«Я очень жесткий эгоист, и я уверен, что самые честные вещи ты делаешь только сам для себя»

Основатель и идеолог Faces & Laces Дима Оскес рассказал Правила жизни о рейвах, которые проводил в 1990-е, о креативной студии, в которой старается проводить 90% своего времени, и поделился планами на будущий юбилей Faces & Laces.
T

«Я очень жесткий эгоист, и я уверен, что самые честные вещи ты делаешь только сам для себя»

Основатель и идеолог Faces & Laces Дима Оскес рассказал Правила жизни о рейвах, которые проводил в 1990-е, о креативной студии, в которой старается проводить 90% своего времени, и поделился планами на будущий юбилей Faces & Laces.

Прошлое

Так получилось что с довольно раннего возраста я оказался предоставлен самому себе. Благодаря родителям я с детства увлекался музыкой, а еще я всегда хотел свободы. Так, во второй половине девяностых, когда мне было 15 лет, я стал организовывать вечеринки и застал закат рейв-революции. Оказалось, что у меня есть организаторские таланты. Мне очень нравились вечеринки с концепциями, когда за музыкой стоит какая-то идея и мероприятие классно оформлено. Сейчас я понимаю, что именно этот опыт сформировал во мне не только желание придумать Faces & Laces, но и возможность реализовать проект такого масштаба.

Примерно в 1996 году я приобрел свои первые G-SHOCK, и они сразу стали бессменным элементом моего уличного стиля. Я человек аналогового мира, мне важно ощущать присутствие времени через часы.


В 1997–1999 годах я собирал всех своих друзей и давал им площадку для выступлений. Мы играли брейкбит, тек-степ, и хип-хоп, и регги, и даб. Это музыкальная составляющая. Еще была визуальная составляющая. Граффити я также увлекался с юности. Благодаря родителям путешествовать я начал довольно рано, из всех поездок привозил тонну фотографий, огромную часть составляли именно уличные граффити. Городская среда — мой главный источник вдохновения, моя стихия; мои фактуры — это бетон, сталь и стекло. Фактура также важна и в материалах часов, в G-SHOCK использованы высокотехнологичные металл и стекло. Фото из поездок я использовал в дизайне флаеров для наших вечеринок. Я верстал все сам, при этом верстать я вообще не умел, мои флаеры очень сильно отличались от остальных. Созданные на основе фотографий, они выглядели довольно примитивно, но это работало. У меня была своя аудитория, ребята приходили на вечеринки.

В 1999 году я с головой ушел в написание музыки (экспериментальная электроника, ню-метал) и примерно в это же время стал активно рисовать на улицах. У нас была граффити-команда, параллельно мы начали брать коммерческие заказы, и в дальнейшем мы очень хорошо этим зарабатывали. Я мог позволить себе не работать в офисе. Благодаря тому что мы делали крупные коммерческие визуальные проекты и интересовались происходящим в уличной культуре (сноубординг, скейтбординг, граффити), мы получили наш первый крупный международный контракт: французский бренд сноубордов заказал нам дизайн досок для двух русских прорайдеров. Это была первая тематическая продуктовая коллаборация.

Лет с 14 я люблю фиксировать моменты истории, документировать периоды жизни, из-за этого у меня куча фотопленок и теперь еще больше цифровых фото. Жаль, что мне не хватает времени все это разобрать и привести в порядок и каталогизировать, могла бы получиться хорошая книга про целую эпоху.

В один прекрасный день я осознал, что мне стало скучно двигаться только в одном направлении и что мне нравится синтез нескольких культур и направлений — это и музыка, и уличная культура, и мода, и субкультуры, и дизайн в целом. Мне всегда был важен феномен моды в субкультурах, субкультурная айдентика, одежда как продолжение твоих мыслей, как твое мироощущение. Я всегда обращал на это внимание, но в 2006 году увлекся этим по-настоящему. Я хотел организовать выставку, которая объединила бы разные творческие направления и разных людей: уличных художников, граффити-райтеров, графических дизайнеров и иллюстраторов, фотографов и модных дизайнеров. Это оказалось сделать не так-то просто. Москва была наполнена снобизмом, но это было очень искреннее время. Многие творческие люди хотели высказаться, а у них просто не было площадки.


Первая выставка Faces & Laces в феврале 2007 года в Московском центре искусств на Неглинной объединила этих людей. На тот момент я уже основал безымянную студию, у нас был небольшой творческий коллектив, в основном мы создавали графический дизайн и иллюстрации. Мы работали с несколькими крупными брендами, их я также пригласил принять участие в выставке. И, как ни странно, многие согласились. Для меня это было достаточно сюрреалистично, что такие крупные участники поддержат небольшой закрытый проект. Интересно то, что я задумывал выставку как разовый проект, хотел сделать крутое событие и больше к этому не возвращаться. Но... Вместо ожидаемых тысячи человек к нам пришли около пяти тысяч, все четыре дня был аншлаг, я не знал, что мне делать, люди часами стояли в очереди на вход. И все равно мне почему-то не казалось, что участники захотят эту историю продолжать. После того как мы закончили, на меня посыпались вопросы «Когда следующая выставка?».

Объясню, почему я назвал это событие выставкой. У каждого участника — своя точка зрения на культуру, которую он представляет в виде тематической экспозиции. Мы сразу ввели очень жесткие правила: в основе лежала уникальная концепция, у всех участников были довольно строгие форматы, у самой выставки — свой профиль. Начиная с четвертого года мы начали задавать выставке темы: субкультурное искусство, субкультурная кооперация, субкультурный локализм... Каждая из этих тем должна была глубже раскрыть, что происходит именно у нас в данный момент. По факту любая тематика позволяла участнику лучше сконцентрироваться на своей идее, в этом больше дисциплины. Как студия мы помогли многим из них разработать подходящий контент, стенд или программу, потому что нам небезразлично, что и как представлено на выставке и что выставка делает полезного для культуры.

