Правила жизни Люка Бессона

Режиссер, Париж
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кино не спасет никому жизнь, это не лекарство. В лучшем случае – обезболивающее.

Мир меняют маленькие люди, не политиканы и не важные шишки. Кто обрушил Берлинскую стену? Люди на улицах. Никому и в голову не приходило, что это возможно.

Никто не заставит меня смотреть кино, если мне не хочется. Из-за этого я потерял нескольких приятелей: они снимали фильмы, которые я не хотел смотреть, – и не смотрел.

Некоторые критики не понимают, как можно одновременно любить Жан-Люка Годара и Уолта Диснея. Мне нравятся оба.

Я ложусь спать в девять вечера и просыпаюсь в 4:30. Пишу по утрам, ночью мне писать не нравится. И я люблю свою кровать.

Я не был испорчен кинематографом. У меня и телевизора до 16 лет не было. Мое творчество – это отражение мира таким, каким я его увидел.

Я люблю женщин и верю в равенство полов. Но нам редко показывают женщин сильными. Поэтому мне нравится делать это в своих фильмах.

Не могу просто поехать в Голливуд, получить солидный чек и снять фильм. Это испытание веры. Я отдаю фильму всю свою любовь и жизнь. Это выматывает. Четыре из десяти фильмов я закончил, валясь с ног от усталости, буквально лежал на земле и рыдал от изнеможения.

Не хочу, чтобы дети знали, что я курю.

Десять – хорошее число. Если у вас только 10 пуль, вы будете тщательнее выбирать цель.

Лучше остановиться раньше, чем позже.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть много режиссеров, которые постарели, им нечего сказать, но они продолжают снимать. Это грустно, потому что некоторых режиссеров, чаще всего французов, лет двадцать назад я обожал. И мне очень хочется сказать им «хватит, вам уже нечего сказать, просто бросьте это дело».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У нас неправильное представление о коммерческом и интеллектуальном артхаусном кино. Все фильмы – коммерческие.

Кино, в котором двое людей два часа беседуют на кухне, вы бы назвали эстетским. А это очень даже коммерческий фильм, потому что ничего не стоит.

На вступительных экзаменах в киношколу меня попросили назвать трех любимых режиссеров, и я, по сути, ответил неправильно. Я назвал Мартина Скорсезе, Стивена Спилберга и Милоша Формана. И мне отказали. Двадцать лет спустя эта же киношкола попросила меня прочитать лекцию. Я отказал. Потому что все, что я скажу, будет противоречить тому, чему они учат.

Я на съемочной площадке с 17 лет. Я учился снимать с нуля. Это как стекло выдувать – ты тратишь лет двадцать на то, чтобы достичь мастерства. Для меня это прикладной труд, я ремесленник. Сам готовлю каждый кадр. Потому что в фильме мне нужна гармония.

Я режиссер, я привык сам руководить процессами, спорить, кричать. И вот на съемках «Артура и минипутов» я внезапно на три года застреваю рядом с ботаником, который сидит за компьютером и шевелит мышкой. Он даже не здоровается со мной. Ему 17 лет, он понятия не имеет, кто я такой, и плевать он на меня хотел.

Я встречаю молодых ребят, у которых в глазах читается, что они хотят быть как Люк Бессон. Я так долго был недоволен собой. Я и представить не мог, что кто-то захочет жить моей жизнью.

Мне нравятся боевики, триллеры и все такое, но теперь мне нужно больше – мне нужен сюжет. Если это обычный боевик, через час я начинаю скучать, даже если он отлично снят.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый большой вызов для меня – образ злодея. Мне надоели злодеи из фантастических фильмов последних лет. Разумеется, это пришелец, он злой, он хочет все уничтожить, а герой спасает положение. И от этого шаблона сложно избавиться, потому что каждый фантастический фильм за последние десять лет, особенно фильмы Marvel и DC Comics, об этом. А мне уже не четырнадцать, я ожидаю от фильмов большего.

Живи своей жизнью, совершай ошибки – и тебе будет что сказать. Просиди всю жизнь в Голливуде, и ты будешь твердить то же самое, что и все остальные.

Иногда единственное, что волнует людей после просмотра фильма, – это куда пойти ужинать. ≠