История искусственного интеллекта в музыке насчитывает больше 60 лет. Еще в 1957 году американский композитор Леджарен Хиллер и математик Леонард Айзексон использовали компьютер ILLIAC для генерации музыкальных последовательностей на основе правил теории музыки. Это был первый задокументированный случай применения компьютера для создания музыки, хотя AI в его современном понимании еще даже не существовал. Эта программа работала по строгим алгоритмам, заданным человеком, и еще не обладала способностью к обучению.
Зачем диджеям AI? Отвечают Biicla, Boris Redwall и Kito Jempere

Нейросети и музыка: долгая история любви
Настоящий прорыв случился уже в 1990-х, когда американский ученый и композитор Дэвид Коуп создал программу Experiments in Musical Intelligence (EMI — не путать с одноименным британским лейблом), которая анализировала произведения классических композиторов, например Баха и Моцарта, и пробовала создавать новые композиции в их стиле. EMI использовала алгоритмы, основанные на анализе паттернов, и могла генерировать музыку, которую слушатели порой не могли отличить от оригиналов. Открытие раскололо общественность на два лагеря: пока одни восхищались «подлинностью» AI-результатов, другие видели в этом угрозу и ставили под сомнение, может ли машина быть по-настоящему творческой.
Однако прогресс уже было не остановить. Музыканты начали тестировать AI для решения практических задач — в частности, речь идет о программах типа Melodyne, которые использовали алгоритмы для преобразования аудиофайлов в MIDI-ноты. Кроме того, уже в 2000-х AI-инструменты уже можно было применять для мастеринга и сведения.
Настоящий взлет AI случился в 2010-х, когда нейросети стали способны анализировать огромные массивы музыкальных данных и генерировать сложные композиции. Искусственный интеллект поменял все. Стриминг-платформы стали использовать нейросети для анализа предпочтений слушателей, с помощью AI обрабатывали звук и синтезировали вокал. Диджеи стали применять нейросети даже в лайв-сетах, используя алгоритмы для ремиксов в реальном времени.

В последние годы произошел скачок генерации музыки с нуля — сейчас нейросети позволяют не только синтезировать музыку, но и создавать ее. Музыканты тоже не могут игнорировать AI. Например, певица Grimes официально разрешила использовать свой голос для генерации песен в AI-сервисах и даже обещала выплачивать гонорар за успешные кейсы. Более того, артисты сами эксплуатируют искусственный интеллект. В частности, рэпер Дрейк в ходе своего бифа с Кендриком Ламаром в 2024 году воссоздал с помощью AI голос 2Pac в дисс-треке Taylor Made Freestyle.
Другой известный AI-кейс был в том же году. Комик Кинг Виллониус написал шуточный текст, высмеивающий (опять же!) Дрейка, и загрузил его в AI-сервис Udio, который сгенерировал все остальное: вокал, мелодию и аранжировку. Результат понравился музыкальному продюсеру Metro Boomin, и тот сделал на этот трек ремикс.
Однако потенциал AI не ограничивается звуком — ему подвластна генерация целых мультимедийных вселенных: нейросети уже создают полноценные клипы, генерируют обложки для альбомов и синглов, которые не отличить от работы лучших дизайнеров, и даже анимируют артистов для виртуальных шоу.
Личные диджей-сеты: инструкция по применению
Современные технологии AI позволяют в одно действие настраивать музыкальные рекомендации по самым разным критериям — настроение, жанр, язык, десятилетие. По такому же принципу работают AI-сеты в «Яндекс Музыке».
Искусственный интеллект анализирует структуру композиций, выделяет наиболее выразительные части и плавно соединяет их, не меняя ни ритм, ни настроение треков. Функция появилась недавно и работает в «Моей волне», позволяя объединить музыку из рекомендаций в единый сет прямо в процессе воспроизведения.
AI-сеты не ограничиваются одним жанром — можно выбрать подходящий вариант из 70 направлений. Самые популярные — техно, хаус и драм-н-бейс. Все — в отличном Lossless-качестве.

