Евгений Леонов: актер, сыгравший человечность

29 января 1994 года в возрасте 68 лет ушел из жизни актер Евгений Леонов. По просьбе «Правил жизни» Кирилл Горячок вспоминает творчество артиста, который умел сочетать в своих ролях и смех, и серьезность, а в памяти зрителя навсегда остался воплощением добра.
Евгений Леонов
РИА Новости
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Веселый чудак

Однажды ленинградский художник Михаил Беломлинский подарил Евгению Леонову иллюстрированную им книгу Толкина «Хоббит». Он изобразил главного героя Бильбо очень похожим на актера. Леонов был восхищен портретом и находил множество сходств между пухлым и низкорослым персонажем фэнтезийной истории и собой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Таким поначалу он и запомнился зрителям. Смешным и обаятельным толстяком с добрым сердцем. «Нарисовать меня нетрудно, сначала делаешь карандашом большой круг, рисуешь улыбку, и все готово», — говорил Леонов. Образ же артиста вмещал в себя психологическую глубину, которую не сразу разглядела публика, а с ней педагоги и режиссеры. Внешность долгое время не давала ему надежд на ведущие роли в театре или кино.

После войны он играл преимущественно смешных и нелепых героев на вспомогательных ролях: дворники, коки, официанты. Вплоть до середины 1950-х он был лишь мастером небольшого эпизода. Вспоминая об этом периоде карьеры, Леонов твердил, что его путь был сложен и долог, и лишь тяжелый труд и учеба привели его к новым вершинам профессии. Он стоически переживал невостребованность, маленькие победы и большие провалы. Леонов говорил, что только со стороны кажется, что его творческий путь — сплошное восхождение к славе. Дорога артиста никогда не ведет только вверх, и до конца дней Леонов мучительно рефлексировал, а что, собственно, он сыграл, не похожи ли многие его роли?

Евгений Леонов
Кадр из фильма «Полосатый рейс»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Широкий зритель увидел его впервые в «Полосатом рейсе» (1961) в роли застенчивого плута Шулейкина, которому пришлось выдавать себя за дрессировщика тигров. Эксцентризм роли был доведен Леоновым до предела, советская цензура даже закрыла глаза на его обнаженную сцену в ванной, куда пожаловал полосатый хищник. В этой картине и сложилось популярное амплуа Леонова — нелепый чудик с дрожащим голосом, неуверенный в себе, но завоевывающий симпатию зрителя своей простотой. В 1960-е годы он стал одним из главных комиков страны.

Комик или трагик?

Смех для Леонова был средством исцеления. Непосредственность многих его героев привлекала людей, он был ясен в каждом образе, их характер опознавался моментально. «Любовь к смеху не мешает развитию деловитости и серьезности», — однажды сказал актер. И в своей работе он балансировал между этими понятиями, выявлял в комедии трагедийные ноты, а в драме — юмор и простодушие. На экране он с одинаковым совершенством воплощал образ пошлого графа в «Крепостной актрисе» (1963), а через год — поломанного жизнью казака в экранизации Шолохова «Донская повесть» (1964). Сперва отправлялся на Марс и весело пел песенку о Марусе в комедии Данелии «Тридцать три», а затем показал боль целого поколения фронтовиков в картине «Белорусский вокзал» (1970).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Евгений Леонов
Кадр из фильма «Донская повесть»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Леонов мог сыграть страшного человека, как, например, его царь Креон из спектакля «Антигона» (1968) — роль, буквально шокировавшая зрителей, привыкших совсем к другому амплуа актера. Это холодный, расчетливый и внутренне опустошенный человек, в котором современные зрители, конечно, видели отголоски партийных функционеров эпохи сталинизма. Трудно представить, какой актерской работы от него требовалось, чтобы публика не рассмеялась, увидев звезду комедии с подъемом занавеса, но замерла в задумчивом ожидании.

Леонову удалось совместить смех и серьезность, сыграв двух противоположных героев, но похожих как две капли воды, в «Джентльменах удачи» (1971). Бандит по кличке «Доцент» и воспитатель детского сада Трошкин, — в них и воплотился его актерский дуализм комика и трагика. Конечно, криминальный авторитет получился у него карикатурным с этим злобным оскалом и прищуром. Однако в «Доценте» мрачная природа человека все равно ощущается. Не будет преувеличением сказать, что сверхзадачей для Леонова, его творческой судьбой было примирение этих начал — показать, что добросердечность, сочувствие к ближнему спасут мир.

