Двадцать лет — возраст немаленький даже для театра: вроде и юность, но уже осознанная, с желанием углубляться. «Практика», появившаяся в 2005 году как экспериментальный центр новой драмы (название говорит само за себя), продолжает заложенные изначально традиции исследования и живого диалога со зрителем.
Ценное «Барахло»: как создавался новый спектакль-вербатим в театре «Практика»

«Практика» одной из первых познакомила московских зрителей с вербатимом — жанром документального театра, в котором актеры выступают исследователями и берут интервью у реальных людей, а затем воспроизводят их истории от первого лица.
В 2011 году Дмитрий Брусникин вместе с Юрием Квятковским и своими учениками поставил «Это тоже я. Вербатим» — коллаж из историй случайных прохожих, которые встречались молодым актерам в кафе, магазинах, по дороге к институту. В 2017-м состоялась премьера «Транссиба»: брусникинцы отправились на поезде из Москвы во Владивосток и обратно, по дороге собрав истории жителей со всей России — тут и проводницы, и пацаны, которые едут за лучшей жизнью из маленьких городов, и случайный попутчик-интеллигент, вдруг раскрывающий самое сокровенное. Оба спектакля выросли из экзаменов на актёрском факультете и вошли в репертуар «Практики», быстро став хитами. Полуторачасовой «Транссиб» идет в репертуаре театра по сей день.
Новый эксперимент — «Барахло» — продолжает традицию документальных зарисовок. Это рассказ про московские блошиные рынки, пестрая антология персонажей и ситуаций, из которых состоит лоскутный мир барахолок в Ховрино, Новоподрезково и Измайлово. О последнем можно судить в том числе по нашему прошлогоднему репортажу: блошиный рынок не только и не столько место торговли и заработка, но социальный плавильный котел, густо приправленный самыми невероятными историями. Их под руководством Юрия Квятковского собирали студенты мастерской Марины Брусникиной и Сергея Щедрина, чтобы превратить в спектакль.

Герои «Барахла» — люди, оказавшиеся на обочине жизни, но веру в эту жизнь не потерявшие. Блаженная старушка находит ценность в предметах, которые другие выбрасывают. Смотрительница общественных туалетов готова выслушать любую исповедь, а о других людях рассказывает только хорошее. Художник с кризисом среднего возраста пусть и своеобразно, но находит вдохновение в каждой встречной женщине. Выпивохи Антонина и Аркаша бранятся, но, как говорится, только тешатся. Этюды перемежаются музыкальными вставками — неочевидными песнями из репертуара российской и зарубежной эстрады. Но если вы хоть раз бывали на барахолке, то поймете, что именно такую смесь и можно услышать из стареньких приемников продавцов-завсегдатаев. Спектакль, который поначалу рассыпается на разрозненные фрагменты и никак не желает складываться в цельный нарратив, под конец предстает калейдоскопом с бесконечным количеством узоров.
Спектакль вырос из экзамена «наблюдение» на актёрском факультете в Школе-студии МХАТ. Работа над ним после первого показа шла ещё больше года: молодые артисты общались с продавцами и завсегдатаями рынков, слушали и наблюдали, иногда просто останавливаясь в толпе. Все собранные материалы — аудиозаписи разговоров и уличных шумов, интервью с героями, фотографии и видео — бережно собирались на «Яндекс Диске» команды. Там не только копилась цифровая летопись, но и складывалась драматургия, рождались тексты отдельных сцен и идеи декораций.
«Со сколькими людьми мы поговорили на барахолках — не счесть. И важно было собрать каждую деталь: фото, видео, интервью. Все сохраняли на "Диске", чтобы из раза в раз возвращаться к персонажам, прочувствовать каждого, проникнуться историей жизни и познакомить с ней зрителей. В спектакле у меня всего три-четыре вербатима, но при этом удалось побеседовать со столькими людьми за все время сбора материала, будто ты уже узнал пол-России», — делится впечатлениями актриса Вера Ефремова.

Иногда продолжительность отснятых видео доходила до трех часов. «Мы всем курсом купили целый терабайт, чтобы поместился абсолютно весь материал», — говорит актриса Мария Василькова и добавляет, что не все вербатимы, даже отобранные и сыгранные в рамках экзамена, вошли в итоговый спектакль. — Я показывала на первом курсе вербатим на женщину, которая постоянно пела песни и читала стихи, — у нее был такой уникальный тембр голоса, несмотря на то что ей было точно за 60. Таких зарисовок очень много. Мы иногда вспоминаем этих людей и пересказываем их биографии друг другу».
«Когда я попал в проект, спектакль уже был готов, правда, без сценографии, — рассказывает сценограф Антон Левдиков. — Мне хотелось привнести элемент, который отражал бы мир персонажа. Но когда их больше 15, это не так просто. Мне, как и ребятам, было непросто собирать все эти истории. И тут пришла ассоциация с гоголевской Коробочкой — персонажем, склонным к накопительству. Подумалось: почему бы не создать каждому по такой коробочке, которая бы менялась вместе с героем».

На создание декораций Антона вдохновила сходненская барахолка «Левша», на которой прилавки крыты зелено-ржавым профлистом. А само наполнение этих коробочек собирали по разным блошиным рынкам, искали на «Авито» и даже покупали у прототипов героев: «Из интересных находок — то, что мы модернизировали "ларьки", сделав их футуристичными. Встроили свет, синтезаторы, двигатели. Конструкции можно собирать и разбирать, что позволяет менять пространство».
Конечно, были и сложности. «Труднее всего давалось разговаривать с людьми, находить подход к каждому, потому что очень часто с тобой просто не хотят разговаривать: им нужно продавать товар и твои "ля-ля-тополя" не всегда интересны. Мне кажется, очень много ярких персонажей было упущено просто потому, что не задался разговор, — рассказывает актриса Алиса Стыценко. — Разговорить человека тоже навык, который нужно прокачивать. Не все будут первому встречному раскрывать душу».
Но мало услышать хорошую историю, ее еще предстоит сыграть: «Это работа от глобального к локальному. Ты берешь самую выпуклую часть, которая очевидна, — допустим, голос. Или, может быть, человек как-то странно моргает или сутулится. Это помогает почувствовать персонажа, войти в его тело. Ну и, конечно, перевоплощение невозможно без темы персонажа. Ты понимаешь, о чем он говорит, о какой боли, о какой судьбе, и при этом можешь скопировать его внешне. Это и есть формула удачного вербатима».

Рассказывать о спектакле, как и о самом блошином рынке, можно долго, но в обоих случаях лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Попасть на следующие показы «Барахла» в «Практике» можно 13-14 ноября, 11-12 декабря и 23-24 января. Билеты — на сайте театра.
Реклама. ООО «Яндекс»