В течение долгих лет студия Warner Bros. была одной из шести главных студий Голливуда: в этот список также входили такие гиганты индустрии, как Walt Disney Pictures, 20th Century Fox, Universal Pictures, Sony и и Paramount Pictures. Однако в последние годы ситуация изменилась: на арене появились новые игроки вроде стриминговых сервисов Netflix и Amazon. Для создания собственных онлайн-кинотеатров, способных соревноваться с модными конкурентами, голливудским мейджорам нужно было расширять свои хранилища интеллектуальной собственности.
Одна битва за другой: как слияние Netflix и Warner Bros. может изменить будущее киноиндустрии

Эпоха слияний
Так, вся масштабная фильмотека студии Fox в 2019 году стала принадлежать Disney — компании, задавшей тренд на монополизацию контента (до этого холдинг приобрел Pixar, Marvel и LucasFilm). На тот момент это была самая крупная сделка подобного плана: она составила примерно $71 млрд, а в распоряжении покупателя оказались «Люди Икс», «Чужой», «Хищник», «Один дома» и другие популярные франшизы. Paramount, в последнее время переживавшая не лучшие времена, только в начале 2025 года была поглощена Skydance — небольшой компанией, участвовавшей в финансировании «Звездного пути», последних частей франшизы «Миссия: невыполнима» и других проектов.
Warner Bros.: кризис и возрождение
Возможное слияние Netflix и Warner Bros. затмевает эту сделку как по сумме, так и по общим последствиям для киноиндустрии. Впрочем, кажется, что поглощение возглавляемой Дэвидом Заславом студии было лишь вопросом времени. Некогда могущественный мейджор сыграл значимую роль в истории кинематографа: в павильонах студии, например, были сняты первый в истории звуковой фильм «Джазовый певец» и одна из ключевых лент Нового Голливуда «Бонни и Клайд». В своей богатой истории студия была известна многосторонним подходом: Warner выпускала и франшизные блокбастеры, и проекты более авторских режиссеров вроде Кристофера Нолана, Мартина Скорсезе, Тима Бертона и Клинта Иствуда. Вместе с тем компания уже некоторое время переживала не лучшие времена и успела сменить несколько владельцев.
В 2018 году контроль над холдингом получила медиакорпорация AT&T, желавшая пробиться в стриминговый бизнес с помощью внушительных ресурсов компании, тогда носившей название Time Warner и обремененной некоторым количеством долгов. Их сумму новый владелец многократно увеличил, вместе с тем существенно испортив репутацию студии. Киновселенная DC под управлением Зака Снайдера, на которую новые владельцы делали большую ставку, обернулась провалом. Как и попытки расширить волшебный мир «Гарри Поттера» спин-оффами о фантастических тварях. «Стриминговые войны» AT&T также вели крайне неловко: онлайн-кинотеатр HBO постоянно менял форму и название, а мотивированное пандемией решение выпускать все фильмы компании сразу в онлайн-кинотеатрах отпугнуло от Warner кинематографистов.
Долги и испорченная репутация студии в 2022 году достались ее нынешнему владельцу Дэвиду Заславу, объединившему Warner с холдингом Discovery, включающим в себя большое количество реалити-телеканалов. Резкие решения нового руководителя, положившего на полку фильмы вроде уже снятой и готовой к прокату «Бэтгерл» и «Койот против "Акме"», вызвали шквал критики в киноиндустрии. Тем не менее руководство Заслава существенно улучшило дела студии. Главной его удачей стало назначение на ключевые должности Майкла Де Луки и Памелы Эбди — людей с весьма интересными вкусами и инстинктами. Во многом благодаря им студия выпустила фильмы, подобные «Грешникам» Райана Куглера, «Орудиям» Зака Креггера и «Битве за битвой» Пола Томаса Андерсона. Ряд удачных фильмов помог Warner Bros. Discovery (WBD) несколько месяцев продержаться в топе американского бокс-офиса, а цена компании значительно выросла.
Теперь студия, которой в 2025 году приписывали спасение кинотеатрального проката, может оказаться во владении его экзистенциального противника. 5 декабря Голливуд потрясли новости о слиянии Netflix и Warner Bros., благодаря чему в распоряжении стриминга будет одна из самых богатых на классические шедевры и культовые франшизы фильмотек в истории Голливуда.
