«Рассказать историю жестом или движением для меня проще, чем словом»: режиссер-хореограф Василий Козарь о танце как о преодолении

Современные танец и мода очень похожи: чтобы создавать нечто новаторское, необходимо знать азы, а чтобы вызывать эмоции, нужно не бояться экспериментировать. Мы попросили режиссера и художественного руководителя театра-кабаре Crave Василия Козаря продемонстрировать образы из весенней коллекции Etro. Конечно, в танце, ведь ничто не раскрывает природу (и вещей, и человека) лучше, чем движение.
T

«Рассказать историю жестом или движением
для меня проще,
чем словом»:

РЕЖИССЕР-ХОРЕОГРАФ

Василий Козарь


о танце как о преодолении

Современные танец и мода очень похожи: чтобы создавать нечто новаторское, необходимо знать азы, а чтобы вызывать эмоции, нужно не бояться экспериментировать. Мы попросили режиссера и художественного руководителя театра-кабаре Crave Василия Козаря продемонстрировать образы из весенней коллекции Etro. Конечно, в танце, ведь ничто не раскрывает природу (и вещей, и человека) лучше, чем движение.

О БРЕНДЕ

Etro — итальянская марка одежды и аксессуаров, основанная в 1968 году Джероламо (Джиммо) Этро. Корни Etro прочно вписаны в текстильную культуру, ведь Джиммо начинал именно с производства тканей. Дизайнеры итальянского дома — настоящие ремесленники, способные работать с любыми тканями и знающие самые искусные способы их обработки. Сегодня Etro чтут традиции, изобретают все новые ноу-хау и обожают эксперименты. В их весенней коллекции точно скроенные костюмы становятся верными спутниками на каждый день, а легкие шелковые рубашки или бомберы с принтами создают идеальную пару с хлопковыми брюками или шортами. В России бренд эксклюзивно представляет Bosco di Ciliegi.

В марте вам исполнится 30 лет. Для некоторых людей, с детства особенно остро чувствующих время, это много. Расскажите, пожалуйста, чем вы особенно гордитесь на уже пройденном вами пути?


Если честно, у меня еще нет осознания этой цифры. Зато есть данные когда-то самому себе обещания сделать определенные вещи до 21 года. Я немного опаздываю, лет на девять примерно. (Смеется.) Поэтому вряд ли стоит рассуждать о списке каких-то достижений, но выделю главное. На первом месте для меня моя семья — жена и дочь. Все остальное лишь следует за ними. Сменился уже третий жизненный этап: первым был небольшой город, в котором я родился, вторым — Киев и начало моей творческой деятельности, а теперь я в Москве, это новый горизонт и новые возможности, в том числе моя должность не просто хореографа, а художественного руководителя театра и режиссера.

Пальто ETRO

Бомбер, поло, брюки ETRO

Пальто, футболка, брюки ETRO

Можно ли сказать, что любовь к искусству и тягу к творческой реализации вам прививали с детства? Члены вашей семьи так или иначе связаны с музыкой, танцами или дизайном...

Не совсем так. Действительно, мама танцевала в коллективе и выступала с концертами в разных городах, а папа очень хорошо играл на аккордеоне, но когда родились дети, на это просто перестало хватать времени, поэтому родители работали по своим специальностям (мама химик, папа физик) и растили нас с сестрой. Я сам пришел к маме еще в начальной школе и попросил ее записать меня в танцевальный кружок. Нас там растягивали, ломали, больно делали — я же был маленький и деревянный, — но я все равно каждый раз возвращался. Через месяц меня оттуда выгнали со словами «ты тут единственный мальчик, мы не можем тебя оставить». Я затаил обиду, а в десятом классе пришел в коллектив, который занимался современными танцами. Если уж совсем начистоту, я пошел туда не потому, что я безумно хотел танцевать. У меня были определенные проблемы с коммуникацией с людьми. Не могу сказать, что для меня это была больная тема, скорее, просто мой путь. Я катастрофически не умел общаться. Это подтвердят и мои друзья детства, и одноклассники, и школьные учителя. Я очень хорошо слушал и слышал, но говорить у меня получалось хуже. У меня был один друг, с которым я мог нормально общаться, вся остальная коммуникация была каждый раз настоящим событием. Рассказать делом, жестом, движением было намного проще. Именно поэтому я и оказался в хореографии. Именно поэтому для меня танец — это прежде всего слово. А режиссура — бесчисленный набор возможностей рассказать историю.


Бомбер, поло ETRO

Вообще футболом, лет в 16 даже зарабатывал этим деньги. (Смеется.) Всегда играл на позиции полузащитника, это когда нужно все за всех делать. (Смеeтся.) Жизнь, кстати, в этом смысле не сильно отличается от игры в футбол — на позиции режиссера-постановщика тоже частенько приходится все за всех делать. (Смеется.)



