Режиссер-хамелеон, провокатор и enfant terrible французского кино: знакомимся с творчеством Франсуа Озона

Франсуа Озона называют режиссером-хамелеоном: снимая едва ли не по фильму в год, он мастерски жонглирует жанрами и темами, каждая его новая работа — сюрприз как для критиков, так и для преданных зрителей. Разбираемся в творчестве одного из самых плодовитых современных режиссеров.
Режиссер-хамелеон, провокатор и enfant terrible французского кино: знакомимся с творчеством Франсуа Озона
Getty Images

Искусный провокатор, обличитель буржуазной прослойки, любитель сложных женских персонажей и мастер психологических манипуляций, вот как Франсуа Озон реагирует на обвинения в арт-мейнстримности: «Основная претензия ко мне звучит так: Озон — стилист, скачет от жанра к жанру, поверхностный режиссер. У людей стресс оттого, что они никогда не знают, каким окажется мой новый фильм. Они теряются между "8 женщинами", "Под песком" или "Двуличным любовником". Трудно присобачить этикетку. А мне просто скучно талдычить одно и то же годами».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свой первый полнометражный фильм Франсуа Озон снял в конце 1990-х, а сейчас его обширная фильмография состоит уже из 18 картин. Разбираемся в творчестве одного из самых плодовитых современных режиссеров.

«Крысятник» (1997)

Полнометражный дебют Озона сразу попал в Канны и был показан в программе «Двухнедельник режиссеров». После этой премьеры почти все фильмы режиссера становились участниками конкурсных программ кинофестивалей класса А (Канны, Берлин, Венеция). «Крысятник» — сюрреалистическая сатира на семейный уклад жизни и взаимоотношения детей и родителей. Практически весь фильм в кадре царит атмосфера абсурда и неоправданной жестокости. Озон издевательски препарирует семью из буржуазной прослойки общества. Впоследствии ироничный взгляд на героев из буржуазии станет визитной карточкой режиссера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«8 женщин» (2002)

Самый «народный» фильм Озона, принесший ему мировую славу и зрительскую любовь. Сценарий детективного мюзикла-комедии был написан по пьесе Робера Тома «Восемь влюбленных женщин», а критики, в свою очередь, отмечали, что Озону удалось превратить рутинную пьесу в «стихотворение в музыке и цвете». Фильм участвовал в конкурсе Берлинского кинофестиваля в 2002 году и был отмечен «Серебряным медведем» за актерский ансамбль (состав по-настоящему звездный: Катрин Денев, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Эммануэль Беар). В фильме несложно разглядеть отсылки к классическому кинематографу: например, «12 разгневанных мужчин» с тем же триединством времени, места и образа действия или «8 1/2» как очень личное авторское высказывание через разные женские образы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Бассейн» (2003)

Психологическая драма с элементами детектива и триллера, участвовавшая в конкурсе Каннского кинофестиваля 2003 года. В основе сюжета — противостояние двух противоположных женских персонажей: чопорной англичанки в исполнении Шарлотты Рэмплинг и юной француженки Людивин Санье. Многие критики сравнивали «Бассейн» с фильмами Альфреда Хичкока, отмечая, что режиссер удачно выбрал вуайеризм как источник саспенса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Отчаянная домохозяйка» (2010)

Феминистическая комедия «Отчаянная домохозяйка» с Катрин Денев и Жераром Депардье впервые была показана в конкурсе Венецианского кинофестиваля в 2010 году. В оригинале фильм носит название Potiche, что дословно означает «дорогая ваза нефункционального назначения», но также имеет другое значение во французском национальном фольклоре: так раньше называли «трофейных», или «декоративных», жен. Катрин Денев играет жену и мать, которая по воле обстоятельств восстает против привычного семейного уклада, устав от отношения к себе как к мебели. Озон иронически обыгрывает в фильме темы трудовых отношений, феминизма и кризиса политической системы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Молода и прекрасна» (2013)

Снимая фильм о подростковой проституции, Озон решил обойтись без морализаторства и социального высказывания, а вместо этого снял мелодраматическую комедию про юную девушку, которая занимается проституцией не из-за финансовой нужды, а в знак протеста против семьи (снова буржуазной) или просто от внутренней скуки. В фильме «Молода и прекрасна» Озон открыл миру большого кино топ-модель и начинающую актрису Марину Вакт.

