Альтернативная реальность, травмы и поиск опоры: главные темы новых российских сериалов и фильмов

На курорте «Роза Хутор» завершился четвертый фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон» — смотр, скрестивший в себе сериальные и полнометражные премьеры всех отечественных киноплатформ. Кинокритик Елена Зархина рассказывает, какие темы, истории и герои объединяют представленные проекты. И какую среднюю температуру в индустрии они все вместе фиксируют прямо сейчас.
Елена Зархина
Елена Зархина
Альтернативная реальность, травмы и поиск опоры: главные темы новых российских сериалов и фильмов
Кадр из видео

В последние годы работать платформам становится все сложнее по ряду самых разных причин: ограничения новых законов, сложные экономические условия и сокращения бюджетов. Все чаще онлайн-кинотеатры сотрудничают с телевизионными каналами, для которых в копродукции выпускается бессчетное количество исторических проектов разной степени удачности (на фестивале этого года за данный сегмент отвечали «Царь ночи» Дмитрия Месхиева и «Берлинская жара» Андрея Кравчука). Или выступают в соавторстве с прокатными кинокомпаниями, сбегая от реальности в мир сказок. Сказок в конкурсе этого года не наблюдалось, а вот поиск альтернативной реальности был.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поиск альтернативы

Попытка узнать, какие иные возможности могли бы появиться в твоей жизни, и эту самую другую жизнь во всем ее многообразии испытать, — объединяющая тема сразу нескольких проектов конкурса. Хотя работают они с ней по-разному. Например, вторая «Кибердеревня» продолжает исследовать космические миры будущего, в котором возможно все. Хоть разбить сельскохозяйственный участок на Марсе, хоть переселить сознание злого бизнесмена в корпус обаятельного робота, хоть представить «отлетевшую Москву».

Кадр из видео

В продолжении хитового сериала второй эпизод полностью выстроен на образе «одичавшей столицы». Москва в комичном представлении создателей шоу настолько в какой-то момент оторвалась от реальности и остальной страны, что буквально отделилась от нее, став самостоятельной планетой. Однако выжить без поддержки регионов столица не смогла, превратившись в настоящие каменные джунгли. Бывшие обитатели роскошных Патриков теперь разбились на племена, сражаясь не за лавандовый Раф, а за банальное пропитание. Ирония хоть и лобовая, но смешная. Тем более, что возглавляет племя бывших мажоров герой Павла Деревянко, явно списанный с его же персонажа в «Беспринципных». Вышла перекрестная очная ставка: актер в новом образе откровенно насмехается над своей предыдущей ролью, воспевающей комфорт и беззаботность при любой погоде в стране и мире.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Павел Деревянко также снялся в полнометражной мелодраме «Семьянин» (лучший фильм конкурса) Дмитрия Власкина — не прямом ремейке одноименного рождественского фильма с Николасом Кейджем, но его вольной адаптации. Герой Деревянко на пороге 45-летия утратил вкус к жизни: бизнес не радует, а множит проблемы, семьи нет, а вереница случайных любовниц начала утомлять, друзья есть, но у них собственные жизни, а отношения с мамой и вовсе давно прервались. В запале герой требует себе семью, чтобы понять, какого это — когда дома тебя кто-то ждет, а твои мысли заняты не только собой, но и близкими, за которых ты теперь несешь ответственность. И случается невероятное — холостяк внезапно просыпается в кругу семьи, настаивающей, что она была у него всегда, во что он никак не готов поверить. Но первый шок сменяется принятием — попробовав семейные ценности на вкус, он уже не готов от них отказаться, не сильно заботясь по-настоящему это все или нет.

