Сладкий поцелуй смерти: почему вампиры вернулись в массовую культуру

Выход фильмов «Дракула» Люка Бессона, «Грешники» Райна Куглера, «Носферату» Роберта Эггерса и даже сериала Amazon Prime «Интервью с вампиром» говорят о новой волне популярности образа вампира в поп-культуре. Но действительно ли он переставал быть востребованным? Почему возвращение на экран самого знаменитого монстра в истории кино логично и ожидаемо, разобралась старший редактор «РБК Стиль» и исследовательница визуальной культуры Валерия Давыдова-Калашник.
Валерия Давыдова-Калашник
Валерия Давыдова-Калашник
Сладкий поцелуй смерти: почему вампиры вернулись в массовую культуру
Василиса Горбачева / «Правила жизни»

Истоки бессмертного образа

Вампиры — почти ровесники кинематографа. Их история в кино началась с «Носферату, симфонии ужаса» (1922) Фридриха Мурнау, где граф Орлок в исполнении гениального Макса Шрека олицетворял все страхи начала XX века. Это был не абстрактный монстр, а плотское существо, пришедшее из фольклора и почти без изменений шагнувшее в викторианскую литературу. Он кусает своих жертв не как зверь, а чувственно, эротично: это не беспорядочное действие, которое превращает человека в кровавое месиво, а почти сексуальный поцелуй смерти.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Носферату»
«Носферату»
Кадр из фильма

Образ вампира оказался слишком удобным, чтобы просто исчезнуть. Он стал пластичной метафорой, которую можно было наполнять разными смыслами в зависимости от времени. Современное кино лишь продолжает эту традицию, превращая вампира из чужого в Другого, который помогает лучше понять самих себя. Как отмечает киновед Всеволод Коршунов, «вампир — очень удобная и хорошо разработанная культурой форма для социальной или психологической метафоры. Кровососущие существа таят в себе недовольство аристократией, страх перед экономическим кризисом, борьбу за права уязвимых меньшинств. А еще это безопасный и деликатный способ поговорить с подростковой аудиторией о первом сексуальном опыте».

От «Сумерек» до TikTok: новая волна интереса

Последним громким вампирским трендом были «Сумерки». Эдвард Каллен — холодный, но чувствительный — стал для молодежи идеалом: сексуальным, загадочным и романтичным. Сага завершилась в 2012 году, и мода на вампиров вроде бы пошла на спад. Но с пандемией и ростом TikTok история получила новый виток. Тренд Twilight Renaissance стал вирусным, а Голливуд тут же отреагировал: фильмы про вампиров снова стали выходить один за другим, а Netflix вернул в каталог старые части «Сумерек».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Сумерки»
«Сумерки»
Кадр из фильма

Как ни странно, именно подростковый интерес оказался тем фактором, который вернул в обиход «поцелуй смерти». Но теперь образ вампира изменился: он не всегда сексуален, необязательно утончен, сегодня он снова пугающий, инстинктивный, даже звериный.

С точки зрения социологии это тоже неслучайно. Социолог страха Константин Филоненко объясняет: «Каждый новый виток популярности вампиризма связан с экономическими циклами. Сегодняшний интерес к вампирам связан со страхом перед жадностью, коррупцией, эксплуатацией. Экономические потрясения проецируют подобные страхи, и вампир — своего рода символ, в который человек их помещает, — например, видит в них элиты, которые пьют кровь простых людей».

Кандидат философских наук и редактор книги Франческо Паоло Де Чельи «Вампир» Мария Фокеева считает: «Образ Другого, каковым, несомненно, является вампир, периодически реактуализируется, особенно если мы оказываемся в ситуации социального кризиса. Едва ли можно сказать, что интерес к вампиризму является качественно новым феноменом, однако он продиктован именно ответом культуры на кризис». 

Константин Филоненко добавляет: «Вампиры действительно были со зрителем всегда — это более-менее беспроигрышный сюжет, который время от времени достают, он интересен. Его всегда можно переосмыслять. Изначально вампир — просто монстр, упырь, но постепенно он становится все более человечным, и это говорит о том, что меняется и сам зритель. Вампиров же в действительности никто не боится всерьез — скорее это способ пощекотать нервы, но за каждым страхом закреплен некий образ».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Предыдущие волны интереса были скорее связаны с попыткой сперва переосмыслить вампиризм как предельно привлекательный образ, отмечает Мария: «Кульминацией его для меня лично является фильм Джима Джармуша "Выживут только любовники", где невероятно прекрасные вампиры являются метафорой культуры, которая незаметно поглотит вас».

