Минута внимания. Эрик Булатов: главные работы и эпизоды биографии

В нашей рубрике «Минута внимания» мы рассказываем о важных культурных явлениях или событиях в формате первого знакомства. Сегодня вспоминаем о художнике Эрике Булатове, который скончался 9 ноября в возрасте 92 лет. О фигуре и работах Булатова хочется рассказать значительно больше, но если вдруг вы узнали о нем и его творчестве лишь сегодня, или захочется вспомнить основное, то вы узнаете об этом из материала.
Редакция «Правил жизни»
Редакция «Правил жизни»
Минута внимания. Эрик Булатов: главные работы и эпизоды биографии
Евгения Давыдова / Wikimedia Commons

Краткая биография и работы

Эрик Владимирович Булатов родился 5 сентября 1933 года в Свердловске (ныне Екатеринбург).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1958 году окончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова при Академии художеств СССР. С 1959 по 1989 год работал книжным иллюстратором, сотрудничая с издательством «Малыш». Вместе с Олегом Васильевым они создавали иллюстрации к детским книгам; многие взрослые выросли на книгах, проиллюстрированных ими. Он считал, что в детской книге важно оформление, орнамент, шрифт — и одновременно художественное качество рисунка. По его собственным словам: «Ребенок чувствует, какая сказка настоящая, а какая фальшивая... Все должно быть настоящее в каком-то детском смысле, и это не связано с исторической точностью».

В 1967 году был принят в секцию графики Союз художников СССР как иллюстратор детских книг.

В 1960-х годах вошел в нонконформистское художественное объединение «Сретенский бульвар» вместе с Ильей Кабаковым, Эрнстом Неизвестным и другими. В эти же годы появляется одна из самых известных картин раннего Була­това — «Разрез» (1965-1966).

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1970-е Булатов создает первые картины-конструкции, в которых сочетает пространство классического пейзажа с плакатными или текстовыми вставками — в этих работах Булатов сопоставляет образы идеологизированного пространства советской реальности и лирические ландшафты, текст и изображение.

За счет этих картин он становится одним из ведущих представителей так называемого московского концептуализма и соц-арта.

Известность Булатову принесла картина «Слава КПСС», созданная в 1975 году (в 2008 году она была продана за сумму порядка 2,1 млн долларов).

Слава КПСС (1975)
Слава КПСС (1975)
Архивы пресс-службы

В 1980-е годы создает работы «Не прислоняться», «Революция — перестройка», «Заход или восход солнца».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выставки его произведений проходили в Швейцарии, Франции, ФРГ, США, Южной Корее.

В 1989–1991 годах художник работал в Нью-Йорке (США), затем переехал в Париж. Среди значимых работ 1990–2000-х годов — «Русский XX век II», «Живу — вижу II», «Свобода есть свобода II», «Тучи растут», «Наше время пришло», «Картина и зрители».

Крупные российские выставки его работ прошли в Третьяковской галерее (2006) и в «Манеже» (2014). Его произведения находятся в собраниях Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Центра Помпиду (Париж) и других.

Художественные принципы и работа

Булатов отмечал:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«И концептуализм, и натурализм, и реализм, и все-все-все прочее — все это имеет ко мне отношение».

В одном интервью он пояснял, что, чтобы «запихнуть» его полностью в одно направление, надо было бы его «очень здорово обрезать».

Он считал себя русским художником, воспитанным русской культурой, и одновременно европейским художником, поскольку «все художники воспитаны на европейской классике».

В работах Булатова часто обнаруживается принцип противопоставления плоскости и пространства: слово, накладывающееся на изображение, или символ на пейзаже, создают эффект «барьера» или «преграды». Он пояснял: «Между картиной и мной как бы нет общего пространства... А вот если перед тобой, когда ты стоишь перед картиной, оказываются другие зрители... картина как бы всех их заглатывает».

При этом сам художник подчеркивал: «У меня с молодости было сознание того, что искусство — это самое главное в жизни... И у меня это так на всю жизнь и осталось».

«Я всю жизнь верю, что в основе всего — свет. Не мрак, а именно свет». Размышляя о картинах с текстом, он говорил, что слово на плоскости не просто цитата, а «связующее звено» между зрителем и картиной.