А чем вы увлекались в детстве?


Вы говорили, что ваши школьные друзья мечтали о хороших автомобилях или карьере в экономике и юриспруденции, а вы — о творчестве. Как вы тогда себе это представляли? Совпала ли реальность с ожиданиями?

Знаете, когда ты юный, ты ничего особо не ожидаешь, у тебя нет четких представлений о том, как это может или должно быть. Именно в этом есть определенная прелесть. Ты просто существуешь, живешь, пробуешь и делаешь. После школы передо мной встал выбор: пойти на психологический или факультет туризма, но я хотел творческой реализации. Когда ты родился в городе с населением в 80 тысяч человек, ты не очень хорошо представляешь себе, что такое творческая реализация; возможно, знаешь, что такое режиссура, но хореография? Стать танцовщиком? В сознании большинства окружавших меня людей это была чуть ли не табуированная тема. Хорошо, что у меня очень мудрые родители, они сказали: «Поступишь на бюджет, мы мешать не будем», они меня поддержали. Правда, при этом мне все равно пришлось поступать еще и на экономический и психологический. (Смеется.) Вы говорите «ожидание и реальность» — когда я пришел на вступительные экзамены на психологический факультет, я увидел таких грустных закрытых людей, что подумал, что учиться с ними несколько лет будет самым настоящим мучением. На следующий день я пришел сдавать экзамен на факультет хореографии. Люди с синими волосами, люди в безумных одеждах, кого я там только не встретил. И все они были свободны. Именно таким я и хотел быть. И понял, что на психологический не вернусь.

И все же вы получили второе высшее в сфере туризма. Как это случилось?

Мои родители очень много вложили в меня, и я им за это очень благодарен. Я поступил на два факультета, второе высшее было платным, но я отучился и получил второй диплом, чтобы показать семье, как ценю то, что они всегда верили в меня и всегда меня поддерживали. Я абсолютно точно делал это не для себя, второе высшее я получал через силу, мне было неинтересно, а из-за этого тяжело. Удивительно, что сейчас я отношусь к этому по-другому. Мне все интересно, все хочется узнать, я знаю, что все знания пригодятся. А тогда это все строилось на полярных «нравится» или «не нравится». Если бы я мог выбрать второе высшее сейчас, пошел бы на режиссуру кино. Да, я вижу вокруг себя огромное количество самоучек, которые добиваются невероятных высот в своих профессиях. Но если кто-то спросит меня, поступать ли ему в университет, я всегда отвечу — да. Любое академическое образование дает тебе необходимые азы. В моем случае основы режиссуры, история балета и история костюма были очень важными дисциплинами.

Пиджак, поло ETRO

Этих людей друг от друга отличает только одно слово — лень. Когда я поступал на хореографическое отделение, я знал всего одну танцевальную связку, но мне этого хватило. При этом со мной вместе поступали талантливые люди, у них за спиной был серьезный опыт танцевальных студий, опыт в разных танцевальных стилях. Рядом с ними я казался себе неотесанным бревном. (Смеется.) И это буквально. Мое увлечение футболом и частые походы в спортзал не сделали мои мышцы эластичными, не дали мне необходимой растяжки. Мне пришлось ломать себя. Тоже буквально. Я ломал и ноги и руки, они просто не разгибались в прямые линии. Иногда я засыпал в зале в шпагате, настолько измотанным я себя чувствовал, настолько сильно мое тело меня не слушалось, оно просто немело, и я отключался. Но все это вознаграждается, когда ты приходишь сдавать свою дипломную работу и ее оценивают выше, чем работы твоих талантливых от природы однокурсников, ведь некоторые из них даже не готовились к экзаменам. Люди, которые смотрели на тебя сверху вниз, вдруг хотят с тобой общаться и сотрудничать. Дисциплина, четкость и выполнение задач — самое главное в любой профессии, даже (а возможно, и особенно) в творческой. Для меня талант — это в первую очередь труд. Я искренне верю, что не нужно бояться ошибок, нужно просто пробовать снова и снова, и обязательно получится.

В одном из интервью вы обмолвились, что когда только начинали карьеру, вам говорили, что у вас нет ни слуха, ни данных, ни таланта. В связи с этим вы высказывали очень интересную мысль, что талант для вас прежде всего труд. И что людей с данными от природы и людей, которые вкладывают время и энергию, можно легко различить с первого взгляда...

