Минута внимания. Хокусай: художник, который жил в линиях и легендах

В новой рубрике «Правил жизни» «Минута внимания» мы рассказываем о важных культурных явлениях или событиях в формате первого знакомства. Этого хватит для разговора за чашкой кофе, светской беседы или смол-тока с коллегами. Первый герой рубрики — Кацусика Хокусай, одном из самых известных авторов в японском искусстве укиё-э. Мастер ксилографии, автор легендарных циклов. Его «Большая волна в Канагаве» давно вышла за границы искусствоведческих диалогов. Картина проникла в поп-культуру и многогранно обыгрывалась в самых разных жанрах. В этом тексте мы расскажем, что же такого важного и необычного в этой и других работах мастера.
Редакция «Правил жизни»
Редакция «Правил жизни»

Художник с Севера

Кацусика Хокусай родился в 1760 году в старом Эдо (ныне Токио). Его детское имя — Токитаро. С юных лет он поглощал формы и линии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«С шести лет я страстно любил копировать форму вещей», — писал сам художник. В детстве Хокусай работал клерком в книжном магазине, но уже в подростковом возрасте начал учиться гравировке по дереву.

Когда ему исполнилось 15, он стал учеником у мастера резьбы по дереву. Спустя три года перешел в мастерскую укиё-э художника Кацукавы Сюнсё, известного своими изображениями актеров и куртизанок. В ранние годы Хокусай создавал репродукции театральных сцен, портреты актеров кабуки и жанровые сцены, постепенно совершенствуя художественную технику и формируя собственный стиль.

Со временем он сменил имя и стал Хокусаем — «художником с севера». Он неоднократно менял псевдонимы — перед стартом нового проекта или серии. По его словам, это произошло более 30 раз.

Несмотря на скромное начало, к зрелым годам Хокусай сам называл себя «стариком, помешанным на живописи»:

«С тех пор как мне исполнилось 50, я опубликовал множество рисунков... В возрасте 73 лет я постиг строение животных, птиц, насекомых и рыб, жизнь растений... В 90 я проникну в тайный смысл вещей. В 100 лет мне, возможно, удастся достичь уровня божественных сфер».

Хокусай трудился неустанно до самой старости и умер в 1849 году. Он остается символом преданности искусству и бесконечного самосовершенствования.

«Большая волна»: факты и легенда

Одна из самых узнаваемых работ Хокусая — гравюра «Большая волна у Канагавы» (Kanagawa-oki nami ura), часто просто «Большая волна». Эта картина — часть серии «Тридцать шесть видов Фудзи» (хотя позднее художник добавил еще десять работ к серии).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На гравюре изображены три лодки, охваченные гигантской волной, а вдали — гора Фудзи, едва заметная за бурей. Интересный визуальный парадокс: главный мотив композиции 3 волна — находится на переднем плане, а символический центр — Фудзи — почти растворен на заднем плане.

Legion-Media

В то время устойчивые синие пигменты были дорогими и редкими. Но с появлением прусской лазури (Berlin Blue), заимствованной из Европы, японские художники, включая Хокусая, получили возможность создавать насыщенные оттенки синего, которые не выцветают. Это сделало «Большую волну» визуально впечатляющей и долговечной.

Первоначально печатались сотни копий. По оценкам исследователей, гравюра выходила тиражами до 1 тыс. экземпляров, а в разных версиях серии было создано около 8 тыс. оттисков. Однако из-за хрупкости бумаги, интенсивного использования деревянных форм и относительной дешевизны таких гравюр до наших дней дошли лишь немногие образцы. Устаревшие или изношенные блоки часто заменяли, что приводило к вариациям в качестве и линии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда Япония с середины XIX века начала открываться для внешнего мира, укиё-э и картины Хокусая прочно вошли в экспорт. «Большая волна» стала визуальным кодом японской эстетики на Западе — ее копировали на кружках, полотенцах, плакатах, даже на эмодзи-клавишах. На одном из аукционов Christie's копия этой гравюры ушла за $2,76 млн, что подчеркивает ее культурное и финансовое значение.

Также заметно влияние «японизма» на европейскую живопись: Моне, Дега и другие художники заимствовали асимметрию, плоские цветовые плоскости и композиционные решения из работ Хокусая и других мастеров.

Жанры и стили: не только волны

Хокусай был художником широкого диапазона — он не ограничивался морскими сюрреалистическими сценами.

Манга
Фрагмент «Манги», 1814
Фрагмент «Манги», 1814
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он создал мангу в японском классическом смысле — не комиксы с диалогами, а сборники миниатюрных картин, которые отражают легенды, повседневность, архитектуру, пейзажи. За свою жизнь Хокусай издал около 12 томов манги, а после его смерти ученики собрали еще три тома из ранних эскизов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«100 историй о призраках»
Legion-Media

В серии он погружался в мир японских духов и легенд. Самая известная гравюра этой линии — призрак Оивы, женщина, ставшая мстительным духом. Он мастерски сочетал хоррор и тонкую стилизацию, погружая зрителя в мистические сюжеты.

Природа: водопады, мосты, пейзажи

После путешествий по Японии Хокусай создал серию гравюр, посвященных знаменитым водопадам в разных провинциях. Эта серия получила название «Путешествие по знаменитым водопадам различных провинций».

Работа из серии «Путешествие по знаменитым водопадам различных провинций»
Работа из серии «Путешествие по знаменитым водопадам различных провинций»
Legion-Media

Серия «36 видов Фудзи» — вершина его пейзажного творчества. В каждом виде Фудзи — центр внимания, но подход к ее изображению меняется: от туманных контуров до драматичных ракурсов на фоне моря.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Работа из серии «36 видов Фудзи»
Работа из серии «36 видов Фудзи»
Legion-Media

В другой серии, «Примечательные виды мостов», он изображал архитектуру как часть ландшафта и человеческого труда.

Он не только сформировал облик жанра, но и помог утвердить традицию суримоно — изысканных поздравительных гравюр, которыми обменивались представители аристократии.

Хокусай был знаком с европейской живописью и элементами перспективы. Это отражается в его работах: линии глубины, слои пространства и смелые ракурсы, нетипичные для многих его современников.