Враг не дремлет: разбор финального сезона «Игры престолов», серия 4

Что же произошло после битвы с Королем Ночи и почему Дейенерис все больше становится похожа на Серсею — в обзоре четвертой серии «Игры престолов».
Враг не дремлет: разбор финального сезона «Игры престолов», серия 4

Внимание! Как всегда, предупреждаем, что в этом материале много спойлеров к восьмому сезону «Игры престолов»! Если вы не смотрели последние серии, то вам лучше пропустить этот материал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разговор про четвертую серию хочется начать с нескольких общих соображений. Довольно часто в отзывах и разборах финального сезона преобладает разочарование: все заканчивается примерно так, как мы и предполагали, где же сюрпризы, где шокирующие сюжетные повороты? Разочарованные зрители обвиняют сценаристов в халтуре. А зря. На самом деле отсутствие непредсказуемых сюжетных поворотов — это признак мастерства, а уж никак не халтуры. Сценарное дело похоже на архитектуру: как архитекторы (или в данном случае архитектурное бюро — группа сценаристов, пишущих сериал), авторы «Игры престолов» отлично представляют, как должно выглядеть законченное здание. Где ему полагаются окна, где башенки, а где — колонны. Законченные восемь сезонов — это выстроенный собор, в котором каждый кирпич должен быть на месте, а сумма всех архитектурных элементов должна представлять стройную конструкцию. Собственно именно этим — построением собора — и занимаются шоураннеры «Игры престолов». В первых актах этой грандиозной драмы неожиданные сюжетные повороты были оправданны, но чем ближе к финалу, тем меньше пространства для маневра — потому что, как ни крути, собор должен закончиться крышей. В принципе, любая развязка всегда в значительной степени предсказуема, особенно у качественно придуманных историй.

HBO
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если мы с вами вспомним самые наглядные примеры неожиданных развязок — фильмы Дэвида Финчера «Семь» или «Бойцовский клуб», или фильм М. Найта Шьямалана «Шестое чувство», — то, как бы ни были неожиданны финальные повороты, они всегда проистекали из истории: по фильмам были аккуратно разбросаны подсказки, которые невнимательные зрители находили при повторном просмотре, а внимательные — по ходу просмотра. И неслучайно в каждой серии восьмого сезона мы видим прямые и косвенные отсылки к сезону первому: все, что происходило в сериале, вело нас к финальным эпизодам, и внимательные зрители, понимающие заданные авторами векторы развития героев, вполне могли догадаться, чем кончится дело. Не в деталях, конечно, но в общих чертах. Собственно эту мысль неоднократно вслух проговаривают герои, в том числе и в четвертой серии. Особенно ярко она звучит в разговоре Сансы и Пса: Пес напоминает Сансе, что, если бы она согласилась бежать с ним из Королевской Гавани, в ее жизни не было бы Мизинца и Рамси, на что Санса резонно замечает, что без этого опыта она бы так и осталась «маленькой птичкой».

HBO
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тема предназначения в последних сериях звучит все чаще. В этом смысле «Игра престолов» становится все больше похожей на классическую древнегреческую трагедию, где боги говорили герою: твое предназначение вот в этом. Герой не соглашался, пытался сопротивляться, совершал поступки, но в конце концов погибал, выполняя то самое божественное предначертание. Сир Джорах Мормонт исполнил свое предназначение — погиб в битве, защищая любовь своей жизни. Он не противился судьбе, он принимал ее такой, как есть: он не сможет быть с королевой и его единственная функция — отдать свою жизнь за нее. Но многие другие оставшиеся в живых герои судьбе продолжают сопротивляться. В первую очередь это главные герои — Джон и Дейенерис.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
HBO

Дейенерис видит свое предназначение абсолютно четко и ясно: она пришла в этот мир, чтобы занять Железный престол и искоренить тиранов. И ей не важно, какую цену будет необходимо заплатить ради достижения этих целей. Джон, напротив, своей целью видит защитить семью, Север и пережить зиму — он категорически отказывается верить в то, что именно он должен занять Железный престол. И каждый из этих героев, намекают нам сценаристы, скорее всего, заблуждается: кажется, что предназначение Джона — править, а Дейенерис — добыть трон для своего недавно обретенного племянника. И чем больше они будут сопротивляться судьбе, тем страшнее будет цена, которую каждый из них будет вынужден заплатить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Часть наших любимых героев продолжает противиться судьбе. Самым неожиданным образом одним из них оказался Джейме Ланнистер — вот, казалось бы, буквально две недели назад мы с вами обсуждали, что его арка развития завершена, что он изменился, и тут в финале серии вдруг оказывается — несмотря на удивительно уместную любовную историю, — что нет, не изменился. Хотя финал открытый: не факт, что он возвращается в Королевскую Гавань, чтобы защитить сестру. Очень может быть, что он возвращается, чтобы ее помочь погубить. Как и брат, продолжает метаться Тирион: он видит свое предназначение в том, чтобы помочь Дейенерис стать справедливой и хорошей королевой Вестероса. Опять-таки в серии это проговаривается совершенно открыто. Но возможно ли это? И если невозможно, то в чем же тогда смысл его существования?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
HBO