Кадр из фильма «Семьянин»
Кадр из фильма «Семьянин»
Кадр из видео

Криминальный сериал «Тоннель» Флюзы Фархшатовой тоже работает с альтернативной версией жизни, но по другую сторону закона. Героиня Елизаветы Боярской — с виду совестливая таможенница на русско-финской границе. Однажды ее мужа (Сергей Гилев) похищает финская мафия и женщина вынуждена выполнять их задания по контрабанде африканских бриллиантов через границу незаконным путем. Постепенно мы узнаем, что и ее отец, такой же таможенник, был впутан в криминал, что стоило ему жизни. По первым сериям трудно понять, как будет развиваться сюжет дальше Но промо-кадры следующих эпизодов подсказывают — экстремальный опыт в корне изменит жизнь героини Боярской, вероятно, возглавившей криминальный синдикат. То есть, произойдет подмена реальности: порядочная жизнь останется в прошлом, на смену ей придет адреналиновая версия действительности, в которой и опасно, и интересно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из видео

Наконец, романтическая комедия «Будь моим парнем» Сергея Наумова тоже берется за сюжет «а что, если...». Герой Евгения Кулика много лет назад не решился подарить цветы понравившейся ему начинающей актрисе в исполнении Саши Бортич. Спустя годы девушка прославилась, а он встретил другую и готовится к скорой свадьбе. Но не уверен, что точно любит невесту (Ольга Виниченко). Чтобы свериться со своими чувствами и закрыть гештальт, он отправляется к той самой актрисе с целью проверить собственную теорию — могло ли у них что-то получиться или нет? В жизни артистки много личной драмы и появление внезапного «призрака прошлого» трансформирует историю из мелодрамы с привкусом страха об упущенных возможностях в почти что шпионскую комедию. Так картина перестраивает свой изначальный маршрут, но внутренние терзания неуверенного героя кажутся понятными любому человеку, оказавшемуся на пороге больших жизненных перемен.

Кадр из видео
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работа с травмой и памятью

Герои представленных на «Новом сезоне» проектов этого года не только всматриваются в иную версию реальности, но и работают с памятью. Нередко — через травмы, которые эта память отпечатала на сердце. Открывавший смотр внеконкурсный док «Брат навсегда» Анны и Григория Сельяновых своим громким тайтлом обещал разобраться в феномене балабановской дилогии. Но на самом деле оказался семейным альбомом с трогательным посвящением детей — двух сыновей Алексея Балабанова и одного сына продюсера его фильмов Сергея Сельянова — своим отцам. Память в этой картине не просто оживает, но говорит голосами детей и соратников, заставших эпоху сотрудничества двух кинематографистов. Фильм едва ли что-то разъясняет в зрительской любви к «Братьям», но личным примером доказывает, как в творческом братстве родились еще и отличные отцы.

Кадр из видео

Детективная драма «Отпечатки» Сергея Филатова, напротив, посвящена тем, кто был лишен родительской опоры с раннего детства — сиротам. По сюжету двое следователей в исполнении Оксаны Акиньшиной и Дмитрия Чеботарева берутся за расследование странной серии преступлений: бывшие детдомовцы, повзрослев, стали убивать собственные семьи. Хотя, вероятно, ситуация намного сложнее, и виной всему кто-то другой. Героиня Акиньшиной и сама из детдома, как и супруга персонажа Чеботарева. Сериал исследует тему сиротства и хрупкость людей с подобным опытом — лишенных важных родительских фигур и опор в жизни, в которой нам всем знакомо чувство потерянности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из видео

Эстетский неонуар «Жар» Артема Аксененко, рассоривший зрителей своей чрезмерностью и вычурной помпезностью, рассказывает про столичного шеф-повара Марка (Даниил Воробьев). Он невыносим на кухне и в личном общении, потому что большую часть времени хрипло бубнит себе под нос гадости про окружающих. Доведя личные и профессиональные отношения до точки невозврата он попадает в беду — с ним отказываются работать все рестораторы, а сам он задолжал сербской мафии, с которой не забалуешь. Вопреки сложным вызовам и угрозам Марк решает открыть собственное заведение, куда нанимает в помощь юное подмастерье в исполнении Марка Эйдельштейна. И пока злостный шеф пытается наладить свое настоящее, в него то и дело прорывается болезненное прошлое, раздробившее его изнутри.

