История Эрже — бельгийского художника и создателя Тинтина

​​40 лет назад умер бельгийский художник и комиксист Жорж Проспер Реми, более известный как Эрже. Главный герой его комиксов — молодой и любознательный журналист Тинтин, исколесивший весь мир в компании со своим верным псом, побывавшим в космосе раньше Белки и Стрелки, Юрия Гагарина и Нила Армстронга. Комиксы о Тинтине принесли Эрже не только всемирную славу и признание, но и обвинения в коллаборационизме, расизме и оправдании колониализма. Вспоминаем его историю.
Эрже в 1979 году
Эрже в 1979 году
Marc GANTIER/Gamma-Rapho via Getty Images
Что нужно знать о бельгийском художнике Эрже
Содержание статьи
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас в мире есть три центра притяжения, три комиксные школы: американская (собственно comics), японская (манга) и франко-бельгийская. В последней комиксы носят название bande-dessinée, или BD, которое дословно можно перевести как «рисованные ленты». Франко-бельгийский (или европейский) комикс сложился в XX веке, и не последнюю роль в этом процессе сыграл Эрже, создатель техники чистой линии и Тинтина.

Жорж Проспер Реми (Эрже — это псевдоним, созданный из первых букв имени бельгийского художника, Р. Ж.) родился в 1907 году в пригороде Брюсселя. Семья Реми будто иллюстрировала две части Бельгии: мать Жоржа была фламандкой, а отец — валлоном. Основным языком мальчика был французский, язык отца, однако благодаря матери он владел также нидерландским.

Жорж начал рисовать еще в школе. Поначалу это были небольшие скетчи, но вскоре он объединяет их в сюжеты и даже пририсовывает персонажам бабблы с репликами — явление нечастое в то время.

Первые публикации Эрже получил благодаря аббату Норберу Валле, владельцу газеты «ХХ век» (Vingtième Siècle). Валле поверил в 19-летнего художника и пригласил рисовать иллюстрации, а вскоре (в 1926 году) напечатал его первую серию «Приключения Тоторо» (любые совпадения с Хаяо Миядзаки случайны). Героем был мальчик-бойскаут. Из этой истории и вырос Тинтин.

Создатель Тинтина художник Эрже
Jacques Pavlovsky/Sygma via Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

10 января 1929 года в приложении к газете, где работал Эрже, «ХХ век для детей» (Le Petit Vingtième) вышел первый комикс про молодого репортера. По-французски имя главного героя произносится с использованием носового звука — что-то близкое к «Тантан», но на другие языки, в том числе на русский, часто переводится как Тинтин. Есть несколько версий происхождения имени. По одной из них, в начале ХХ века в Европе было принято сокращать имена вроде Константин или Валентин как Тинтин. По другой, это означает «чубчик», характерный элемент прически персонажа.

Молодой неподкупный репортер, путешествующий по миру, раскрывающий преступления и ищущий сокровища, пришелся публике по душе. Истории выходили частями в газете, а впоследствии переиздавались альбомами. Поначалу Эрже делал черно-белые комиксы, которые раскрашивал уже для альбомной печати.

Тинтин в СССР

«Тинтин в Стране Советов»
«Тинтин в Стране Советов»
Alamy/Legion Media

Однако первые два альбома про Тинтина Эрже впоследствии назовет ошибками молодости. Свои путешествия комиксный репортер начинает с Советской России — альбом называется «Тинтин в Стране Советов». Эрже никогда не был в России, а тема была выбрана за него издателем, тем самым аббатом Валле, известным своими националистическими и антисемитскими взглядами. Издатель был ярым антикоммунистом во многом из-за антирелигиозной политики. Откровенная ненависть к большевикам подтолкнула Валле заказать Эрже обличающую СССР историю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Источником для фактического материала послужили записки Жозефа Дуйе, бывшего бельгийского консула в Ростове-на-Дону (Moscou sans voiles). В них отражены стереотипные представления о большевистском терроре, которые по отдельности могли существовать в реальности, но, собранные все вместе и утрированные, создают хорошо знакомое российскому читателю впечатление развесистой клюквы. Неслучайно это единственный альбом о Тинтине, который так и не вышел в цветном варианте и очень редко переиздавался. Сам Эрже впоследствии с неохотой признавал, что он не разобрался в фактаже и действовал под влиянием своего наставника (с которым, кстати, сохранил теплые дружеские связи и после опалы последнего).

