Поднебесный

На прошлой неделе состоялся релиз музыкального альбома «t.A.T.u. в Поднебесной». Создатель легендарной группы продюсер Иван Шаповалов рассказал «Правилам жизни» о том, почему пластинка была выпущена именно сейчас, и поделился воспоминаниями о времени, когда она была записана.
Алексей Бородачев-Архипов
Алексей Бородачев-Архипов
Поднебесный
Василиса Горбачева / «Правила жизни»

Существование такой группы сегодня просто невозможно. Почему вы решили выпустить альбом именно в этот момент времени?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда t.A.T.u. покинули «Поднебесную» — пространство свободы осиротело. И с этого и начался наш путь куда-то не туда... путь, на котором мы с вами оказались сейчас. Но получилось, как получилось. Почему альбом выходит сегодня? Возможно стоит вернуться в тот момент, когда от нас ушли эти символы свободы. Это момент осмысления. «t.A.T.u. в Поднебесной» — это не попытка паразитировать на образах двадцатилетней давности или выжать из проекта последнее, это попытка вернуться назад и переосмыслить, что с нами произошло.

Вы рассказывали, что проводили кастинг и сначала в проект была выбрана Лена Катина. Позже к ней присоединилась Юля Волкова (тоже участница кастинга) и ее чуть ли не сама Лена привела?

Нет, все было не так. Мы с Сашей Войтинским делали кастинг, где были и Юля, и Лена — вместе, обе из «Непосед». Смотрели всех, выбрать было очень сложно. Дуэт, кстати, вообще изначально не планировался — искали просто сольную певицу. Лену мы выбрали, а Юля была в числе претендентов.

Когда пришли к дуэту, уже было понятно, что надо объединить именно их?

Тут важно понимать — не было изначально такой концепции, мы не выстраивали идею дуэта. Идея шла рука об руку с реальностью, кастинг заставил по-новому взглянуть на состав. Все развивалось органично, не заранее: сначала я захотел снять клип, для клипа Саша предложил проект, затем проекту понадобился кастинг, песни, появились Борис, потом Валера, потом Лена, Женя, Сережа, Леня и вот так все выстроилось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помните момент, когда поняли: вот оно, случилось — успех? Когда до вас дошел масштаб явления?

На следующее утро! Очень хорошо помню. Это было буквально после выхода клипа на MTV: обвал звонков, сообщений, сразу все заговорили про нас. Девочки проснулись знаменитыми — это случилось за одну ночь. Даже песню до этого долго не брали, а вот клип поставили сразу. Я оставил кассету с ним на охране — и, как только его посмотрели, сразу поставили в ротацию. Но, кстати, клип был снят на пятую песню — до этого было записано четыре трека, но на них видео не делали.

После вашего успеха появились проекты, в которых пытались повторить ваш вайб. Считаете себя некими трендсеттерами?

Ну... решайте вы. Если вы меня так называете — пожалуйста. Только не бросайте в терновый куст.

С тем, что происходило с постсоветской аудиторией, все ясно. Но с выходом на международную — неужели не сомневались, зайдет ли формат t.A.T.u. там?

Тут все решали не мы, а лейблы: Universal, Interscope. Они были нашими проводниками на Запад, вели, адаптировали. Проект сам начал выходить на европейскую публику в русскоязычной версии, а уже крупные лейблы увидели потенциал и взяли инициативу.

С ростом популярности не было страха, что все закончится внезапно? Что вас начнет нести успех, вы станете заложниками своей же смелости: хит за хитом, гонка с самими собой, все выше и выше?

Разумеется. В определенный момент мы действительно стали пленниками выбранных ролей и ставок. Но нельзя это спланировать — это чувствуешь. Отчасти удавалось делать на шаг вперед осознанно, на два — вряд ли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Василиса Горбачева / «Правила жизни»

Как вы вспоминаете то время по своим ощущениям?

Только хорошо.

Записи, которые выпускаются сейчас, были сделаны для альбома, который писался в режиме реалити «t.A.T.u. в Поднебесной». То есть результатом шоу должна была стать новая пластинка группы. Но итогом стало задокументированное завершение сотрудничества с Леной и Юлей. Что тогда происходило в ваших взаимоотношениях?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Происходило драматичное расставание. Благодаря Виталию Манскому и команде СТС все это было запечатлено в реалити.

Но, кроме шоу, Виталий еще снял документалку. Было неприятно из-за того, что и как было показано в фильме?

Это неизбежно. Не исключаю, что и в нашем с вами интервью что-то будет подсвечено не так, как хотелось бы. И обижаться бессмысленно. Что-то он усилил, выбрал свой ракурс. И если вы готовы открываться, надо быть готовым, что на вас будут смотреть под разными углами.

