Кацусика Хокусай родился в 1760 году в старом Эдо (ныне Токио). Его детское имя — Токитаро. С юных лет он поглощал формы и линии.
Минута внимания. Хокусай: художник, который жил в линиях и легендах
Художник с Севера
«С шести лет я страстно любил копировать форму вещей», — писал сам художник. В детстве Хокусай работал клерком в книжном магазине, но уже в подростковом возрасте начал учиться гравировке по дереву.
Когда ему исполнилось 15, он стал учеником у мастера резьбы по дереву. Спустя три года перешел в мастерскую укиё-э художника Кацукавы Сюнсё, известного своими изображениями актеров и куртизанок. В ранние годы Хокусай создавал репродукции театральных сцен, портреты актеров кабуки и жанровые сцены, постепенно совершенствуя художественную технику и формируя собственный стиль.
Со временем он сменил имя и стал Хокусаем — «художником с севера». Он неоднократно менял псевдонимы — перед стартом нового проекта или серии. По его словам, это произошло более 30 раз.
Несмотря на скромное начало, к зрелым годам Хокусай сам называл себя «стариком, помешанным на живописи»:
«С тех пор как мне исполнилось 50, я опубликовал множество рисунков... В возрасте 73 лет я постиг строение животных, птиц, насекомых и рыб, жизнь растений... В 90 я проникну в тайный смысл вещей. В 100 лет мне, возможно, удастся достичь уровня божественных сфер».
Хокусай трудился неустанно до самой старости и умер в 1849 году. Он остается символом преданности искусству и бесконечного самосовершенствования.
«Большая волна»: факты и легенда
Одна из самых узнаваемых работ Хокусая — гравюра «Большая волна у Канагавы» (Kanagawa-oki nami ura), часто просто «Большая волна». Эта картина — часть серии «Тридцать шесть видов Фудзи» (хотя позднее художник добавил еще десять работ к серии).
На гравюре изображены три лодки, охваченные гигантской волной, а вдали — гора Фудзи, едва заметная за бурей. Интересный визуальный парадокс: главный мотив композиции 3 волна — находится на переднем плане, а символический центр — Фудзи — почти растворен на заднем плане.

В то время устойчивые синие пигменты были дорогими и редкими. Но с появлением прусской лазури (Berlin Blue), заимствованной из Европы, японские художники, включая Хокусая, получили возможность создавать насыщенные оттенки синего, которые не выцветают. Это сделало «Большую волну» визуально впечатляющей и долговечной.
Первоначально печатались сотни копий. По оценкам исследователей, гравюра выходила тиражами до 1 тыс. экземпляров, а в разных версиях серии было создано около 8 тыс. оттисков. Однако из-за хрупкости бумаги, интенсивного использования деревянных форм и относительной дешевизны таких гравюр до наших дней дошли лишь немногие образцы. Устаревшие или изношенные блоки часто заменяли, что приводило к вариациям в качестве и линии.
Когда Япония с середины XIX века начала открываться для внешнего мира, укиё-э и картины Хокусая прочно вошли в экспорт. «Большая волна» стала визуальным кодом японской эстетики на Западе — ее копировали на кружках, полотенцах, плакатах, даже на эмодзи-клавишах. На одном из аукционов Christie's копия этой гравюры ушла за $2,76 млн, что подчеркивает ее культурное и финансовое значение.
Также заметно влияние «японизма» на европейскую живопись: Моне, Дега и другие художники заимствовали асимметрию, плоские цветовые плоскости и композиционные решения из работ Хокусая и других мастеров.
Жанры и стили: не только волны
Хокусай был художником широкого диапазона — он не ограничивался морскими сюрреалистическими сценами.
Манга

Он создал мангу в японском классическом смысле — не комиксы с диалогами, а сборники миниатюрных картин, которые отражают легенды, повседневность, архитектуру, пейзажи. За свою жизнь Хокусай издал около 12 томов манги, а после его смерти ученики собрали еще три тома из ранних эскизов.
«100 историй о призраках»

В серии он погружался в мир японских духов и легенд. Самая известная гравюра этой линии — призрак Оивы, женщина, ставшая мстительным духом. Он мастерски сочетал хоррор и тонкую стилизацию, погружая зрителя в мистические сюжеты.
Природа: водопады, мосты, пейзажи
После путешествий по Японии Хокусай создал серию гравюр, посвященных знаменитым водопадам в разных провинциях. Эта серия получила название «Путешествие по знаменитым водопадам различных провинций».

Серия «36 видов Фудзи» — вершина его пейзажного творчества. В каждом виде Фудзи — центр внимания, но подход к ее изображению меняется: от туманных контуров до драматичных ракурсов на фоне моря.

В другой серии, «Примечательные виды мостов», он изображал архитектуру как часть ландшафта и человеческого труда.
Он не только сформировал облик жанра, но и помог утвердить традицию суримоно — изысканных поздравительных гравюр, которыми обменивались представители аристократии.
Хокусай был знаком с европейской живописью и элементами перспективы. Это отражается в его работах: линии глубины, слои пространства и смелые ракурсы, нетипичные для многих его современников.
