С любовью, Франсуа Трюффо: 5 главных фильмов великого французского режиссера

21 октября 1984 года в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен скончался Франсуа Трюффо — один из главных режиссеров французской «новой волны», сумевший превратить личные истории в искусство мирового масштаба. Его влияние до сих пор ощутимо: отголоски стиля Трюффо можно увидеть у многих современных авторов, включая даже любимца публики Уэса Андерсона. Возможно, дело в том, что фильмы Трюффо часто касаются экзистенциальных и интимных тем, позволяя зрителю по-настоящему сопереживать своим героям. И хотя его поздние работы были менее дерзкими по форме, а подчас даже напоминали ту самую «традицию качества», которую он когда-то презирал, на самом деле Трюффо никогда не менялся, оставаясь последним из поэтических реалистов. В годовщину смерти режиссера вспоминаем пять его главных картин и пытаемся понять, что сделало их по-настоящему великими.
Редакция «Правил жизни»
Редакция «Правил жизни»
С любовью, Франсуа Трюффо: 5 главных фильмов великого французского режиссера
Alamy/Legion Media

«Четыреста ударов» / Les quatre cents coups (1959)

В ролях: Жан-Пьер Лео, Клер Морье, Альбер Реми, Ги Декомбль, Жорж Фламан

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
CAP/KFS/Legion Media

Автобиографический дебют Трюффо отличался великолепной свежестью и искренностью. С этой картины началось его многолетнее сотрудничество с Жан-Пьером Лео — юным актером, которого режиссер сделал своим экранным двойником, навсегда соединив их образы в восприятии зрителя — и, возможно, в сознании самого Лео. Здесь он играет 12-летнего Антуана Дуанеля — несчастного ребенка из неблагополучной семьи. Подросток ввязывается в преступную жизнь, прогуливает школу, бродит по Парижу с другом и, оправдывая свое отсутствие, говорит учителю, что его мать умерла. Эта ложь разоблачается, когда родители приходят в школу и на глазах у всего класса бьют Антуана. В конце концов мальчика отправляют в исправительное учреждение, из которого он сбегает. Абсолютно легендарная сцена, с которой, пожалуй, ассоциируется Трюффо, — в финале: Антуан впервые в жизни видит море. Заключительный стоп-кадр — лицо мальчика. Картина оставила неизгладимый след во французской «новой волне». А то, как Трюффо проиллюстрировал проблемы взросления и подросткового отчуждения, повлияло на многие последующие фильмы жанра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Стреляйте в пианиста» / Tirez sur le pianiste (1960)

В ролях: Шарль Азнавур, Мари Дюбуа, Николь Берже, Мишель Мерсье, Серж Даври

Collection Christophel/Legion Media

После «400 ударов» Трюффо снял «Стреляйте в пианиста». Фильм основан на романе американского писателя Дэвида Гудиса и демонстрирует безграничную любовь постановщика к нуару — краеугольному камню веры режиссеров «новой волны». Вообще, картина объединяет элементы криминального фильма, драмы и черной комедии. Главный герой — некогда знаменитый пианист (Шарль Азнавур), который узнает, что своей карьерой обязан любовной связи покойной жены с музыкальным агентом. Когда его братья крадут деньги у бандитов, на пианиста начинают охоту. Обращаясь к универсальным темам идентичности и отчуждения, Трюффо наполняет непредсказуемое действие самоироничными визуальными шутками, которые кажутся еще более дерзкими на фоне строгого реализма операторской работы. Картина не получила такой известности, как другие фильмы «новой волны» — и, возможно, зря. Фильм в любом случае не стоит пропускать поклонникам талантливого французского режиссера. Неслучайно за прошедшие годы он обрел культовый статус.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Жюль и Джим» / Jules et Jim (1962)

В ролях: Жанна Моро, Оскар Вернер, Анри Серр, Ванна Урбино, Борис Басяк

Collection Christophel/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одна картина, на которую стоит обратить внимание тем, кто только знакомится с французской «новой волной», да и просто тем, кто ценит экзистенциальные, вдумчивые произведения, исследующие и воспевающие человеческие чувства — со всей их сложностью и противоречивостью. В центре сюжета — вечный любовный треугольник. Может показаться, что действие происходит где-то в 1960-х (оммаж «Банде аутсайдеров» Жан-Люка Годара), но на деле события разворачиваются в начале XX века: до и после Первой мировой войны. Оскар Вернер играет Жюля — застенчивого молодого австрийца, который дружит с французом Джимом (Анри Серр). Оба влюбляются в одну женщину — богемную непредсказуемую и пленительную Кэтрин (Жанна Моро), решив, что она похожа на античную греческую статую, которую они видели вместе. Когда начинается война, Жюль и Джим оказываются по разные стороны фронта. И конечно, в итоге их троица движется в сторону трагедии — вряд ли это большой спойлер. Можно ли считать, что это притча о дружбе и антивоенная аллегория, в которой Кэтрин символизирует то общее, что связывает Жюля и Джима? Может быть, Кэтрин вообще архетип первой «маник-пикси-дрим-герл», чья функция — подчеркнуть благородство мужчин. А может, напротив, ее страсть и неугомонная тоска призваны подсветить их внутреннюю пустоту и посредственность. Как бы то ни было, имя Кэтрин вообще отсутствует в названии картины. Но именно она господствует в фильме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Нежная кожа» / La peau douce (1964)

В ролях: Жан Дезайи, Франсуаза Дорлеак, Нелли Бенедетти, Даниэль Чеккальди, Лоранс Бади

Collection Christophel/Legion Media

Еще одна важная работа в карьере Трюффо — «Нежная кожа» — рассказывает о знаменитом литературном критике (Жан Дезайи), женатом мужчине и отце, который знакомится со стюардессой Николь (Франсуаза Дорлеак) на конференции в Лиссабоне. Между ними быстро завязывается роман, который герой вроде бы пытается скрыть, однако быстро понимает, что не в силах отказаться от новой пассии. Исследуя тему вины, Трюффо предлагает зрителю вдумчивый взгляд на последствия и внутренние противоречия супружеской измены — и на то, как она влияет на обоих участников. И хотя сюжет местами неправдоподобен и чересчур мелодраматичен, это, пожалуй, самое зрелое высказывание Трюффо о любви и сексе.

«Украденные поцелуи» / Baisers volés (1968)

В ролях: Жан-Пьер Лео, Дельфин Сейриг, Клод Жад, Микаэль Лонсдаль, Гарри-Макс

Collection Christophel/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Украденные поцелуи» — поздний шедевр «новой волны», довольно свободный по духу, но при этом временами немного меланхоличный. Это третья часть полуавтобиографического цикла Трюффо. Здесь Жан-Пьер Лео играет человека (все тот же Антуан из «Четырехсот ударов») двадцати с лишним лет, который пробует себя в самых разных профессиях — от частного детектива до мастера по ремонту телевизоров. Одновременно с этим Антуан пытается разобраться в своих отношениях с женщинами. Этот, пожалуй, самый «годаровский» фильм Трюффо считается одной из его лучших работ — то ли благодаря виртуозной режиссуре и завораживающему сочетанию легкой комедии и драмы (фирменный почерк режиссера), то ли благодаря безупречной игре Лео, придающей истории глубину и достоверность. В тематическом плане «Украденные поцелуи» — это проникновенное исследование идентичности и личностного взросления, передающее боль перехода от юности к зрелости.