«Евангелион» вышел в 1995 году, когда индустрия аниме была в кризисе: бюджеты урезались, зрители устали от повторяющихся формул, а место для сложных авторских высказываний становилось все меньше. Но появление истории о подростках, которые пилотируют огромных биороботов, — хотя на самом деле пытаются справиться с одиночеством, депрессией и страхом жить, — разделило историю анимации на «до» и «после». И сделало создателя франшизы, Хидэаки Анно, одним из самых влиятельных режиссеров своего поколения.
Минута внимания. «Евангелион» — аниме, изменившее культуру

«Евангелион» стал частью разговора среди зрителей и кинокритиков, спектр тем этих бесед впечатляет: психическое здоровье, культура подросткового взросления, интернет-мемы, философия и том, что вообще делает человека человеком. Это редкий случай, когда один сериал породил десятки академических трудов, бесконечные фанатские трактовки, спорные финалы, несколько версий собственной истории и, наконец, целую школу режиссеров и художников, выросших под впечатлением «Евы».
Хидэаки Анно: человек, который вложил в аниме свою поврежденность
История «Евангелиона» начинается задолго до 1995 года — с биографии Хидэаки Анно. Его детство прошло под знаком травм: отец потерял ногу и носил неправильно установленный протез, и маленький Анно часто видел выпирающую кость — образ, который потом напрямую перекочует в эстетику Евангелионов. В школе он рисовал роботов с отсутствующими конечностями: сломанное, неидеальное казалось ему естественным.
Университет он не закончил — вылетел за неуспеваемость, но именно это привело его к Миядзаки: тот увидел в журнале работы Анно и позвал анимировать сложнейшие сцены для «Навсикаи». Так началась взрослая карьера будущего автора «Евангелиона».
Следующим этапом стала Gainax — первая в истории крупная студия, выросшая из фанатского сообщества. Но стремительный взлёт сопровождался провалами, переработками и эмоциональным выгоранием. После съемок «Нади с загадочного моря» Анно впал в тяжелейшую депрессию на четыре года — и именно из неё вырос «Евангелион». Он писал коллегам: «Я вложил в это произведение себя — сломленного человека, который сбегал четыре года и так и не умер».
«Нельзя сбегать» — внутренний императив сериала — был, по сути, манифестом Анно самому себе.
Не фантастика, а призма психики
На уровне сюжета «Евангелион» — история о подростках, которые после Второго удара должны защищать Землю от Ангелов, пилотируя биороботов-Еву, соединенных с ними через синхронизацию.

Но в центре — не апокалипсис, политические заговоры и битвы. Настоящий конфликт происходит внутри героев.
Синдзи Икари: герой, которого ненавидят — и в котором узнают себя

Не храбрый избранник и не харизматичный лидер, а подросток, который боится почти всего: жить, принимать решения, быть нелюбимым отцом, отвергнуты и нужным. Его называют «тряпкой», и в этом — честность сериала. Анно делает антигероя главным героем и показывает: путь к взрослению начинается не с победы над монстром, а с попытки победить самопрезрение.
Аянами Рей и Аска Лэнгли Сорью: две версии травмы
Рей — клонированная оболочка с душой Лилит, человек, которому приходится учиться чувствам с нуля.
Аска — противоположность: громкая, сильная, уверенная, но внутри разрушенная утратой матери и жаждой признания.
Все трое — люди, сломанные обстоятельствами. И именно их внутренний путь, а не борьба с Ангелами, делает «Евангелион» произведением, которое переживает поколения.

Гениальный слом сюжета: аниме, ушедшее в глубину человеческой психики
На середине работы Анно погрузился в изучение психологии и шизофрении — и сериал резко сменил жанр. С привычного меха-экшена он превращается в терапевтический эксперимент: анимация разбирается на карандашные линии, герой разговаривает с собой, четвертая стена рухнула, последовательно исчезают декорации, а мир превращается в метафору внутреннего анализа.
Вместо эпичного финала зрителю дают: внутренние монологи, философские парадоксы, «сеанс групповой терапии». И, конечно, оставляют наедине с вопросом: «Хочешь ли ты жить?»
Финал сериала — оптимистичен. Финал фильма «Конец Евангелиона» — напротив, один из самых мрачных катарсисов в истории анимации. Вместе они образуют диалектическую пару: принятие себя как спасение и разрушение человечества как путь к этому принятию. Но сегодня мы говорим в первую очередь о сериале.
Философия «Евы»: гуманизм, антигуманизм и религиозные течения в одном флаконе
В сериале можно обнаружить христианскую, гностическую и иудейскую символику. Среди философских идей в нем легко считываются идеи Фрейда, Лакана и Юнга, экзистенциализм Кьеркегора, Шопенгауэровская дилемма дикобразов. И следом ужасы непостижимого в духе Лавкрафта.
Одна из главных тем сериала — дискуссия о природе человека и границах тела. Анно подчеркивает важность человека (гуманизм), но напоминает страдание — неизбежно, а желание раствориться в других — путь к смерти (антигуманизм). Сами герои и происходящее — яркие примеры постгуманизма (клоны, биомехи, слияние сознаний). И, конечно, закономерно вспомнить об идее «мир без нас» — как прекрасно может существовать мир без человечества.
Сериал — одновременно история о конце света и о процессе взросления души.
Почему «Евангелион» стал вневременным явлением
Новая эстетика. Дизайн Ев и Ангелов, монтаж, построенный на ритмических паузах, беспрецедентная честность в описании психических особенностей.
Новые явления для интернет-культуры. Фраза «Полезай в Робота, Синдзи» стала мемом, кадр с сидящим на стуле Синдзи — формой экзистенциального отчаяния; музыка сериала стала поп-культурным кодом.

Спасение аниме-индустрии. Франшиза принесла около 15 млрд долларов, в том числе благодаря фирменным игровым автоматам.
Личная терапия. Зрители разных поколений говорят: «Евангелион спас мне жизнь», потому что в истории Анно они узнают собственные попытки понять себя.
«Евангелион» — исповедь поколения и история о детской травме, а не меха-боевик. В самом начале зритель ожидает, что главное в мире сериала — победить огромных роботов, чтобы предотвратить конец света. Но все оказалось намного страшнее и прозаичнее одновременно: личный конец света может наступить буквально сегодня, если не справиться со своими внутренними демонами.
Сериал остается одним из самых честных разговоров о страхе перед разворачивающимися событиями, автор говорит о том, что больно всем, но признавать это по-настоящему смог только Анно.
