Упомянутый «Полураспад» подарил еще одного интересного молодого артиста — актера Иоанна Кочкина. Его герой — солдат Юра из 1954 года, когда только готовится полигон в Тоцком (Оренбургская область), где состоятся ядерные испытания. Юра молод и полон оптимизма: позади война, разрушительную силу которой он успел на себе испытать, смерть Сталина, а вокруг витающая в воздухе надежда на скорые положительные перемены. В первых сериях проекта между ним и героиней Ксении Трейстер зарождается взаимная симпатия, и в этой близости герои раскрываются по-новому. Например, на свидании Юра делится заветной мечтой стать архитектором, чтобы строить дома, в которых будут жить люди, плести в них новую жизнь, и на дома эти не будут падать бомбы. Кочкин очень органичен в своей роли: он и хрупок, и статен, уверен в себе и трогательно смущен. И неизменно приковывает к себе внимание.
Новые лица российского кино: молодые артисты и режиссеры, за которыми стоит следить
Ксения Трейстер

Ксения не дебютантка, и за последние несколько лет мы видели ее в проектах разной степени резонансности: это «Мир! Дружба! Жвачка», «Пищеблок», «Летучий корабль», недавняя «Этерна». Но кажется, что именно на «Новом сезоне» — 2025 ее звезда окончательно засияла. Во-первых, стали больше и интереснее сыгранные ею роли. Во-вторых, в конкурсе фестиваля было сразу два проекта с ее участием, причем жанрово очень полярных, что только доказывает универсальность актерского мастерства Трейстер. Это историческая драма «Полураспад» Максима Свешникова по сценарию Олега Маловичко и комедия «Тысяча "нет" и одно "да"» Андрея Силкина по сценарию Жоры Крыжовникова и Дениса Уточкина. В обоих случаях Ксения крадет если не каждую сцену со своим участием, то точно через одну. Что особенно важно, в кадре с ней нередко оказываются большие и матерые артисты, которым она ничуть не уступает.
Иоанн Кочкин

Константин Белошапка

Другой экранный партнер Ксении Трейстер — Константин Белошапка из также упомянутого выше «Тысяча "нет" и одно "да"». Его герой, мажор Сергей, влюбляется в Оксану, не ответившую на его чувства взаимностью. Это и задевает не привыкшего слышать отказы юношу и мотивирует на изменения. Сергей — полная противоположность Юрия из «Полураспада» (так уж вышло, что обоих персонажей связывают такие же разные героини Трейстер), но и он не лишен своих граней. Например, сперва циничный и поверхностный герой постепенно раскрывается с более человечной стороны. Выясняется, что под маской повесы и бабника скрывается человек, страшно опасающийся уязвимости и угрозы рассыпать свое сердце на осколки. Эта амбивалентность парня прекрасно воплощена в игре Константина, который может быть очень разным.
Антон Санкевич

Другая большая премьера «Нового сезона» — драмеди «Встать на ноги» Павла Тимофеева по сценарию Александра Носкова и Полины Шаталовой. Антон — человек с синдромом Дауна, что отражено и в его роли — бариста Саши. С ним начинает работать вышедший из тюрьмы персонаж Гоши Куценко, который в силу судимости тоже воспринимается окружающими как человек с особенностями. Между актерами (Санкевич сотрудничает с проектом «Инклюзия в кино») возникает потрясающая экранная химия и своеобразный броманс: трогательный Саша и более грубоватый Старый (прозвище героя Куценко) важно влияют друг на друга. Саня учит старшего товарища открытости миру, не страшась быть уязвимым. А Старый личным примером учит его постоять за себя и не позволять другим оскорблять их. Получился обезоруживающий дуэт настолько вроде бы разных, но убедительно сблизившихся людей. Очень хочется видеть Антона на экране больше.
Алиса Шитикова

