Крупнейший в ОАЭ музей изобразительного искусства, известный в первую очередь архитектурой: комплекс окружен водными каналами, а ажурный купол — сам по себе арт-объект, создающий постоянно меняющуюся игру света и тени в залах в течение дня. Здесь аккуратно и точечно работают с цифровыми инструментами. Внутри важна не «вау-технология», а продуманная инфраструктура: интерактивные зоны, мультимедийные проекции и цифровые элементы помогают связывать эпохи и культуры, раскрывая исторический контекст.
От витрин к интерактиву: как меняются музеи и их посетители. 7 удачных примеров
Лувр, Абу-Даби

Центр исламской цивилизации, Ташкент

Одно из масштабных музейных открытий 2026 года. Научно-музейный комплекс рассказывает многослойную историю региона через ключевые зоны: доисламский период, первый и второй ренессансы и финальную экспозицию «Новый Узбекистан — основа третьего ренессанса». Над этой зоной работали от первоначальной концепции до финального запуска российское бюро Pitch и мультимедийная продакшен-студия SILA SVETA. Экспозиция устроена как «живое» пространство. Контент впоследствии можно обновлять без перестройки декораций, что позволяет изменять пользовательский опыт с помощью новых мультимедийных и интерактивных сценариев.Для полного погружения используются ИИ-агенты, голограммы и фиджитал-механики. Всего на площади 1,4 тыс. м² — восемь залов и более 60 мультимедийных инсталляций.
Музей науки и искусства, Сингапур

Один из первых музеев, исследующих связь искусства, науки и технологий. Он же архитектурный хит Сингапура: здание в форме лотоса само по себе работает как пролог к экспозиции. VR и мультимедийные форматы, интерактивные и иммерсивные инсталляции превращают зрителя в участника и объясняют научные идеи через опыт. Постоянная экспозиция создана совместно с teamLab, временные выставки варьируются от масштабных арт-инсталляций до камерных медитативных пространств, фильмов, живописи и скульптуры.
Музей «Оман сквозь века», Оман

Футуристичный культурный центр, где история страны представлена через технологическую реконструкцию времени. Проекции, AR, сенсорные и интерактивные форматы показывают ключевые события разных эпох в масштабе, недоступном традиционной экспозиции. Реальные артефакты встроены в цифровые сценарии и работают вместе с мультимедиа, поэтому зритель не просто смотрит на экспонаты, а буквально «перемещается» между историческими периодами.
Музей будущего, Дубай

Пространство, демонстрирующее технологии и идеи, способные изменить мир: от робототехники и ИИ до космических исследований. Экспозиция устроена как сценарное путешествие по семи этажам, где каждый уровень — отдельный тематический мир и роль для посетителя. Здесь важен не отдельный объект, а проживаемый опыт. Интерактив и элементы геймификации встроены в архитектуру и нарратив, превращая визит в участие в истории будущего.
teamLab Borderless (Токио) и teamLab Phenomena (Абу-Даби)

teamLab давно стал культурным феноменом и часто воспринимается как визуально эффектный формат, но именно эта команда во многом сформировала модель иммерсивного музея как живой среды. Их пространства устроены так, что зритель напрямую влияет на происходящее: свет, звук и визуальные слои меняются от движения и присутствия людей. Borderless — это «музей без карты», где нет фиксированного маршрута и четких границ между работами: инсталляции перетекают из зала в зал, взаимодействуют друг с другом и постоянно пересобирают пространство. Phenomena работает иначе: здесь ключевым героем становится сама среда. По замыслу teamLab, окружение порождает природные и физические явления, из которых «собираются» произведения, поэтому работы возникают как феномены внутри пространства.
Superblue, Майами

Продолжая тему иммерсивных форматов, стоит упомянуть выставочное арт-пространство на другом континенте, в Майами. Оно специализируется на масштабных интерактивных инсталляциях современных художников и работает прежде всего с телесным опытом, движением и восприятием. Зритель оказывается внутри инсталляций и становится активной частью экспозиции, а не ее наблюдателем. Площадка открывалась проектами Es Devlin, teamLab и James Turrell, и этот принцип, ориентированный на переживание, а не на созерцание, сохраняется до сих пор.
