собственных реакций.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лень как истина

Особое место в программе займет театрализованная читка трактата Казимира Малевича «Лень как действительная истина человечества». Зрители смогут услышать малоизвестный текст Малевича, запрещенный к публикации в советское время, в новой интерпретации и прикоснуться к философии художника, в которой размышления о труде и лени становятся поводом для разговора о человеке и будущем.

Режиссер Полина Кардымон вспоминает:
«Этот текст написан в духе ораторской речи. В нем есть страсть, философствование и неожиданные повороты мысли. Мы разделили его между четырьмя чтецами, создавая утопический мир, где идеи Малевича могли бы стать частью советской реальности».

Звуки времени

Арт-объект «Человек сидящий» превратится в основу для аудиовизуальной инсталляции «Шум времени». Ее авторы — Олег Макаров, Николай Попов и инженеры Центра электроакустической музыки.

Архивы пресс-службы

В инсталляции арт-объект Шелковского получит расширение в звуковой и световой плоскостях: фигура станет источником звука, где вибрационные устройства будут считывать резонансы ее металлических плоскостей, а преобразованные тексты Осипа Мандельштама создадут поэтический образ шума времени.

«Мы добиваемся того, чтобы звучал сам объект. Металл начинает резонировать на определенных частотах, и зритель оказывается внутри звуковой картины», — поясняет Попов. Инсталляция будет работать оба дня фестиваля с утра до позднего вечера.