«Выживут только любовники»
«Выживут только любовники»
Кадр из фильма

Вампиры и вестерн: неожиданный альянс

Интересно, что вампиры сегодня проникают и в другие жанры, например в вестерн. Современный вестерн мрачен и политизирован: он говорит о кризисе власти, законе, справедливости, национальном бессилии. С этой точки зрения его объединяет с вампирским кино одна важная черта: оба жанра исследуют границу между мирами.

Фронтир, место действия вестернов, — это территория без закона, где царит насилие и размыта грань между добром и злом. А вампиры и сами существуют в пограничном состоянии: они не живы, но и не мертвы. Они не вписываются в общество, но некоторые из них гораздо человечнее живых. Именно поэтому фильм «Грешники» Райана Куглера, сочетающий вампиров и вестерн, выглядит не как странность, а как идеологически логичное слияние.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Грешники»
«Грешники»
Кадр из фильма

Переписывая классику

Еще одна черта современной культуры — возвращение к старому. Новая волна интереса к вампирам сопровождается ремейками и переосмыслением классики. Это касается и «Носферату» (2024) Роберта Эггерса, и сериала Amazon Prime «Интервью с вампиром» (2025).

Эггерс говорил, что оригинальный фильм был любим по всему миру, и его новая версия — попытка дать истории шанс раскрыться глубже с помощью современных технологий. Однако эффект получился неоднозначный: зритель, увидевший «Носферату» 2025-го, уже видел всех кинематографических вампиров, существовавших до него. У зрителя же оригинального «Носферату» в 1922 году такого опыта не было. Поэтому для современного зрителя это кажется красивой и изящной, но, увы, пустой поделкой, которая существует лишь ради того, чтобы существовать.

Сериал «Интервью с вампиром», несмотря на близость к роману Энн Райс, тоже вызывает вопросы. Авторы придают большее значение отношениям Лестата и Луи, но не так же тонко, как это делали в 1990-е, а в лоб — с откровенными сексуальными сценами. Совершенно позабыты стенания Луи по поводу своей природы, утраты человечности и мечты увидеть закат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Интервью с вампиром»
«Интервью с вампиром»
Кадр из фильма

От фольклора к поп-культуре

Амбивалентность образа вампира — ключ к его устойчивости. Он и пугает, и манит. Он чудовище — но мы хотим ему сочувствовать. Он бессмертен — но страдает. Все это делает его идеальным персонажем для массовой культуры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как объясняет писатель и исследователь литературы Анастасия Строкина, «однозначно вампиры стали частью поп-культуры. Здесь действует все тот же механизм страха перед неизбежным, который заставляет людей верить в силу икон, мантр, амулетов, крестов, волчьих клыков и прочих вещей. Когда потустороннее становится ближе и понятнее, кажется, будто умирать уже не так страшно, ведь ты знаешь, что "там" — продолжение "здесь". Мы приручаем неведомое и страшное, чтобы справиться с ужасом перед бездной».

При этом она уточняет: «Не уверена насчет вампирского ренессанса — все как будто движется своим чередом в этом смысле. Просто вампир — исключительно удачный образ, который, безусловно, притягивает как создателей контента, так и его потребителей. Феномен страха лишь обрел вампирские черты. По сути, такое можно сделать с любым персонажем в главной роли: зомби, призраком, Бабой-ягой, в конце концов».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особенно интересен сегодня рост интереса к национальному фольклору — и вампиры как часть этого процесса. «В целом сейчас в мире возрос интерес к национальным представлениям о бытии в целом, — говорит Анастасия. — И вампиры как раз вписались в этот интерес. А что люди ищут в фольклорных традициях? Да то же, что и всегда, — себя прежде всего». Ведь глобализация дает и обратный эффект, когда хочется спросить: «А в чем же моя индивидуальность? Где мои корни? Что мои предки думали о том, другом, третьем?» Люди ищут ответы на вопросы о смысле существования, о понимании добра и зла. Люди ищут, в конце концов, утешения. В том числе в вампирах, странных существах, пришедших из иного мира, которые наверняка знают что-то, что недоступно нам. И этого знания порой так не хватает в современном мире.

Вампиры не просто монстры — они зеркала, в которые эпоха смотрит, чтобы понять себя. В каждом поколении мы меняем их черты, встраиваем в них свои страхи и желания, позволяем им быть то романтичными героями, то жестокими животными. Их бессмертие не только сюжетное, но и культурное. Вампир, каким бы он ни был — готичным денди, ковбоем, трагическим любовником или чудовищем, — всегда останется с нами. Потому что на самом деле он — это мы.