Что диджеи думают про AI-сеты? Спросили у них
Редакция «Правил жизни» попросила известных диджеев — Biicla, Boris Redwall и Kito Jempere — потестировать новые AI-сеты и поделиться своими впечатлениями.
Biicla — электронный музыкант, строит международную карьеру, исполняя смесь фьюча-бейса, хауса и элементов из всего спектра электронной музыки.
«Я ждал сюрпризов — хотелось увидеть, насколько алгоритм может выйти за рамки привычного, — говорит Biicla. — Первое впечатление: меня подслушивают! В подборке действительно узнал себя: звучали знакомые любимые треки, но было и несколько открытий». Biicla добавил в коллекцию пару песен: Emi — Metamorphosis и Charles the Emperor — CLIFF JUMP.
Артист рассказал, что пробовал настраивать «Мою волну» по-разному, переключая ее под разное настроение — от электроники до спокойного эмбиента. По его словам, иногда это давало неожиданный результат: например, в рекомендации прилетало много инди, о котором он раньше не знал, а «электронную музыку алгоритмы подбирали почти идеально».
В построении AI-сета, отметил Biicla, чувствуется четкая логика: сначала идет знакомое, потом — петля в новые жанры, а под конец — возвращение к привычному, словно алгоритм «пробует увести меня в сторону, но не слишком резко». Главное отличие AI-сета от живого выступления, по его мнению, в том, что AI-сет получается ровным и не учитывает танцпол с моментом «здесь и сейчас». «Живое выступление — это реакция на публику, а AI-сет больше про музыкальный автопортрет», — подчеркнул он.

Еще один участник нашего эксперимента — Boris Redwall, диджей, продюсер и музыкант, который сочетает в своем творчестве элементы электроники, техно, баса и рэпа с влиянием шанхайских корней и английского звучания.
До начала эксперимента Boris Redwall полагал, что искусственный интеллект «пересмотрит всю технику сведения музыки». По его словам, AI-сет получился «очень прикольным», но, если слушать его долго, может надоесть: «Это как на вечеринке — надо давать себе немного выдохнуть». Уже на четвертом-пятом треке становится понятна вся система работы и моменты переключения, поэтому, считает Redwall, здесь можно «чуть доработать и взять за основу разные техники — так будет интереснее».
Основное отличие AI-сета от живого выступления, по мнению музыканта, в том, что в первом случае он «сам контролирует все процессы», а во втором — просто доверяется музыке. Он может слушать даже треки, «которые долго не надо сводить», поскольку «самое интересное — в начале». Тем не менее артист был рад звуку от российских продюсеров, подчеркнув, что «электронная русская сцена сильно набирает обороты». Некоторые из рекомендованных «Моей волной» треков он даже взял в свои сеты: ELAFLUME — Spacepace, Diuragga — IST и shkeeper — Save U.

Третьим участником эксперимента стал Kito Jempere — электронный музыкант, диджей, исполнитель и продюсера c богатой и насыщенной двадцатилетней карьерой. Музыка Kito Jempere — это хаус, диско, техно и эксперименты в разных гранях электронной музыки.
Он рассказал, что сам часто использует нейросети в работе и даже думал над запуском собственного музыкального приложения, где искусственный интеллект генерировал бы подходящий поток на основе звучания артиста.
Живое выступление, подчеркнул Kito, в первую очередь отличается работой с пространством: он оценивает, как звучит комната, в каком баре они сейчас, какие люди вокруг, как они выглядят и что у них написано на лицах. Исходя из этого, он понимает, как передать подходящее настроение слушателям с помощью музыки.
Максимально близким для него оказался эмбиент-хаус: Kito сразу услышал треки артистов вроде Chaos in the CBD, Alex Kassian и других похожих исполнителей. В других жанрах часто попадались новые и неожиданные композиции, и эти открытия, как для диджея, арт-директора и продюсера радиостанции, были особенно интересны.

