Главный охотник в кино: фильмы про Хищника от худшего к лучшему

Хищник — редкий пример экранного монстра, который оказался долговечнее большинства своих человеческих противников. С конца 1980-х он менялся вместе с кино, модой и зрительскими ожиданиями: из безмолвного воплощения первобытного ужаса превратился в героя сложной мифологии, способной вместить колониальную драму, культурные столкновения и даже анимационный экшен. После выхода новой части франшизы — «Хищник: Планета смерти» Дэна Трахтенберга, редакция решила оглянуться назад и вспомнить, каким был путь серии.
Редакция «Правил жизни»
Редакция «Правил жизни»
Главный охотник в кино: фильмы про Хищника от худшего к лучшему
Кадр из фильма

«Хищник» / The Predator (2018)

Режиссер: Шейн Блэк

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма

Самая противоречивая и, пожалуй, неудачная попытка перезапустить франшизу. «Хищник» 2018 года начинается почти образцово: спецоперация, лес, ощущение надвигающейся угрозы. Но очень быстро автор будто теряет контроль над происходящим. Мрачный фантастический боевик больше походит на эксцентричную комедию.

Шейн Блэк, сценарист «Смертельного оружия» и актер оригинального фильма 1987 года, явно хотел переосмыслить мифологию серии. В итоге он перегрузил сюжет идеями, которые в итоге не сложились в цельную историю.

Как отдельный эксцентричный боевик фильм еще можно смотреть. Но как часть франшизы про безжалостного космического охотника — это самый слабый эпизод серии.

«Чужие против Хищника: Реквием» / AVPR: Aliens vs. Predator — Requiem (2007)

Режиссеры: Колин Штраус, Грег Штраус

Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Реквием» часто называют худшим фильмом сразу двух франшиз — и не без оснований. Формально он продолжает события первого кроссовера, но на деле выглядит как набор плохо различимых сцен, склеенных мрачным фильтром.

Создатели сделали ставку на жестокость и физиологический шок, но забыли о драматургии. Персонажей слишком много, и все они выглядят как заготовки из учебника сценарных клише. Ни одному из них невозможно сопереживать, а потому и экшен теряет смысл.

«Чужой против Хищника» / AVP: Alien vs. Predator (2004)

Режиссер: Пол У. С. Андерсон

Кадр из фильма

Идея столкнуть лицом к лицу двух культовых монстров выглядела беспроигрышной. Пол У. С. Андерсон действительно довел ее до экрана, но сделал это максимально осторожно. Фильм получил подростковый рейтинг, а значит, лишился главного козыря обеих серий — ощущения ужаса и телесной угрозы.

При этом «Чужой против Хищника» нельзя назвать полностью провальным. В нем есть динамика, несколько эффектных сцен и запоминающийся финал, где человек и хищник вынуждены действовать как союзники.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Хищники» / Predators (2010)

Режиссер: Нимрод Антал

Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Попытка вернуться к корням франшизы после неудачных кроссоверов. «Хищники» снова отправляют героев в джунгли, но теперь не на Землю, а планету пришельцев.

Фильм делает ставку на чистый экшен и минимальную экспозицию. Герои не знают, где находятся, и зритель вместе с ними погружается в сценарий классического фильма о выживании. Выбор Эдриана Броуди на главную роль поначалу может показаться странным, но в итоге фильм от этого только выиграл

Нежелание рисковать и попытка скопировать неповторимый оригинал все-таки не сыграли на руку: все-таки фильм трудно назвать лучшим среди остальных работ. И даже прямые отсылки к образу Шварценеггера и некоторым сюжетным ходам из первого фильма не помогли.

«Хищник 2» / Predator 2 (1990)

Режиссер: Стивен Хопкинс

Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Один из самых недооцененных фильмов франшизы. Вместо джунглей — раскаленный Лос-Анджелес, а уставший полицейский в исполнении Дэнни Гловера вместо спецназа. Перенос действия в город поначалу кажется спорным, но именно он делает фильм уникальным.

В «Хищнике 2» смешиваются полицейский боевик, научную фантастику и элементы антиутопии. Ближе к финалу история обретает цельность, а сам Хищник становится еще более зловещей фигурой.

И уже второй фильм франшизы намекает на масштабную вселенную пришельцев и их кодекс охоты.

«Добыча» / Prey (2022)

Режиссер: Дэн Трахтенберг

Кадр из фильма

Самый радикальный концептуальный ход во всей серии. Действие происходит в XVIII веке, а главным героем становится девушка из племени команчей.

Фильм делает акцент на хитрости и наблюдательности, а не на силе. Хищник здесь по-прежнему почти непобедим. Картина впечатляет визуально и аккуратно работает с историческим контекстом.

При этом «Добыче» немного не хватает напряжения оригинала. Хищник долго остается на втором плане, а героине слишком часто везет. Но как переосмысление франшизы фильм работает безупречно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Хищник: Планета смерти» / Predator: Badlands (2025)

Режиссер: Дэн Трахтенберг

Кадр из фильма

Последний киноэксперимент в этой вселенной от Дэна Трахтенберга, самый необычный фильм серии, где главный герой — сам Хищник. История изгнанника Дека превращает франшизу из боевика про охоту в полноценную драму взросления.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Планета смерти» расширяет мифологию яутжа (хищников) и добавляет франшизе философской глубины. Вместе с этим здесь хватает жестоких боев, монстров и масштабных сцен.

Рискованный эксперимент действительно идет серии на пользу, но все еще вряд ли заслуживает места на вершине. Ведь от первоначального замысла и декораций остался лишь герой, да и тот эволюционировал почти до неузнаваемости, превратившись во всех смыслах в Хищника другого типа. У картины много положительных качеств, но во всей франшизе она выглядит самой инородной.

«Хищник: Убийца убийц» / Predator: Killer of Killers (2025)

Режиссеры: Дэн Трахтенберг, Джошуа Вассунг

Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Анимационная антология, которая неожиданно оказалась одним из самых свежих проектов франшизы. Три истории из разных эпох — от викингов до Второй мировой — показывают, как Хищники охотятся на лучших воинов человечества.

Фильм почти полностью состоит из экшена, но за счет разнообразия культур и эпох не кажется однообразным. Формат позволяет обойтись без долгих объяснений и сразу погружает в бой.

«Убийца убийц» не только развлекает, но и аккуратно связывает разные части франшизы в единое целое.

«Хищник» / Predator (1987)

Режиссер: Джон МакТирнан

Кадр из фильма

Фильм, с которого все началось — и который до сих пор остается непревзойденным. «Хищник» идеально маскируется под типичный боевик 1980-х, чтобы в середине резко сменить жанр и превратиться в фильм о выживании.

Джон МакТирнан мастерски выстраивает напряжение, долго не показывая монстра целиком. А образ Хищника, созданный Стэном Уинстоном, стал иконой поп-культуры. Это не просто злодей, а полноценный миф — охотник с кодексом и правилами.

Яркое тому доказательство многочисленные картины из этой подборки, которые пытаются приблизиться к оригиналу по уровню идеи и влияния.