Война за контент
Несмотря на громкие заявления, судьба сделки еще далека от финала. Формально слияние Netflix и Warner Bros. Discovery может состояться не раньше чем через 12–18 месяцев. До этого момента сделка должна получить одобрение антимонопольного комитета, у которого есть все основания относиться к ней с настороженностью. К тому же видные представители индустрии бьют тревогу. Против слияния уже выступили Гильдия сценаристов и Гильдия режиссеров во главе с Кристофером Ноланом, а актеры, по словам источников New York Post, и вовсе планируют еще одну потенциальную забастовку.
Дополнительную напряженность создает Paramount — еще один претендент на актив. После недавнего объединения со Skydance студия получила новых владельцев: Дэвида Эллисона и его отца Ларри, основателя Oracle. Это персонажи, достойные сериала «Наследники», к тому же связанные с нынешним президентом США Дональдом Трампом, который публично называл Ларри и Дэвида своими друзьями.
Со стороны кажется, что именно серия предложений со стороны Эллисонов подтолкнула совет директоров WBD к официальному выставлению компании на продажу осенью 2025 года. Paramount пыталась перехватить инициативу до последнего: делала все более щедрые предложения, затягивала переговоры и в итоге проиграла Netflix, который подошел к сделке максимально подготовленным — с готовым пакетом документов и рекордным штрафом в случае срыва соглашения. Однако после того, как WBD выбрали Netflix, Эллисоны перешли к тактике «враждебного поглощения», обратившись напрямую к акционерам и предложив сумму, заметно превышающую условия сделки со стримингом. 17 декабря совет директоров WBD порекомендовал своим партнерам отказаться от предложения Paramount в пользу Netflix. Но Эллисоны все еще не отступают, подключив к финансированию частный капитал, в том числе иностранный. И хотя источники этого финансирования и политический бэкграунд вызывают у наблюдателей много вопросов, Ларри Эллисон уже повысил свое предложение на $40 млрд, которые в теории могут изменить мнение акционеров WBD. Но 83-миллиардная сделка с Netflix остается в фаворитах. По крайней мере, пока.
Как бы то ни было, оба сценария выглядят тревожно. Сделка с Netflix усиливает опасения, связанные с дальнейшей монополизацией рынка и постепенным размыванием кинотеатрального проката. Глава стриминга Тед Сарандос неоднократно называл кинозалы устаревшей моделью. При этом продукцию Netflix часто упрекают в алгоритмической усредненности. Да, платформа сотрудничает с крупнейшими режиссерами современности — от Дэвида Финчера и Мартина Скорсезе до Гильермо дель Торо, — но почти не ассоциируется с открытием новых авторских голосов. Противники сделки опасаются, что фильмы Warner при таком раскладе будут получать все более формальный и краткосрочный прокат, а сама студия постепенно растворится в логике стриминга.
Понимая масштаб недоверия, Netflix заметно смягчил публичную риторику в отношении кинопроката и запустил масштабную пиар-кампанию в поддержку сделки. Вернее, целый сайт, обещающий радужные перспективы грядущего слияния. Здесь и полный пакет документов для акционеров, и твердое обещание сохранить кинотеатральные релизы Warner Bros. Однако даже сторонники слияния признают, что реальное влияние стриминга на политику студии станет заметно лишь спустя несколько лет — и может оказаться куда радикальнее нынешних обещаний.
Сценарий с Paramount сегодня в принципе менее возможен (но никогда не равен нулю) и несет другие риски. Эллисоны уже демонстрировали готовность напрямую вмешиваться в контентную политику активов, ориентируясь на вкусы и ожидания политического истеблишмента. Отмена шоу Стивена Колбера, лояльность к инициативам Дональда Трампа и повышенный интерес к контролю над CNN — части наследия Warner Bros. — заставляют говорить о возможной политизации медиапродукции студии. Даже если предложение Paramount выглядит более выгодным финансово, его долгосрочные последствия для творческой независимости вызывают серьезные опасения.
Так или иначе, Warner Bros. оказывается в центре экзистенциального выбора для всей индустрии. С одной стороны — все большая монополизация рынка и наступление стриминга «на пятки» традиционного кинопроката, который именно Warner Bros. в этом году удерживали на плаву. С другой стороны — риск прямого идеалогического давления со стороны частных предпринимателей, связанных с Трампом. В течение ближайших полутора лет станет ясно, какой из этих путей окажется предпочтительнее. Но одно понятно уже сейчас: Голливуд, кажется, уже никогда не будет прежним.