На фоне метаний остальных героев совершенно непоколебимыми выглядят Пес, Арья, Бронн и Варис. Они все про себя понимают. Пес давно смирился с тем, что его единственное предназначение в жизни — убивать. Он делает это хорошо и должен убить брата, у него нет других вариантов, поэтому он и отправляется в Королевскую Гавань. У Арьи предназначение тоже понятное — она не леди, она не про любовь и не про спокойствие, она только про месть, и ее задача — убить Серсею. С Бронном тоже все абсолютно понятно и логично: его интересуют только деньги: он навоевался, ему хочется спокойствия, жену и замок. Наконец, один из самых цельных и практически лишенных рефлексии героев — Варис — понимает свою задачу максимально просто. Он говорил о ней неоднократно: Варис не служит королям и королевам, Варис служит только Вестеросу и его людям. Его задача максимально проста: посадить на трон самого достойного правителя, которым, очевидно, является именно Джон Сноу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
HBO
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теперь, обсудив общие соображения, давайте обсудим некоторые конкретные моменты. Как мы и предполагали, Тирион первым из не-Старков узнает о происхождении Джона Сноу, но рассказала ему об этом не сама Дейенерис, а бывшая жена Санса, сильно повзрослевшая и поумневшая. Не успели еще остыть погребальные костры, как выжившие начали делить шкуру неубитой Серсеи и выстраивать новые альянсы. Сама Дейенерис пытается заручиться поддержкой максимального количества потенциальных сторонников — отсюда вся история с Джендри, которому пожаловали титул и замок. Дейенерис пытается купить Джона — близостью и чувствами, — но не учитывает, к сожалению, простого обстоятельства: Джон ничего не понял и ничему не научился. Для него «честь» важнее разума, и в этом смысле он совершенная копия Неда Старка. Боюсь, что разговор в этой серии Джона и Дейенерис — это самый прямой намек на грядущее открытое противостояние.

На протяжении нескольких последних сезонов поклонники обсуждали, что чем дальше, тем больше Дейенерис становится похожей на Серсею, и в четвертом эпизоде это сходство стало уже очевидно. Так же как и Серсея, Дени со смертью каждого следующего своего «ребенка» (дракона) становится все жестче и все страшнее. Как и Серсея, она перестает считаться с ценой, которой ей достанется трон. Цель окончательно стала для нее важнее средств. Казнь Мисандеи и ее предсмертные слова — это последняя капля, после которой ждать милости к городу от Дейенерис больше точно нельзя: впереди нас ждет битва, которая может оказаться куда страшнее, чем сражение с мертвыми. И это может стать тем самым последним аргументом, после которого Тирион окончательно перейдет на сторону Вариса...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
HBO
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но с точки зрения развития персонажа, ключевой сценой для Дейенерис является не разговор с Джоном, не казнь лучшей и ближайшей подруги и даже не смерть дракона, а сцена на пиру — восхищенный монолог Тормунда, рассказывающего о достижениях Джона Сноу. Это, если уж быть совсем честным, страшно несправедливый по отношению к Дейенерис монолог: она сражалась на драконах большую часть своей жизни, в то время как Джон сделал это всего лишь однажды. Это она пожертвовала большей частью своей армии, чтобы победить Короля Ночи, а вся слава достается Джону. Про гендерные вопросы в «Игре престолов» было сказано уже немало, но тут мы в очередной раз видим очень наглядную иллюстрацию того, что называется «мужским миром»: подвиг женщины остается незамеченным, в то время как подвиг мужчины восхваляется непропорционально сильно. Ближе к финалу серии именно эту тему обсудят между собой Тирион и Варис: кто будет лучше для государства — король или королева? И если Тирион полагает, что наличие члена никак не влияет на качество правления, то Варис (в этом есть особая ирония) резонно замечает: короля уважать будут больше, чем королеву. Даже если у нее есть драконы. Что особенно несправедливо, если учесть, что, по сути, главные точки силы в сериале сейчас — это именно крутые женщины. Выжившие четко поделились на три лагеря: Север во главе с Сансой, Юг во главе с Серсеей и Завоеватели во главе с Дейенерис. И что бы мы ни говорили про качественную предсказуемость финального сезона, если на престоле все-таки окажется именно Джон — это будет немного обидно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
HBO