Пиджак, поло, брюки ETRO

С момента открытия Kozar Dance Theater вашу хореографию чаще всего называют глубокой, подразумевая, что вы не просто ставите танец ради движения, но в ваших постановках всегда есть и важный подтекст и понятное повествование. При этом современные хореографические постановки часто упрекают как раз в движении ради движения. Что делает подобный спектакль понятным и близким для любого зрителя?

Как я уже говорил, важнее всего для меня — рассказать историю. Я хочу, чтобы люди понимали меня без слов. В любой моей постановке главное — мысль, на нее нанизывается все остальное: хореографические и пластические движения, декорации и костюмы. Если честно, сами идеи постановок приходят по-разному. Бывает, ты просто идешь по улице и тебе прилетает сверху, это как удар, ты за одно мгновение понимаешь, какие движения должны быть и какая музыка должна их сопровождать. И ты думаешь: как такое вообще возможно? Но чаще у тебя есть задание, и ты работаешь в его рамках — часами сидишь и придумываешь лучшие решения. В обеих ситуациях важен вопрос. Если люди задают себе вопросы, они обязательно получат ответы. Жаль, что так мало людей задает себе вопрос «Почему?», ведь он самый простой...

Давайте с азов. Жанр этой постановки называется «ревю» (от фр. Revue) — это своеобразная смесь всех развлекательных театральных жанров, существующих в мире: танцевальных, цирковых, вокальных, мультимедийных и так далее. Постановка действительно 18+, но для меня это не нагота тела, а откровение мысли, открытость к восприятию происходящего на сцене. У этой постановки есть сквозная тема, но для меня она не в классическом драматическом ходе «героиня была здесь, а пришла вот сюда», для меня это прежде всего развлечение. Любой зритель волен видеть в этом любые смыслы, и это хорошо. Значит, его увлекло, зацепило, ему хватило сил и увидеть все, и попытаться это понять. Ведь развлекательный жанр редко ставит себе задачей именно мысль. Если моя постановка вызывает мысли, мне кажется, это успех. Для меня главным вызовом было сделать это шоу не пошлым. Все подобные шоу, которые я видел в разных странах, играли на паре основных приемов, мне было этого мало. Я хотел и проекции, и вокальные номера, и актеров-мужчин. У нас были долгие споры о том, как это может быть. В итоге мы пришли к соглашению. Мы не хотели повторяться, мы хотели сделать новое. Сейчас я и большая команда работаем над второй постановкой в театре Crave, деталей пока раскрывать не могу, но скажу, что это будет абсолютно новая глава книги, которую вы уже начали читать. Я давно хотел ввести в шоу элемент стендапа, можете на это рассчитывать.

Давайте же тогда перейдем к вопросу «Чего хотят женщины?» — это название вашей первой постановки в театре-кабаре Crave, которая вызывает у зрителей разные мнения. Для кого-то это эстетическое удовольствие, кто-то же видит в этом объективацию женщины не только через откровенные костюмы, но и через определенные танцевальные движения...

Помните, я говорил, что у меня были обещания самому себе? Да, одно из них было поставить шоу на Бродвее, просто оно немного трансформировалось — мы делаем Бродвей в Москве. Я впервые попал на Бродвей, будучи студентом четвертого курса института, — я стал победителем шоу «Танцуют все!» и выиграл грант на обучение в одной из лучших танцевальных школ США Broadway Dance Center. Я пробыл там два месяца, каждый день мы занимались по шесть-восемь часов. Потом я старался приезжать в Нью-Йорк минимум раз в год, чтобы посмотреть новые постановки, и не только на Бродвее, но и на экспериментальных независимых площадках. От мечты поставить свое шоу на Бродвее я перешел к планам. Знаете, я думаю: все профессионалы мира всегда наблюдают друг за другом и меня обязательно пригласят. А если нет — я просто приеду и поставлю сам. Привезти наш театр туда — тоже огромное достижение, которое точно произойдет.

Вы все еще мечтаете поставить шоу на Бродвее?

Футболка, брюки ETRO

Адреса бутиков Etro:


ГУМ, Красная площадь, 3

+7 (495) 620 3370

Петровский Пассаж, Петровка, 10

+7 (495) 624 5423

Смоленский Пассаж, Смоленская пл., 3/5

+7 (495) 916 8571

Bosco Vesna, Новый Арбат, д. 19, стр. 1

+7 (495) 789 9669

текст: Алла Алексеевская

фотограф: Яна Давыдова

ассистент фотографа: Александр Лосевский

стилист: Алексей Бородачев-Архипов

визажист: Мария Ковалева

дизайн и верстка: Анна Сбитнева

менеджер проекта: Александра Тимощук

{"width»:1290,"column_width»:89,"columns_n»:12,"gutter»:20,"line»:20}
default
true
960
1290
false
false
false
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}
[object Object]