Евгений Леонов
Кадр из фильма «Джентльмены удачи»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Леонов-отец

Вряд ли кто-то назвал бы Евгения Леонова интеллектуалом, ассоциировал с ним понятия тонкого ума или глубокой эрудиции. Когда критики или журналисты задавали ему заковыристые вопросы о его ролях, артист все больше тушевался, говорил о простых истинах, человечности и нравственности. Но Леонов был подлинным философом на сцене. Главная идея его творчества — любовь к человеку. Его искусство рождалось из простоты, он находил в своих печальных и смешных героях человеческие чувства, доброту. Сам он считал, что был создан для роли Санчо Пансы, которого сыграл в спектакле «Человек из Ламанчи» в 1972 году. «Я начинаю думать, что и в аду можно встретить хороших людей», — эта фраза верного товарища Дона Кихота как нельзя лучше описывает характер самого Леонова, его творческую установку.

Смотреть

И в жизни, кажется, он был воплощением добродетели, не имел никаких пороков, страшно любил своего сына Андрея. Отцовство — главная тема его позднего творчества, выразившаяся в полной мере в картине «Старший сын» (1975). Сперва кажется, что Леонов вновь играет маленького и смешного человека, кларнетиста, по ночам сочиняющего сюиту «Все люди — братья». Когда Сарафанов узнает, что ворвавшийся в его жизнь подросток Володя (Николай Караченцов) лишь прикидывался его внебрачным сыном, он находит в себе силы простить и принять его. Это история о том, что каждый человек стремится к душевному проявлению, порой незаметному, тихому. Встреча, которая должна была стать шуткой, розыгрышем, стала для Сарафанова и студента Володи испытанием нравственности, открыла в них душевные качества, о которых они не подозревали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О чем-то похожем рассказывает книга Леонова «Письма сыну» (1992), вышедшая незадолго до его смерти. В ней актер предстает, пожалуй, идеальным отцом, ищущим тепла и единодушия со своим сыном Андреем Леоновым, который решил пойти по его стопам. Народный артист с волнением относится к затее юноши, но больше всего страдает, что они не могут видеться чаще из-за бесконечных гастролей. В этой маленькой и трогательной книге Леонов описывает свою жизнь как некую миссию. Удивительно, как бешеная слава, любовь всех детей СССР к своему родному Винни-Пуху, нисколько не поколебала внутренний стержень актера, ни на мгновение не загордившегося. Он был все так же мучительно требователен к себе: «Чтобы стать художником, нужно отдать часть души своей, нужно постоянно раздавать свое сердце людям, болеть, страдать, любить в полную грудь».

**

В 1988 году он пережил клиническую смерть, и только любовь к сыну (Андрей шестнадцать дней находился рядом с ним и по совету врача звал его обратно), как он признавался, вернула его. Не прошло и двух месяцев, как Леонов вернулся на сцену Ленкома. Последней его большой работой стал спектакль «Поминальная молитва» Марка Захарова, в котором он сыграл еврея молочника Тевье из книг Шолома-Алейхема (сын Андрей также был задействован в постановке в образе писаря Феди). Спектакль шел с 1989 года, почти еженедельно Леонов возвращался к роли, не жалея сил.

Смотреть

В финале пьесы герои становятся на колени и молятся. Леонов в поздних интервью часто обращается к теме религии и веры, сожалеет, что в юности его не научили молиться. В годы развала СССР актер признавался, что не понимает, куда все движется, опасается лишь, что культура и нравственность будут разрушены волной преобразований. «Мне бы хотелось только, чтобы люди не забыли о прощении, милосердии, доброте», — говорил он в интервью Леониду Парфенову в 1992 году.

Леонов скончался вечером 29 января 1994 года, на 68-м году жизни, собираясь на спектакль. «Поминальная молитва» была для него подлинным творческим финалом, историей о прощении, сочувствии и соучастии.