Актриса Стейси Мартин — о фильме «Вокс люкс» и работе с Натали Портман

В российский прокат вышел «Вокс люкс» — фильм о школьнице по имени Селеста, которая пережила теракт и прославилась на всю страну после того, как спела о случившемся песню. Главную роль в фильме сыграла Натали Портман, а ее молчаливую сестру — Стейси Мартин, известная по «Нимфоманке» Ларса фон Триера. В интервью Правила жизни Мартин рассказала о работе над фильмом.
Теги:
Актриса Стейси Мартин — о фильме «Вокс люкс» и работе с Натали Портман
Getty Images

Юная Селеста (Рэффи Кэссиди из «Убийства священного оленя») выживает во время стрельбы в школе и вместе со старшей сестрой Элеонорой сочиняет песню в память о погибших друзьях, которую затем исполняет на поминальной службе. Песня находит отклик у широкой публики, сама Селеста становится объектом внимания ненасытной прессы, а ловкий продюсер в исполнении Джуда Лоу становится ее менеджером и создает из 14-летнего подростка поп-звезду с мировым именем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Четырнадцать лет спустя, в 2017 году, повзрослевшая Селеста (Натали Портман) растит дочь (ее играет та же Кэссиди) и готовится к большому турне, которое должно помочь ей реабилитировать карьеру после крупного скандала. Но террор опять вторгается в жизнь певицы: члены секты фундаменталистов устраивают стрельбу на одном из европейских курортов, погибает несколько человек. И теперь фокус медиа сменяется с турне Селесты на теракт.

Премьера «Вокс люкс» состоялась на Венецианском фестивале еще в сентябре 2018 года, но в прокат фильм выходит только сейчас. Незадолго до премьеры Правила жизни поговорил о картине с актрисой Стейси Мартин, сыгравшей сестру героини Натали Портман.
Стейси Мартин и Натали Портман в фильме «Вокс люкс»
Стейси Мартин и Натали Портман в фильме «Вокс люкс»
Legion Media

Вы уже работали с режиссером Брэди Корбетом над фильмом «Детство лидера». Когда он предложил вам сняться в своем новом проекте?

Около года назад Брэди рассказал мне о своей задумке, причем так ярко и живо, что у меня создалось ощущение, будто мы уже на съемочной площадке. Я прочитала сценарий и тут же согласилась. Мне кажется, работы Брэди в определенной степени привносят новизну в современное кино. Да, он берется за непростые темы, но его фильмы не лишены юмора — да, весьма своеобразного, но все же юмора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он говорил о том, какое влияние на развитие сюжета окажет тема террора?

Безусловно. К сожалению, терроризм стал характерной чертой нашего времени, и в фильме Брэди пытается объективно рассмотреть это явление и то, как оно влияет на жизнь простых людей и становится главным нарративом. Другой важный акцент сделан на том, как люди пользуются трагическими событиями ради собственной выгоды. По-моему, в какой-то сцене героиня Натали Портман даже говорит об этом: «Всегда должна быть какая-то история. Главное — выбрать правильный ракурс». От этого становится жутко, потому что в реальности так все и происходит. Фильм получился очень злободневным.

Когда мы закончили съемки, в одной из американских школ произошла стрельба, и ученики посвятили случившемуся песню. Мы все были в ужасе от этого совпадения, ведь именно об этом наш фильм, и, как оказалось, мы совсем недалеко отошли от реальной жизни. Осознание этого пугает.

Вас не пугало то, что фильм высказывается на очень чувствительную тему?

Кино, как и любая другая форма искусства, всегда обращено к текущей действительности, и главные черты эпохи всегда находят отображение в искусстве, — не важно, терроризм это или поп-культура. Эпоха создает темы, дает вдохновение. Взять, к примеру, Энди Уорхола: он стал одним из величайших художников, потому что грамотно работал со своей эпохой. Отношение художника к актуальным событиям вокруг него — это не декларация и не пропаганда чего-то, это создание нарратива.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как бы вы описали свою героиню Элеонору?