Еще одной концептуальной историей для нас было пространство: мы не хотели повторяться, пять лет проводили Faces & Laces в разных местах, пока не поняли, что в закрытые помещения мы просто перестали помещаться. Так появилась площадка в Парке Горького, мы стали первым событием, которое провели в парке нового формата под руководством Сергея Капкова. Тогда мы удачно совместили выставку и опен-эйр и поняли, что это вполне наш формат. Все это время у нас был бесплатный вход, мы давали достаточную свободу участникам, трафик, конечно, увеличивался с каждым годом, но одновременно из-за этого заметно падало и качество проектов, и качество аудитории.

Мы же решили сфокусироваться именно на качестве контента, отсечь все ненужное, оставить лишь то, что действительно нам близко и что действительно полезно для культуры. Я не хотел обманывать, ни себя, ни аудиторию, ни культуру. В прошлом году мы жестко сократили проект, переехали на урбанистическую парковку ТЦ «Авиапарк» и сделали платный вход. В итоге вместе с нами переехали только те, кому выставка была искренне нужна. Я получил огромное удовольствие, это была одна из лучших выставок лет за десять как минимум. Забавно, что Аэропорт и Ходынка — мой район, я родился и вырос именно там, сейчас я здесь живу. Тем не менее мы решили вернуться к концепции смены мест, так что в следующем году выставка пройдет в новой локации.

Настоящее

Скажу честно — до пандемии я жил ровно в таком же ритме, как и во время нее. Я достаточно асоциальный человек, несмотря на то, что делаю масштабное публичное событие. На самом деле это такая банальщина — времени всегда хватает и не хватает одновременно. Но сейчас гораздо меньше спешки, меньше стресса, ты можешь уделить качественное внимание тому, что для тебя важно, провести более глубокий анализ происходящего. Индустрия пострадала очень серьезно, ведь ее основа — маленький независимый бизнес. Загадывать сложно, но я и моя команда живем с ощущением и целью, что выставка однозначно состоится, мы готовы к любому исходу. Так или иначе, мы адаптируем задачи выставки под сложившуюся ситуацию и придумаем новый формат.


Моя главная ответственность на сегодня в дополнение к выставке — это моя студия. Я люблю чувствовать себя свободным, не привязанным к определенному графику или месту, но сейчас я стараюсь проводить больше времени в студии со своими сотрудниками. Любая креативная концепция исходит в первую очередь от меня, значит, я должен быть на месте, я должен вдохновлять и быть примером. Любой коммерческий проект может быть идеологически правильным. У нас очень узкий профиль, в мире крайне мало таких агентств. Очень странно, что мы вообще тут выживаем. Поэтому я даю им информацию и образование, которое невозможно найти в интернете. Это стереотип, что в интернете есть все. Там есть многое, но главное — твой личный опыт и твоя живая экспертиза. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, мы растем: появляются новые проекты. И сейчас я хочу 90% времени проводить на работе, чтобы дома чувствовать себя как дома. Поэтому в том числе вся моя коллекция субкультурного искусства также переехала на студию.


Будущее

В России в своей нише я до сих пор могу делать то, что считаю нужным, я достаточно свободен в своих решениях. За прошедшие 15 лет мы делали какие-то нереальные вещи на Faces & Laces, в Парке Горького местами происходило что-то, что можно описать словами «панк-отлет». Это было очень смело, наивно, очень искренне, но всегда цивилизованно. Мы очень хотим в следующем году правильно отметить 15-летний юбилей Facess & Laces, все силы моей команды и мои лично направлены на подготовку события в следующем году. С помощью выставки локальная культура документируется уже 15 лет, это огромная ответственность.


Параллельно я буду развивать нашу креативную студию, заниматься музыкой, которая снова плотно вошла в мою жизнь, промышленным дизайном и дизайном одежды, в планах на следующий год несколько продуктовых коллабораций с ведущими глобальными брендами. Также буду готовить большую галерейную выставку. Как только появится возможность, я хочу снова активно путешествовать и, возможно, активно рисовать на улице. Путешествуя, я не думаю о заряде часов и сроке их работы — им достаточно поймать солнечный свет и самозарядиться. Уровень заряда и циклы всегда можно проверить в приложении.



Я до сих пор ищу новые форматы, чтобы выразить свою точку зрения. Я очень жесткий эгоист, и я уверен, что самые честные вещи ты делаешь только сам для себя. В первую очередь ты должен понравиться самому себе, я себя воспринимаю с точки зрения аудитории: если меня это полностью устраивает, это круто. А если это понравится и другим людям, это вообще замечательно.

Я всегда стремился жить глобально, общаясь на своем локальном языке. Я хочу чувствовать себя гражданином мира, и дело не в часовых поясах, а именно в скорости принятия решений. Ты работаешь на результат, ты должен быть 24 часа на связи, потому что твои партнеры находятся в абсолютно разных городах. У меня с этим нет трудностей, мои G-SHOCK легко настроить и адаптировать под любой часовой пояс в приложении G-SHOCK Connected — для этого необязательно разбираться в сложных настройках. Иногда это раздражает, с дисциплиной у меня проблемы, но главная роскошь в том, что я делаю исключительно, только то, что мне нравится и что мне комфортно. Я выстраиваю свои дедлайны, а не они меня. Если ты делаешь что-то в комфортном для тебя ритме, в этом нет фальши, а люди всегда чувствуют фальшь.

{"width»:1290,"column_width»:89,"columns_n»:12,"gutter»:20,"line»:20}
default
true
960
1290
false
false
false
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}