По сюжету молодой репортер Тинтин вместе со своей собачкой Милу (в английском и ряде других переводов — Сноуи или Снежок) получает задание отправиться в СССР для сбора информации. Довольно быстро его вычисляет ОГПУ, и незадачливому шпиону приходится убегать от грозящих ему попеременно расстрелов и пыток. При этом он наблюдает страдания простого советского народа: голосование за большевиков на выборах под дулами пистолетов ОГПУ (буквально), раздачу хлеба в Москве голодающему населению, превращенную в трущобы столицу. Тинтин обнаруживает также хранилище богатств России, отобранное у народа, которое спрятали Ленин, Троцкий и Сталин (вместе). Для полной картины не хватает только балерины, танцующей на снегу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эрже неправильно писал русские имена, допускал фактические ошибки (описывал товары, которых никак не могло быть в СССР) и вообще довольно небрежно отнесся к своей работе. Не устраивал его самого впоследствии и довольно грубый визуальный стиль. Однако напуганные красной угрозой бельгийцы с радостью покупали для своих детей эту нехитрую пропаганду.

Обвинения в оправдании колониализма

«Тинтин в Конго»
«Тинтин в Конго»
Alamy / Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На волне успеха первой истории Валле заказал Эрже вторую, и тоже пропагандистскую. «Тинтин в Конго» выходил в 1930-1931 годах. Здесь Тинтин раскрывает схему контрабанды алмазов. Валле хотел вдохновить детей на будущую миссионерскую деятельность в Конго. Ситуация выглядит еще неприятнее с учетом того, что до 1908 года Конго принадлежала, собственно, не Бельгии, а лично королю. Поэтому колониальная политика здесь была одной из самых жестоких в регионе. (К сожалению, Конго не повезло: практически весь кобальт в мире добывается именно там, поэтому и после обретения независимости страну и ее население продолжают жестоко эксплуатировать, просто теперь это называется по-другому.)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можно себе представить, что получилось у Эрже. Темнокожие жители Конго кланяются белым господам и умоляют им помочь. Тинтин учит темнокожих детей любить Родину — Бельгию. Тинтин охотится на диких животных и убивает их. Если бы Эрже был американцем, его бы за этот альбом уже закенселили. Но Эрже был бельгийцем.

В 1946-м, воспользовавшись возможностью переиздать альбом в цвете, художник внес некоторые правки, смягчив колонизаторский характер истории. Например, урок географии Тинтина был заменен на урок математики. Однако общее изображение жителей Конго как отсталых и нуждающихся в европейском руководстве осталось. При этом даже критики истории не называют ее откровенно расистской, подчеркивая, что Эрже скорее воспроизводил взгляды на Конго, распространенные в то время среди бельгийцев, нежели хотел унизить конголезцев. В последующие годы в альбом были внесены и другие правки, что показывает изменение отношения Эрже.

«Тинтин в Америке»
«Тинтин в Америке»
Alamy / Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уже в следующей работе, «Тинтин в Америке» (1932), показаны осуждение притеснения коренных американцев, выселение их с исконных земель. И хотя в центре сюжета все еще стереотипные гангстеры и ковбои, явно прослеживается желание художника отразить сложность культурной жизни и его сочувствие угнетенному народу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тинтин как предшественник Индианы Джонса

«Тинтин и сигары фараона»
«Тинтин и сигары фараона»
Alamy / Legion Media

В 1930-х Эрже публиковал истории, которые сформировали образ Тинтина как предшественника Индианы Джонса (Спилберг в итоге снимет одну из экранизаций). В «Сигарах фараона» (1934) Тинтин и Милу путешествуют по Египту, а их противником оказывается злодей-миллиардер Растапопулос. Тинтин ищет сокровища, уходит от преследований и постепенно забывает, что он, вообще-то, репортер.

От альбома к альбому оттачивается визуальный стиль Эрже. «Голубой лотос» (1934) считают настоящим шедевром художника. История посвящена японской оккупации Маньчжурии и вдохновлена дружбой Эрже с Чаном Чунжэнем, шанхайским студентом, который на тот момент учился в Брюссельской академии искусств. Это знакомство сильно повлияло на творчество художника. Чан много рассказывал Эрже о культуре Китая, благодаря чему взгляды Эрже начали меняться. «Голубой лотос» получился пронзительной историей, осуждающей японский империализм, что предсказуемо вызвало возмущение японских представителей в Бельгии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После окончания учебы Чан вернулся в Китай. Друзья отчаянно хотели встретиться, но им помешала сначала война, а затем Культурная революция в Китае, жертвой которой стал Чунжэнь. Долгое время Эрже не знал, остался ли его друг в живых, когда, наконец, в 1981 году, они смогли встретиться — спустя полвека после расставания.