Для меня Элеонора — обычный подросток со Среднего Запада США, которая едва не потеряла самого дорогого человека в своей жизни, и это развило в ней абсолютную преданность и бескорыстность. В фильме отчетливо показана ее любовь к младшей сестре, а еще чувство вины за то, что в трагический момент она не была рядом. Временами кажется, что Элеонора хотела бы, чтобы в тот роковой день на месте Селесты была она.

Чувство вины преследует Элеонору всю ее жизнь и заставляет отказывать себе во всем в пользу Селесты. Такое часто встречается в реальной жизни, когда один человек находится в центре внимания, а другой остается в тени. Для Элеоноры всегда было важно найти свое место, работать и не привлекать к себе лишнего внимания. В итоге получается, что она положила всю свою жизнь на услужение Селесте. Мне было интересно работать над героиней, потому что здесь не требовалось построить персонажа изнутри, как личность, — наоборот, необходимо было изобразить функциональное существо, призванное упрощать другим жизнь.

Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фильм также рассуждает на тему токсичности славы. Что вы об этом думаете?

Это сложный вопрос, потому что в жизни не бывает однозначных ситуаций и однозначных отношений. С одной стороны, все любят и поддерживают Селесту, люди, окружающие ее, ужасно милы и все такое. Но все-таки это рабочие отношения, ведь они фактически живут за ее счет — она дает им работу и некую цель в жизни. В то же время сама Селеста не в меньшей степени зависит от своего окружения, от своего продюсера и Элеоноры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В определенном смысле можно сказать, что Селеста окружила себя сплошь «полезными» людьми.

Да, именно так. Когда смотришь вторую часть фильма, то кажется, что вот-вот произойдет катастрофа, но, в конечном счете, все обходится, ведь все персонажи знают, что Селеста за человек. Нам было легко работать над этими сценами, ведь мы всегда могли ориентироваться на биографию таких поп-звезд, как Мадонна и Бритни Спирс. Есть выражение «плохой рекламы не бывает» — именно такая жизненная позиция убивает Селесту. Она теряет свою личность и превращается в продукт. Она больше не Селеста, она Селеста. И подобное сейчас происходит сплошь и рядом: вы можете случайно влезть в кадр фотографии, которая потом разойдется по всему интернету, — и вот вы уже знаменитость! Или человек может стать журналистом, после того как его заметку о воде опубликует The Guardian. В любой сфере деятельности существует несоответствие между талантом и статусом. Даже в случае с режиссерами. Чем люди только не занимаются перед тем, как стать режиссерами. А сейчас все еще проще. Айфон — все, что тебе нужно для съемок. В наше время возможности безграничны и доступны каждому, но это же и вызывает большие проблемы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion Media

Каково было работать с Натали Портман?

Замечательно! Мы подошли друг другу, как смежные частички пазла. Натали замечательная актриса. Она сочетает в себе невероятную интеллигентность и профессионализм. Взять, например, сцену, где Селеста готовится к выступлению, — мы все очень волновались в тот день, поскольку дубль предстоял долгий, и, чтобы он получился, предстояло серьезно поработать. Но Натали, казалось, не испытывает ни малейшего дискомфорта, и у нее все получалось так естественно и красиво. Я тогда подумала: «Ничего себе, у нее все так легко получается!»

А как вам работалось с Джудом Лоу?

Сплошной восторг! Я не знала, что он тоже болеет за «Тоттенхэм», и это общее пристрастие помогло нам сработаться. (Cмеется.) Но шутки в сторону, это был потрясающий опыт. Джуд и Натали уже давно знают друг друга и находятся в отличных отношениях, что очень облегчало работу. Признаться честно, временами они напоминали мне двух сорванцов, которые постоянно переговариваются и хихикают между собой. Реальные отношения актеров пришлись очень к месту во время съемок. Было очень приятно наблюдать за тем, как актер с таким именем, как Джуд Лоу, уже давно всем все доказавший, настолько серьезно относится к своим ролям.