Есть такая история, будто вы просили Манского при монтаже убрать из картины 17 секунд. Не помните, что там было?

У нас было много обсуждений и разговоров — не вспомню, что там могло быть. Принципиально разным мы с ним видели только финал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После завершения сотрудничества с девочками вам не было страшно? Вы были одним из самых успешных продюсеров не только в России, но и в мире. Куда двигаться дальше, что делать?

Через некоторое время после их ухода я жестко упал с этой высоты. Без парашюта! Без страховки. Развилась онкология. Переломы. Реанимация. Курсы химиотерапии. Поэтому страшно — это не то слово. Подходящее слово — сублетально.

Чью поддержку вы тогда ощутили? Слышал, что в момент проблем со здоровьем чуть ли не Юля вам помогала.

Тогда уже все помогали. И Юля. Она была рядом в момент госпитализации... Восстанавливали всем миром.

А сейчас вы общаетесь с девочками?

Бывает.

Как-то участвуете творчески в их проектах?

Не сказал бы, что творчески участвую — это было бы слишком громко. Пару раз давал советы по записи вокала, если просили. Но они пишут свои песни сами, и каждая делает свой продукт самостоятельно. Что-то новое вместе пока не слышал. Но надеюсь, что это воссоединение не ради концертов.

Если слушаете их записи, можете дать комментарий или критикануть?

Я только это и делаю, если меня спрашивают.

То есть в целом они могут вам позвонить: «Вань, подскажи по старой дружбе»?

Нет... Думаю, они пытаются себя найти отдельно от меня: наша связь слишком сильная. Думаю, они пытаются от этого освободиться. Это такой момент сепарации.

Связь у вас действительно сильная — как минимум в общественном пространстве. Если кто-то говорит о ком-то из вас, вспоминают сразу всех троих.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для меня точно... Как еще это может быть?

Для этого альбома девочки как-то привлекались или брались старые записи?

Смотреть
Смотреть

Нет, это записи того времени, того звука. Даже то, что не до конца было отредактировано. Как было, так и осталось. Может быть, это еще будет перерабатываться.

Какое значение для вас имеют эти записи?

Для меня это срез времени, в некоторых моментах звучащий актуально даже сейчас.

Проект запускало много людей: Лена Кипер, Сережа Галоян, Валера Полиенко, Александр Войтинский... Общаетесь с кем-то из них?

Да, общаюсь по мере появления поводов. У каждого была своя роль. Благодаря им проект и стал таким, какой он есть.

Лена Кипер потом создала проект «Ничья». Вы слышали эти песни?

Конечно, слышал. Некоторые из них изначально собирались для t.A.T.u. Лена в проекте занималась отбором присылаемого материала, в нем были треки Олега Борщевского. Я тогда находился в Америке, и для меня ее проект стал сюрпризом. Когда Лена ушла, частично она использовала тот материал — и это нормально.

Не было профессиональной ревности? Песни Лены были похожи на то, что делали вы в t.A.T.u.: настроением, надрывом, аллегориями, стилем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Было чувство утраты: ушел человек, который тебя вдохновлял.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если смотреть на эти прошедшие 20 лет со стороны, есть ли вещи, о которых вы жалеете или которые бы сделали иначе?

Нет, не приходят в голову такие вещи.

После завершения сотрудничества с девочками не было ощущения какого-то предательства?

Нет. Но до сих пор не могу для себя объяснить некоторые моменты. Не хочу выносить это в публичное поле. Думаю, и это пройдем.

Вас же в момент пика, как и любого успешного человека, наверняка окружали такие люди, которые присасываются к известным личностям. Много было тех, кто после вашего расставания с проектом себя проявил подобным образом?

Честно, в тот момент я не следил за этим и не анализировал... не обращал внимания. Всех, кто был рядом, до сих пор ценю за интерес и участие.

Какие ожидания у вас сейчас от релиза альбома?

Думаю, материал актуален и сегодня — как дух эпохи свободы, надежд и больших начинаний. Что касается звучания, что-то можно и освежить.

Как бы пафосно это ни звучало, но вы понимаете, как много сделали для российской музыки?

Скорее как много еще не сделал.

Может быть, у вас есть планы на проект, который будет еще круче t.A.T.u.?

Хотеть сделать круче — это оказаться в плену собственных амбиций и ваших ожиданий, стать заложником. То, о чем мы с вами говорили вначале, — мне не хотелось бы снова соревноваться с самим собой.

Для многих вы останетесь создателем t.A.T.u. Но как вы хотели бы, чтобы вас запомнили?

А я еще не ухожу, чтобы этого хотеть.