Самая большая и важная премьера смотра — историческая драма «Полураспад» Максима Свешникова по сценарию Олега Маловичко — разбирается с травмой не частной, но коллективной. В основе сценария реальная история ядерных испытаний на полигоне в Тоцком (Оренбургская область) в 1954 году. Тогда эти испытания обернулись массовым заражением от радиации. И об этом человеческом «ущербе» власти умолчали и умалчивали вплоть до 1993 года, когда был снят гриф секретности. Но проект распадается на два временных отрезка: вторая часть разворачивается в 1989 году, когда журналистка в исполнении Анны Михалковой (признана лучшей актрисой фестиваля) запускает собственное расследование о событиях почти полувековой давности. «Полураспад» как и написанный Олегом Маловичко «Нулевой пациент» берется за неудобную, но важную тему исторической памяти и боли. В условиях системного умалчивания о совершенных в прошлом ошибках разбирать которые важно, чтобы научиться так больше не делать, сериал делает смелый шаг в сторону поиска правды и ответов. Для нас этот опыт рефлексии все еще нов, и желание создателей проекта нарушить выученное молчание, приглашением к диалогу, не может не восхищать.

Кадр из видео
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наставничество: от нянек до менторов

«Новый сезон» версии 2025 года фиксирует, что индустрия перешла в воспитательную фазу. Сразу несколько проектов из программы смотра посвящены наставничеству в той или иной форме: от «Няни Оксаны» Евгении Абдель-Фаттах с дебютировавшей в кино Олесей Иванченко и «Лысого няня» Алисы Шитиковой до более серьезного «Искусства падения» — режиссерского дебюта Мигеля (победитель в категории «Открытие "Нового сезона") по сценарию Дарьи Грацевич.

Первые проекты про нянь выбирают тональность теплых семейных комедий, в которых взрослые и дети взаимообучаемы. Старшие учатся детской непосредственности, а младшие растут лучшей версией себя, равняясь на хорошие ролевые модели. «Искусство падения», заглядывающее в мир танца и хореографии, исследует тему наставничество через фигуру ментора в исполнении Артура Астмана. По первым сериям он кажется своеобразным Мефистофелем — только не демонически страшным, но суровым, карающим и не терпящим малодушия в своих подопечных. Пока сложно понять, как будут развиваться история и ее герои дальше — обучится ли чему-то важному сам хореограф, оказавшийся в ответе за тех, кого приручил? Но напряжение в их отношениях пронизывает весь сюжет, продолжаясь, в том числе, и в хореографии на экране: через язык тела и пластику героев, оказавшихся в чужеродной для себя среде.

Мы — то, что нас объединяет и примеряет

Самые примирительные проекты этого «Нового сезона» — третьи «Вампиры средней полосы» (сериал все еще про то, как разные герои учатся мирно жить вместе) и «Встать на ноги» (победитель в номинации «Самый ожидаемый сериал») Павла Тимофеева. Вышедший после 20-летнего заключения в тюрьме за преступление, которое он не совершал, герой Гоши Куценко (признан лучшим актером смотра) узнает, что у него есть дочь с инвалидностью (Мила Ершова). Теперь они вынуждены жить вместе под одной крышей, сперва не испытывая никакой должной семейной привязанности. Более того — мир к ним одинаково враждебен. Ей, девушке с особенностями, сложно в реальности, далекой от стандартов инклюзии. Он, человек с судимостью, для окружающих и вовсе кажется аномалией, которую побаиваются.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из видео

Но «Встать на ноги» — проект с большой душой и человеколюбием. Персонаж Куценко старается адаптироваться к жизни на свободе, учится отстаивать себя и других (на работе его коллега — парень с синдромом Дауна (Антон Санкевич), который по примеру старшего товарища тоже обучается не давать себя в обиду). А мир через силу, но начинает его замечать. «Встать на ноги» — история про особенности, которые есть у каждого из нас, но которые вопреки всему могут стать нашей совместной точкой взаимопритяжения. И эта обнадеживающая интонация проекта звучит особенно важно сама по себе и в рамках фестиваля, подсветившего главное — люди продолжают стремиться навстречу друг другу.

Кадр из видео
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полный список победителей «Нового сезона» — 2025

  • «Самый ожидаемый сериал» — «Встать на ноги» (режиссер Павел Тимофеев) 
  •  «Лучший фильм» — «Семьянин» (режиссер Дмитрий Власкин) 
  • «Герой Нового сезона» — Гоша Куценко (сериал «Встать на ноги») 
  • «Героиня Нового сезона» — Анна Михалкова (сериал «Полураспад»
  • «Открытие Нового сезона» — Мигель (сериал «Искусство падения») 
  • «Специальный приз от Попечительского совета» — ИИ-персонаж Феофан 
  • Лучший трейлер платформы — Kion