«Новая подружка» (2014)

«Новая подружка» — это мелодрама о гендерной самоидентификации и свободе выбора и вольная экранизация одноименного рассказа британской писательницы Рут Ренделл. Выход фильма об истории любви молодой женщины и мужа ее умершей подруги, решившего стать женщиной, совпал с манифестами против гей-браков, которые проходили в Париже после легализации однополых союзов. Критики же, в свою очередь, отмечали в фильме многочисленные отсылки к картинам Педро Альмодовара «Высокие каблуки», «Все о моей матери», «Дурное воспитание», а также к «Психозу» Хичкока, «Бритве» Де Пальмы и «Жильцу» Романа Полански.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Франц» (2016)

Сдержанное повествование, нетипичное для Озона, заставило критиков говорить о «росте и взрослении» режиссера. «Франц» — это вольный ремейк антивоенной драмы 1932 года «Недопетая колыбельная» Эрнста Любича, но при этом вполне самостоятельное произведение, несмотря на то что Озон сохранил исходную сюжетную линию и некоторые сцены воспроизвел покадрово. Многие критики отмечали в фильме сильное антимилитаристское высказывание. Главные роли в фильме исполнили известный французский актер Пьер Нине и юная Паула Бер, получившая на Венецианском кинофестивале Приз Марчелло Мастроянни как лучшая молодая актриса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Двуличный любовник» (2017)

После сдержанного «Франца» критики строили предположения о том, что французский провокатор наконец-то остепенился и стал «серьезным режиссером». Но Озон в очередной раз всех удивил и снял, возможно, свой самый жанровой фильм. «Двуличный любовник» — эротический триллер о раздвоении личности, психосоматических расстройствах и подавлении себя в себе с Мариной Вакт в главной роли. Основой для сценария стала вольная адаптация романа Джойс Кэрол Оутс «Жизнь близнецов». Первые зрители, посмотревшие фильм на Каннском кинофестивале, были несколько шокированы открывающей сценой фильма с детальной демонстрацией женской вагины. Задав общий тон картины и раззадорив аудиторию, Озон умело играл с воображением зрителей на протяжении всего фильма, используя непривычную для своих картин компьютерную графику.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«По воле божьей» (2019)

Последний фильм Франсуа Озона «По воле божьей» уже можно назвать самым скандальным за всю его фильмографию. Социальная драма о жертвах католического священника-педофила, решивших спустя годы рассказать правду и восстановить справедливость, основана на реальной истории, судебные последствия которой не закончились до сих пор. Это первый оригинальный сценарий Озона, обычно режиссер адаптировал литературные произведения под свои сценарии. Примечательно также, что в центре сюжета три мужских персонажа, а сквозные темы, проходящие через весь фильм, — мужская хрупкость, уязвимость, чувственность. Озон говорит не только об общественном отношении к жертвам насилия и необходимости бороться за справедливость, но и о тонкой грани между мужской силой и слабостью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фильм получил Гран-при на прошедшем Берлинском кинофестивале, а во Франции картину уже посмотрели более миллиона человек. Скандал разворачивался прямо во время выхода фильма во французский прокат: защита священника пыталась запретить показ фильма в Париже во время судебного разбирательства. Российский релиз картины был запланирован на 25 апреля, но в итоге дату начала проката в последний момент пришлось сдвинуть по «рекомендации» Минкульта РФ (первоначальная дата выпадала на Страстную неделю).