IQOS снимает кино: Александр Цыпкин о том, как рождаются истории и кто их сегодня смотрит
IQOS снимает кино: Александр
Цыпкин о том, как рождаются истории
и кто их сегодня смотрит
лучайность способна изменить жизнь человека, а рассказанная об этом история —
объединить людей. Она может быть о большом или маленьком событии, знакомстве, влюбленности — моментах, которые есть в жизни каждого, которые вдохновляют и трогают
до глубины души. IQOS верит в силу таких моментов, поэтому запускает новый проект «Настоящие истории» для своих совершеннолетних пользователей. У каждого из них есть шанс принять участие
в создании фильма в качестве автора истории, положенной в основу сценария. Главным экспертом проекта стал писатель, сценарист и основатель проекта «Беспринцыпные чтения» Александр Цыпкин. Он будет участвовать во всех этапах проекта, начиная с отбора историй в качестве члена жюри
и заканчивая созданием сценария для съемок киноальманаха.
С
Правила жизни поговорил с Александром о настоящих историях, любви к диалогам, первом опыте режиссуры
и популярности короткометражного кино.
«НАСТОЯЩИЕ ИСТОРИИ»
В проекте «Настоящие истории» меня привлекло именно то, что жизнь — отличный сценарист. Людям нужно дать толчок, чтобы они поделились своими историями, а потом увидели их на экране или страницах книги. У меня регулярно происходят ситуации, когда люди, зная, что я писатель, рассказывают мне что-то, что мне самому бы даже не пришло в голову.
А я из этого создаю истории, которые кого-то могут развлечь, кого-то чему-то научить, а может, и все сразу. Поэтому когда предоставляется возможность поучаствовать в масштабном проекте, отказаться невозможно.
Я буду участвовать в написании сценариев для всех фильмов. У каждого будет свой режиссер, и с каждым мы выработаем схему работы. На сами съемки я обычно стараюсь не приезжать, чтобы не мешать Я человек, к сожалению, наглый, доминирующий, пытающийся везде влезть в творческий процесс, а это недопустимо. Итоговый результат в кино —
это работа режиссера. Поэтому я выскажу свои соображения, а дальше дело за кинематографистами.
Пройдет 200 лет, и кто-то посмотрит и подумает
о человеке, который был участником или автором описанной истории.
«
»
РАЗУМНЫЙ ИНДИВИДУАЛИСТ
Кто сегодня больше Александр Цыпкин? Давайте пойдем по нарастающей. В наименьшей степени я режиссер:
у меня есть лишь один опыт совместной режиссуры короткометражного фильма, который, как это ни странно, получил приз
на российском кинофестивале. Я сразу понял, что режиссура – это не мое. Эта работа требует погружения, кропотливости, концентрации, а все эти вещи мне недоступны. Так что режиссуру отметаем. Цыпкин — сценарист? Здесь у меня больше опыта, есть несколько короткометражных фильмов разной степени успешности, новелла в полнометражном фильме, сейчас еще будет два сериала. Но тут мне не хватает ремесленного навыка. В наибольшей степени я писатель, но самое правильное назвать меня автором текстов для чтения со сцены.
Несмотря на то что я всю жизнь играл в командные виды спорта, я индивидуалист, но разумный и рациональный.
Как говорится, совместный труд для общей пользы и объединяет. Вот эта схема для меня: я адекватно оцениваю свои способности и понимаю, что если мне со сценарием не поможет профессионал, получится ерунда. Я бы такого хотел
по возможности избежать.
ОХОТНИК ЗА ИСТОРИЯМИ
Свой дебютный сборник рассказов «Женщины непреклонного возраста» я составил из историй, которые сначала записывал в свой блог в социальных сетях. Будучи тогда корпоративным пиарщиком, я хотел раскрутить свои социальные сети и решил, что истории — это лучший способ. Но в итоге рассказы стали интересны читателю сами по себе. Я сразу отметил, что рассказы – универсальны, из них может получиться все. Вначале всегда есть литературный текст, потом
он может превратиться в сценарий, а после режиссер переложит историю в набор кадров. Ведь по сути фильм —
это последовательность тысяч фотографий. Мне, как автору, главное понимать, что будут снимать. Это может быть и диалог,
я их как раз обожаю, но коллеги-режиссеры научили меня, что нужно думать о том, какие действия будут происходить
на экране.