Делай как я: какими AI-инструментами пользуются Biicla, Boris Redwall и Kito Jempere?
Biicla отметил, что AI-инструменты существуют уже не первый год — давно есть автоматический подбор треков, или умный мастеринг, — и сейчас AI стал заметно умнее и полезнее. Главное, по его словам, не использовать его как замену творческого человека: этот инструмент скорее как синтезатор, который «сам по себе ничего не значит, но в руках музыканта открывает новые возможности».
Сам Biicla иногда пользуется генераторами обложек, редакторами звука с автоматическим мастеринговым AI и переводчиками текста.
- iZotope Ozone — один из самых популярных AI-помощников в мастеринге. Делает автоматический анализ трека и подбирает обработку под жанр.
- LANDR — онлайн-сервис автоматического мастеринга, быстро дает готовый к релизу звук.
- Spleeter (от Deezer) — инструмент с открытым кодом для разделения вокала и инструментала. Удобно, чтобы делать минусовки или ремиксы.
- LALAL.AI — сервис для вырезания вокала и разделения дорожек (очень прост в использовании).
Kito Jempere признался, что пользуется только ChatGPT*. Но в 2022 году он полностью создал в Midjourney** обложку своего альбома Green Monster, а вслед за обложкой придумалась и концепция релиза — «о необходимости сохранять любовь во время катаклизмов». Эту пластинку, добавил он, даже выкладывал у себя в соцсетях Хидео Кодзима.
Тогда, по его словам, «нейросети еще были в зачаточном состоянии» и ему очень нравилось, что они «будто сомневались и не так хорошо понимали запросы». Сейчас, считает Kito, пользователям уже нужно писать «серьезные промпты» (запросы, команды или наборы инструкций, которые пользователь передает нейросети или другой программе с AI для выполнения определенной задачи. — Прим. ред.), «потому что одинаковые данные, которые использует AI, приводят к засилью слишком похожих друг на друга произведений».
Boris Redwall же убежден: полезность AI для музыканта в первую очередь зависит от того, с какой целью эти инструменты используешь. «Я все равно люблю сам писать мелодии», — говорит он.
Музыкант часто использует AI для ускорения рутинных процессов: например, «с помощью программы Moises*** удобно вытаскивать вокал и семплы из трека для создания новой музыки». По его словам, это избавляет от необходимости писать артистам и ждать от звуковиков «а капелла» (вокальной дорожки без инструментального сопровождения. — Прим. ред.) по полгода. Этот поход меняет логику работы, позволяя командам артистов работать гораздо быстрее, не привязываясь к графику выступлений.
В итоге Biicla, Boris Redwall и Kito Jempere сходятся в одном: AI — это не враг диджея, который вытеснит его с танцпола, а его верный помощник, расширяющий палитру возможностей. Для Biicla это инструмент, открывающий двери в творческую неизведанность, для Redwall — практичный хакер для ремиксов, а для Kito — даже источник вдохновения, как в случае с обложкой релиза Green Monster.
* ChatGPT — это AI-чат-бот, созданный OpenAI, который умеет вести диалоги с пользователем и справляться с множеством задач: от ответов на вопросы и создания текстов до перевода и написания кода. Благодаря обучению на огромных объемах данных он способен генерировать человекоподобные ответы, адаптированные к контексту, в отличие от поисковых систем, которые выдают только ссылки.
** Midjourney — это нейросеть и одноименная исследовательская компания, создающая изображения и видео по текстовым описаниям.
*** Moises — музыкальная платформа на базе AI, помогающая музыкантам и создавать и обрабатывать музыку. Платформа использует AI для разделения аудиофайлов на отдельные дорожки (вокал, барабаны, бас и т. д.), а также предлагает функции для изменения темпа и высоты тона, определения аккордов и автоматического микширования и мастеринга.