Постановщица драмеди «Лысый нянь» с Никитой Панфиловым сумела всех обхитрить. Кино, изначально представляемое рядовой семейной комедией положений, оказалось очень заряженным и драйвовым жанровым аттракционом. Не в последнюю очередь именно благодаря видению и подходу Шитиковой, сумевшей вытянуть на максимум каждый эпизод. Постановщица-дебютантка (позади у нее только сериал «Теория большой лжи», который мы смотрели в прошлом году на фестивале «Пилот», но который до сих пор так и не вышел) умело работает с материалом, не оставаясь в привычных рамках. Очень смелый и удачный подход, на который готов решиться не всякий дебютант. Но Алиса своей работой доказала, что она не из пугливых, а в кино пришла серьезно и на долго.
Евгения Абдель-Фаттах

Другая конкурсная история воспитания — комедия «Няня Оксана» с Олесей Иванченко в роли случайной воспитательницы в семье богатого вдовца с детьми. Постановщица проекта Евгения Абдель-Фаттах прежде работала оператором на других громких проектах: «ИИ Пирогова», «Молоко», «Елки 8». «Няня Оксана» — режиссерский дебют Евгении (впереди еще сериал «Чат», премьера которого предварительно состоится в 2026 году). Евгения в «Няне Оксане» работала с текстом, написанным мужчинами-сценаристами, что очень чувствуется в репрезентации главной героини и остальных женских персонажей, но постаралась умело сгладить мужскую оптику. В целом сериал — ровно то, что от него ожидаешь, но было бы ошибочно считать, что сделать жанровый проект проще простого. А потому, натренировавшись на ситкомах, Евгении точно стоит следом шагнуть в большое кино.
Тимофей Кочнев

На смену призванному в армию Глебу Калюжному в третьем сезоне «Вампиров средней полосы» приходит молодой актер Тимофей Кочнев. Он играет Женька в продолжении — сюжет обыгрывает это таким образом, что врач Жан Иванович (Артем Ткаченко) сумел пересобрать для парня новое лицо после пережитого нападения. В целом эта замена ощущается органично: Кочнев подхватывает за своим предшественником узор роли. Его Женек — такой же очаровательный балбес, подкупающий легким отношением к жизни. Более того, в третьем сезоне у героя появляется романтическая линия, а сам проект иронично высмеивает вынужденную (но такую удачную) замену: Женек, рассматривая свою новую внешность, критически сравнивает себя с неудачником из «Папиных дочек». Актер Тимофей Кочнев как раз снялся в перезапуске хитового шоу.
Мигель

Хорошо знакомый по «Танцам» Мигель дебютировал в режиссуре и по версии попечительского совета «Нового сезона» был признан открытием смотра в этом году. Что кажется абсолютно оправданным решением: его сериал «Искусство падения» по сценарию Дарьи Грацевич ожидаемо выстроен вокруг хореографии и пластичности наших тел, но стремится шагнуть намного дальше танцевального зала. А Мигель в проекте проявляет удивительную насмотренность: ему, как дебютанту, свойственна легкая неуверенность в своих силах, но с режиссерской точки зрения он демонстрирует оригинальный и уверенный взгляд. Его видение особенное, его манера повествования — неспокойный, но ритмичный танец. А в центре постановки, конечно, человек, для которого движение — не просто способ развлечься, а сама жизнь.
Дмитрий Щебет, Артур Астман

Сериал «Искусство падения» подарил на фестивале несколько открытий. Сразу два танцора и хореографа, Дмитрий Щебет и Артур Астман, дебютируют в главных ролях. Их хочется объединить в одном блоке не только общностью проекта, но и тем, как они взаимодействуют на экране в рамках истории. А делают они это на ярком контрасте. Персонаж Дмитрия — возрастной Антон, для которого возможность прорваться в громком шоу и запустить наконец карьеру — последний шанс в жизни. А потому в этот шанс он готов вгрызаться из последних сил. При этом оставаясь довольно мягким и чутким человеком, что в соревновательном конкурсе может быть принято за слабость.
Его ментора играет также дебютант в кино Артур Астман — человек сам по себе настолько колоритный, что кажется, будто его личная органика вытесняет из него всякий внешний образ. При этом сыгранный им персонаж Фил — ровная противоположность Антона. Он более резок, знает себе цену, а от других ожидает непреложной покорности. Вероятно, отчасти и на их сопротивлении, людей разных энергий и стихий, будет строиться дальнейший драматический конфликт в истории. Но выглядит это, правда, завораживающе — будто герои вращаются в этом вихре чувств, как в непрерывном танце.