«Ковбой», «дикарь», выходец со Среднего Запада — еще при жизни у Поллока сформировался образ «чисто американского художника». Этого требовала сама художественная среда США после Второй мировой войны, сильно ударившей по Европе, что позволило Соединенным Штатам соперничать за звание культурного центра.
«Величайший американский художник»: что нужно знать о Джексоне Поллоке

Влияние европейцев
При этом сам Поллок не был фанатом идеи «изолированной» от европейского влияния американской живописи: «Это кажется таким же абсурдным для меня, как и создание чисто американской математики или физики». «Основные проблемы современной живописи не зависят от какой бы то ни было страны», — заявлял Поллок в 1941 году.

Поллок активно интересовался искусством европейских художников, многие из которых переехали в США после начала войны. На большой ретроспективной выставке Пабло Пикассо в MoMA в 1939 году Поллок знакомится с кубизмом и сюрреализмом, а несколькими месяцами ранее впервые видит знаменитую «Гернику». Позже он признается, что два художника, которых он «уважает больше всего», — Пикассо и сюрреалист Жоан Миро. Благодаря им он знакомится с концепцией бессознательного в искусстве.
Эксперименты с бессознательным
В начале 1939 года Джексон Поллок прошел курс терапии у юнгианского аналитика Джозефа Хендерсона, безуспешно пытаясь справиться с зависимостью от алкоголя и наркотиков. Годом ранее у художника произошел нервный срыв, из-за которого он попал в больницу.
Во время сеансов у Хендерсона Поллок принес почти 70 рисунков, которые использовал в качестве материала для бесед с психоаналитиком. «Каждый хороший художник изображает то, чем он является», — напишет Поллок в 1951 году.
Теория Карла Юнга также натолкнула Поллока на размышления о женском и мужском начале, об аниме и анимусе, которые отразились в том числе в его самой известной ранней работе «Волчица».
Интерес художника к психоанализу способствовал сближению Поллока и европейских сюрреалистов, обосновавшихся в конце 1930-х годов в Нью-Йорке. Известно, что Поллок участвовал в нескольких семинарах чилийского художника-сюрреалиста Роберто Матты по автоматическому письму — процессу, во время которого художник работает самопроизвольно, «высвобождая» свое бессознательное.
«Джек-капельщик»
Дриппинг — главный прием Поллока. Еще при жизни художника техника разбрызгивания краски по холсту стала прочно ассоциироваться с его именем, а в прессе за ним закрепилось прозвище Jack the Dripper (Джек-капельщик) — по аналогии с Джеком-потрошителем.
При этом Поллок не был изобретателем техники дриппинга. Согласно одной из версий современных исследователей, он мог увидеть этот прием у мексиканских муралистов — Хосе Ороско, Диего Риверы и Давида Сикейроса. В 1935 году Поллок стал участником Федерального художественного проекта — американской государственной программы помощи художникам — и благодаря этому попал в мастерскую Сикейроса, экспериментировавшего с различными техниками и материалами, в том числе с аэрографом и баллончиками с краской.
Поллок также придерживался подхода к живописи под названием all-over painting, при котором художник избавляется от четкого композиционного центра и любых сюжетных составляющих. Он уделяет внимание всей поверхности холста и не вставляет полотно в раму, чтобы не ограничивать живопись.
Ритуалы в мастерской
Широкая публика запомнила Поллока как художника, превратившего создание работ в перформанс — «живопись действия». Он отказывается от мольберта, расстилая огромные холсты на полу или стене. «Мне необходимо сопротивление твердой поверхности. На полу я более расслаблен», — объясняет Поллок.
Ему также не нравятся кисти, он предпочитает им палки, полотенца или ножи, которыми разбрызгивает масла или эмаль, иногда смешанную с кусочками стекла или песком, по холсту.

Поллок не сидит часами перед своими работами в статичном положении, а постоянно находится в движении, обходя холст с разных сторон. «Я буквально внутри картины», — говорит художник. Теоретик искусства Аллан Капроу, глубоко впечатленный обращением Поллока с материалами, сравнивал процесс создания его работ с сакральным ритуальным танцем и экстатическими действиями шаманов коренных народов Америки.
Сам Поллок утверждал, что на него повлияла традиционная живопись песком племени навахо, с которой он познакомился еще в юности, во время жизни в Лос-Анджелесе.
Любитель джаза
С подросткового возраста Поллок любил джаз и коллекционировал пластинки любимых музыкантов — Луи Армстронга, Билли Холидей и Дюка Эллингтона. Поллок считал, что джаз — «единственное интересное, что произошло в этой стране [США]».
Его жена Ли Краснер вспоминала, что он мог несколько суток подряд днем и ночью слушать джаз в своей мастерской. Во время творческого кризиса в начале 1950-х годов Поллок часто обращался к джазу, слушая его в процессе создания экспериментальных черно-белых полотен.
Лицо абстрактного экспрессионизма
В 1940-е годы Поллок был провозглашен американскими критиками, в частности Клементом Гринбергом и Гарольдом Розенбергом, пионером и главным представителем абстрактного экспрессионизма — направления в американском послевоенном искусстве, к которому относилась абстрактная живопись тех лет. Поллок стал «визитной карточкой» искусства США, «величайшим художником, которого породила эта страна», как писал Гринберг.

В июле 1959 года в Москве, в Сокольниках, открылась Американская национальная выставка, на которой среди достижений США — кухонь, автомобилей и пепси-колы — советским гражданам демонстрировались работы Поллока и других представителей абстрактного экспрессионизма.
«Мне не нравится "абстрактный экспрессионизм"», — писал Поллок в 1951 году. Он был не согласен со многими интерпретациями критиков и утверждал, что его живопись не всегда бессюжетна и беспредметна: «Когда вы рисуете, исходя из своего подсознания, фигуры обязательно проявятся».