Короткий метр сегодня как никогда популярен. Посмотрите, становится все больше сериалов, у которых серии длятся не час или 40 минут, а 20. А скоро, может, мы вообще дойдем до 10. Это происходит потому, что у людей стало меньше времени.
Да и вообще его восприятие изменилось. Нам хочется охватить как можно больше. Отсюда набившее оскомину понятие «клиповое мышление». Буквально на днях мы смотрели с женой известную психологическую драму. Это долгое кино, почти
три часа. Там есть планы, которые длятся дольше, чем целый короткометражный фильм. Но главное, это психологически сложное кино. И современному зрителю на такое становится все сложнее и сложнее перестроиться. Кстати, то же сегодня происходит и с литературой. Нет, люди не перестали читать, они читают в разы больше, чем публика XX века. Просто они читают посты. Большие романы не так востребованы,
как комментарии в соцсетях.
ДРАМЕДИ-КАЧЕЛИ
Мне ближе всего жанр драмеди. И как зрителю, и как автору. Мне хочется качелей, на которых я буду взлетать
от одного состояния к другому. И в этот момент, как мне кажется, в душу проникают те чувства, которым туда сложнее всего пробиться. Зритель хохочет, раскрывает душу, а в нее влетает снаряд.
Как нащупать историю, которая вызовет те самые качели? Я и сам не всегда это понимаю. Но знаю, что в первую очередь история должна тронуть меня. По сути, я пишу для себя. Если история мне нравится и я считаю ее хорошей, то потом искренне удивляюсь, если она не заходит. Все, что я делаю, мне сразу нравится. К счастью, есть вменяемые люди, которые говорят, что получилось не так хорошо, возвращают мне текст, и я иду его переписывать. И мне снова нравится история, хоть она полностью поменялась. А в реальности какая-то история выстреливает, какая-то нет. Это сильно зависит и от того,
что происходит вокруг и какая повестка актуальна.
ЖИЗНЬ КАК ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИСТ
Лучший сценарист — это, конечно, жизнь. Это даже не обсуждается. В моих рассказах много жизненных историй. Но ты ограничен во времени, которое есть у читателя или зрителя. Поэтому приходится немного помогать жизни, делать события более концентрированными, поправлять какие-то линии. Ведь у жизни есть целая жизнь, а у фильма — полтора часа. Ты должен создать продукт, который будет востребован покупателями. Из реальной истории я делаю более насыщенную, чтобы по законам 15-минутной зарисовки не только рассказать сюжет, но и дать развитие, какой-то посыл.
Для того, чтобы принять участие в проекте «Настоящие истории», совершеннолетним пользователям IQOS достаточно рассказать историю из своей жизни: о событии, знакомстве, влюбленности. Такую, которая произошла совершенно случайно и многое изменила в жизни. Пять историй лягут в основу сценария полнометражного фильма. Какие — решит жюри проекта. Помимо Александра Цыпкина в него вошли публицист Алена Долецкая, писатель
и журналист Александр Маленков, театральный режиссер Талгат Баталов и креативный директор «Собака.ru» в России Яна Милорадовская. Выбрать лучшие истории смогут
и совершеннолетние пользователи IQOS.
Александр Маленков
писатель, журналист
Алена Долецкая
публицист
Талгат Баталов
театральный режиссер
Яна Милорадовская
креативный директор Собака.ru в России
Присылать свои истории можно до 29 апреля включительно, а на следующий день будут объявлены победители во всех номинациях. Авторы 20 лучших историй получат доступ к онлайн-курсу писательского мастерства
и приглашение на кинопремьеру. Она состоится в Санкт-Петербурге 25 июня.
Данный материал посвящен проекту, предназначенному только для совершеннолетних пользователей IQOS.
#iqosпартнерство
Не исключает риски. 18+. Только для потребителей табака, проживающих в РФ.
Текст: Настя Новикова
Дизайн и верстка: Аня Алексанина
Редактор проекта: Алена Анюхина
Менеджер проекта: Саша Тимощук