Искусный провокатор, обличитель буржуазной прослойки, любитель сложных женских персонажей и мастер психологических манипуляций, вот как Франсуа Озон реагирует на обвинения в арт-мейнстримности: «Основная претензия ко мне звучит так: Озон — стилист, скачет от жанра к жанру, поверхностный режиссер. У людей стресс оттого, что они никогда не знают, каким окажется мой новый фильм. Они теряются между «8 женщинами», «Под песком» или «Двуличным любовником». Трудно присобачить этикетку. А мне просто скучно талдычить одно и то же годами».

Свой первый полнометражный фильм Франсуа Озон снял в конце 1990-х, а сейчас его обширная фильмография состоит уже из 18 картин. Разбираемся в творчестве одного из самых плодовитых современных режиссеров.

«Крысятник» (1997)

Полнометражный дебют Озона сразу попал в Канны и был показан в программе «Двухнедельник режиссеров». После этой премьеры почти все фильмы режиссера становились участниками конкурсных программ кинофестивалей класса А (Канны, Берлин, Венеция). «Крысятник» — сюрреалистическая сатира на семейный уклад жизни и взаимоотношения детей и родителей. Практически весь фильм в кадре царит атмосфера абсурда и неоправданной жестокости. Озон издевательски препарирует семью из буржуазной прослойки общества. Впоследствии ироничный взгляд на героев из буржуазии станет визитной карточкой режиссера.

«8 женщин» (2002)

Самый «народный» фильм Озона, принесший ему мировую славу и зрительскую любовь. Сценарий детективного мюзикла-комедии был написан по пьесе Робера Тома «Восемь влюбленных женщин», а критики, в свою очередь, отмечали, что Озону удалось превратить рутинную пьесу в «стихотворение в музыке и цвете». Фильм участвовал в конкурсе Берлинского кинофестиваля в 2002 году и был отмечен «Серебряным медведем» за актерский ансамбль (состав по‑настоящему звездный: Катрин Денев, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Эммануэль Беар). В фильме несложно разглядеть отсылки к классическому кинематографу: например, «12 разгневанных мужчин» с тем же триединством времени, места и образа действия или «8 ½» как очень личное авторское высказывание через разные женские образы.

«Бассейн» (2003)

Психологическая драма с элементами детектива и триллера, участвовавшая в конкурсе Каннского кинофестиваля 2003 года. В основе сюжета — противостояние двух противоположных женских персонажей: чопорной англичанки в исполнении Шарлотты Рэмплинг и юной француженки Людивин Санье. Многие критики сравнивали «Бассейн» с фильмами Альфреда Хичкока, отмечая, что режиссер удачно выбрал вуайеризм как источник саспенса.

«Отчаянная домохозяйка» (2010)

Феминистическая комедия «Отчаянная домохозяйка» с Катрин Денев и Жераром Депардье впервые была показана в конкурсе Венецианского кинофестиваля в 2010 году. В оригинале фильм носит название Potiche, что дословно означает «дорогая ваза нефункционального назначения», но также имеет другое значение во французском национальном фольклоре: так раньше называли «трофейных», или «декоративных», жен. Катрин Денев играет жену и мать, которая по воле обстоятельств восстает против привычного семейного уклада, устав от отношения к себе как к мебели. Озон иронически обыгрывает в фильме темы трудовых отношений, феминизма и кризиса политической системы.

«Молода и прекрасна» (2013)

Снимая фильм о подростковой проституции, Озон решил обойтись без морализаторства и социального высказывания, а вместо этого снял мелодраматическую комедию про юную девушку, которая занимается проституцией не из-за финансовой нужды, а в знак протеста против семьи (снова буржуазной) или просто от внутренней скуки. В фильме «Молода и прекрасна» Озон открыл миру большого кино топ-модель и начинающую актрису Марину Вакт.

«Новая подружка» (2014)

«Новая подружка» — это мелодрама о гендерной самоидентификации и свободе выбора и вольная экранизация одноименного рассказа британской писательницы Рут Ренделл. Выход фильма об истории любви молодой женщины и мужа ее умершей подруги, решившего стать женщиной, совпал с манифестами против гей-браков, которые проходили в Париже после легализации однополых союзов. Критики же, в свою очередь, отмечали в фильме многочисленные отсылки к картинам Педро Альмодовара «Высокие каблуки», «Все о моей матери», «Дурное воспитание», а также к «Психозу» Хичкока, «Бритве» Де Пальмы и «Жильцу» Романа Полански.

«Франц» (2016)

Сдержанное повествование, нетипичное для Озона, заставило критиков говорить о «росте и взрослении» режиссера. «Франц» — это вольный ремейк антивоенной драмы 1932 года «Недопетая колыбельная» Эрнста Любича, но при этом вполне самостоятельное произведение, несмотря на то что Озон сохранил исходную сюжетную линию и некоторые сцены воспроизвел покадрово. Многие критики отмечали в фильме сильное антимилитаристское высказывание. Главные роли в фильме исполнили известный французский актер Пьер Нине и юная Паула Бер, получившая на Венецианском кинофестивале Приз Марчелло Мастроянни как лучшая молодая актриса.

«Двуличный любовник» (2017)

После сдержанного «Франца» критики строили предположения о том, что французский провокатор наконец-то остепенился и стал «серьезным режиссером». Но Озон в очередной раз всех удивил и снял, возможно, свой самый жанровой фильм. «Двуличный любовник» — эротический триллер о раздвоении личности, психосоматических расстройствах и подавлении себя в себе с Мариной Вакт в главной роли. Основой для сценария стала вольная адаптация романа Джойс Кэрол Оутс «Жизнь близнецов». Первые зрители, посмотревшие фильм на Каннском кинофестивале, были несколько шокированы открывающей сценой фильма с детальной демонстрацией женской вагины. Задав общий тон картины и раззадорив аудиторию, Озон умело играл с воображением зрителей на протяжении всего фильма, используя непривычную для своих картин компьютерную графику.

«По воле божьей» (2019)

Последний фильм Франсуа Озона «По воле божьей» уже можно назвать самым скандальным за всю его фильмографию. Социальная драма о жертвах католического священника-педофила, решивших спустя годы рассказать правду и восстановить справедливость, основана на реальной истории, судебные последствия которой не закончились до сих пор. Это первый оригинальный сценарий Озона, обычно режиссер адаптировал литературные произведения под свои сценарии. Примечательно также, что в центре сюжета три мужских персонажа, а сквозные темы, проходящие через весь фильм, — мужская хрупкость, уязвимость, чувственность. Озон говорит не только об общественном отношении к жертвам насилия и необходимости бороться за справедливость, но и о тонкой грани между мужской силой и слабостью.

Фильм получил Гран-при на прошедшем Берлинском кинофестивале, а во Франции картину уже посмотрели более миллиона человек. Скандал разворачивался прямо во время выхода фильма во французский прокат: защита священника пыталась запретить показ фильма в Париже во время судебного разбирательства. Российский релиз картины был запланирован на 25 апреля, но в итоге дату начала проката в последний момент пришлось сдвинуть по «рекомендации» Минкульта РФ (первоначальная дата выпадала на Страстную неделю).