Эрже с Чаном Чунжэнем в 1981 году
Эрже с Чаном Чунжэнем в 1981 году
Keystone/Getty Images

Бельгия была оккупирована в 1939 году. Не в силах противостоять вторжению, король Леопольд III сдал страну нацистам. Теперь вся печать находилась в руках немецкой администрации. Газета «ХХ век» была закрыта. Эрже продолжил печатать Тинтина в вечерней газете Le Soir. Там вышла история «Краб с золотыми клешнями», в которой герой преследует контрабандистов в Южной Америке. Там же впервые появляется капитан Хэддок, один из главных персонажей последующих выпусков. В 1942-м выходит «Тайна единорога», а в 1943-м — «Семь хрустальных шаров».

«Тайна единорога»
«Тайна единорога»
Alamy/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1944 году Бельгию освобождают союзники, и к Эрже приходят с вопросами. Публикации в оккупационные годы были возможны только с согласия немецких властей, поэтому все, кто печатался в то время, признаются пособниками нацистов. Эрже арестовывают. В конце концов в него снимают обвинения, решив, что выпуск детских историй, хоть и с разрешения оккупантов, не делает художника коллаборационистом. Однако работать он не может: для публикации снова нужно разрешение властей. Поэтому какое-то время он занят переизданием своих черно-белых альбомов в цвете.

Эрже и его техника чистой линии

Создатель Тинтина художник Эрже
Jacques Pavlovsky/Sygma via Getty Images

В это время Эрже оттачивает свою технику чистой линии. У его рисунка все линии нарисованы чернилами одной толщины, на их пересечении образуются ячейки, которые заливаются однородным цветом. В колористике Эрже нет полутонов и цветовых переходов, лишних деталей или проработанных фонов. Даже персонажи не отбрасывают тени. Художник хотел, чтобы дети лучше воспринимали сюжет, но эта техника очень понравилась и Энди Уорхолу, который считал Эрже одним из своих главных учителей на пути создания поп-арта (наравне с Диснеем).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Приобретенное еще до войны влияние Эрже ему и помогло: Раймон Леблан, герой бельгийского Сопротивления, поклонник выпусков про Тинтина, помог выхлопотать заветное свидетельство.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эрже в последние годы жизни

Alamy / Legion Media

В 1950-х наметился тренд на отражение научных достижений в детской литературе, и в 1953 году, за восемь лет до Юрия Гагарина, Тинтин полетел в космос. В том же году он сделал большой шаг для всего человечества, опередив Нила Армстронга на 16 лет. В 1969-м Эрже посвятил Армстронгу и его команде следующий рисунок:

Egmont

Возможно, Эрже не вернулся бы к работе, если бы Тинтина не сместили с пьедестала главного франко-бельгийского комикса французы Рене Госсини и Альбер Удерзо со своим «Астериксом». Раздраженный их успехом, Эрже выпустил несколько новых альбомов, включая «Тинтин в Тибете» (1960), который сам автор любил больше всего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Тинтин в Тибете»
«Тинтин в Тибете»
Alamy / Legion Media

Эрже умер в 1983 году после продолжительной борьбы с лейкемией. При жизни автора было опубликовано 23 альбома «Приключений Тинтина». Работу над последним, «Тинтин и Альфа-Арт», он не закончил, публикация состоялась в 1986 году. Незадолго до смерти Тинтин общался со Стивеном Спилбергом — режиссер хотел экранизировать комиксы. Фильм вышел, правда, лишь в 2011 году. Анимационная 3D-картина «Приключения Тинтина: Тайна "Единорога" была снята с технологией захвата движения.

Кадр из мультфильма «Приключения Тинтина: Тайна "Единорога»
Кадр из мультфильма «Приключения Тинтина: Тайна "Единорога»
Alamy / Legion Media

Эрже — фигура противоречивая, особенно в условиях нынешней политической переоценки произведений культуры. Начав с откровенной пропаганды, он изменил свои взгляды и сумел найти собственный стиль. Эрже создал базу для франко-бельгийской школы комиксов, подарив при этом серию увлекательных приключений юным исследователям по всему миру. Для индустрии важно, что он создал прецедент — успешную серию комиксов, обкатал формат — печать в газете, потом альбом. По такому же принципу впоследствии будут выходить «Астерикс» и многие другие франко-бельгийские комиксы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Создатель Тинтина художник Эрже
Bernard CHARLON/Gamma-Rapho via Getty Images