«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве

Майский номер «Правил жизни» посвящен хулиганам, а на обложке появился озорник с рогаткой — его создал для нас художник Саша Браулов. Его маленькие добрые вышивки полюбились жителям Петербурга (художник размещает их на улице в неожиданных местах) и всем заинтересованным в стрит-арте (хотя сам он себя к стрит-артистам не относит). Мы поговорили с Сашей о происхождении его персонажей, вышивке как методе и силе доброты.
Варя Баркалова
Варя Баркалова
«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве
«Правила жизни»

С чего началась ваша работа над обложкой?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мне написали из журнала и предложили сделать обложку, показав в качестве примера одну из моих старых работ, которая участвовала в аукционе Vladey. На ней изображена «банда» малышей. Такие типичные шалопаи и хулиганы из детства. Мы часто играли в войнушку с ребятами во дворе, с братьями на даче или в деревне. Сооружали всякую технику, пистолеты делали из подручных средств или дорабатывали те игрушечные, что нам дарили взрослые. Думаю, что я запечатлел такой образ из детства, когда мы стоим компанией и ждем, пока нас сфотографируют взрослые, чтобы снова бежать играть. На предложение «Правил жизни» согласился я сразу. Мы перебрали несколько вариантов и в итоге пришли к вышивке с мальчиком, стреляющим из рогатки.

Как долго вы вышивали? Вообще, сколько времени у вас обычно уходит на работу?

Основная часть времени ушла на обсуждения. Саму работу я вышил за несколько часов.

Архив художника

Если вышивка небольшая и не изобилует мелкими деталями, то за два-три часа могу справиться. Если же вышивка детализированная, насыщенная разными цветами и крупная, то такая работа занимает на порядок больше времени.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вам понравился процесс и результат? Это ваш первый подобный опыт или уже доводилось в таких проектах участвовать?

Да, результатом я доволен. Мне нравится вышивать, и я люблю, когда работы проживают какую-то новую жизнь. Это очень подбадривает и дает стимул к созданию чего-то нового.

В 2021 году журнал Seasons предложил нам с женой выступить в качестве приглашенных редакторов и вдобавок подготовить обложку. Моя жена Нася написала несколько чудесных статей для этого выпуска, мы совместно разработали обложку, а я ее вышил. В 2023-м на страницах The Art Newspaper Russia вышло мое большое интервью, а одна из моих уличных вышивок оказалась на обложке журнала.

Архив художника

Насколько вам близка тема хулиганства? Вы себя хулиганом считаете?

В детстве я был типичным пай-мальчиком со всеми вытекающими: не прогуливал уроки, делал все домашние задания, участвовал в самодеятельности... Во взрослой жизни какие-то признаки, присущие хулигану, появились, но без жести. Здесь скорее речь про свободолюбие, озорство какое-то, решительность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По-вашему, стрит-арт по своей сути хулиганский или нет? И почему? Кстати, вас можно назвать стрит-артистом?

Стрит-арт бывает очень разным. Если это что-то несогласованное и дерзкое, то хулиганством здесь, конечно, попахивает. Но если это, к примеру, какой-то арт-объект в форме милого котика, которым все умиляются? Вопрос дискуссионный. Я не очень люблю относить себя к тем или иным субкультурам. Пусть этим займутся компетентные люди.

Про ваш медиум — вышивку: как и когда вы начали вышивать? Почему именно вышивка? Что она дает такое, что не способны дать другие техники?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первую осознанную вышивку я сделал в старшей группе детского сада. Помню, что вышивал оловянного солдатика и кошку. Работы до сих пор лежат где-то у родителей на антресолях. Активно же начал вышивать на последних курсах университета, когда встретил свою будущую жену. Для меня вышивка — наиболее удобный на данный момент инструмент выражения чувств и переживаний. Еще это универсальный инструментарий, который можно всюду брать с собой и делать работы в любой свободный момент. Для меня это весьма важный фактор. У меня есть сумка с документами и разными необходимыми мелочами — ее Нася подарила, очень удобная. Туда кладу какую-то небольшую работу, нитки, иголки, ножницы. Просто достаю в удобный момент и вышиваю.

Архив художника
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У вас много очень добрых сюжетов — есть какой-то самый любимый?

Если надо выбрать один, то пусть будет работа, на которой изображен Брюс Ли в боевой стойке с фразой «Будь сильным и добрым». Еще как-то мне написала женщина, что наткнулась на улице на одну из моих вышивок. Там была работа с каким-то подбадривающим лозунгом. Что-то вроде «Все будет хорошо» или «Держись, друг». Она увидела ее вечером, когда шла с работы, было холодно и промозгло, у нее был тяжелый день и все валилось из рук. И вот она увидела вышивку. Ее это поразило и тронуло до глубины души.

Музыка, фильмы, бытовые моменты и воспоминания из детства — а где еще вы берете идеи для работ?

Да, вы основные источники и указали. Я бы скорее упомянул про свой нынешний вектор интересов: в последнее время изучаю советское искусство 1960–1980-х годов — нонконформисты, концептуалисты, новые художники. Удивительные люди, жившие в удивительное время и делавшие удивительные вещи. Мне кажется, у нас с ними много общего. Вокруг них и их творчества часто и возникают сюжеты для новых работ. Мне нравятся Кабаковы очень. Их история жизни и работы откликаются в данный момент больше других. Постоянно навещаем их «Красный вагон», когда бываем в Главном штабе семьей.

Архив художника
Архив художника
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Расскажите про вашу серию с «памятными досками» — как она появилась и почему? Сколько уже «досок» вы создали и сколько еще хотите?

Я часто себя ловлю на мысли, когда узнаю про какую-то интересную, с моей точки зрения, личность, что мне хочется посмотреть, где она жила, что ее окружало. Часто, оказавшись в таких местах, я не вижу никаких признаков, что в том или ином месте жил вот такой-то выдающийся человек. Это как-то несправедливо. Поэтому я решил оставлять «доски», чтобы про них не забывали, а кто-то и открывал для себя новых героев. «Досок» пока не так много, штук 20, но список внушительный, я его регулярно обновляю. Первая была посвящена Борису Михайловичу Кустодиеву. Его мастерская располагалась в районе Коломны, там он и жил. В петербургской Коломне вообще жило много видных деятелей искусств. Судя по публикациям в социальных сетях, «доски» срывают не так часто — и висят они подольше. Правда, кустодиевской вот уже нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архив художника

Вы повторяете свои работы или они все в единственном экземпляре?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работы точь-в-точь никогда не повторяю. Иногда вышиваю по образу и подобию, но в итоге получается что-то совершенно новое.

Бывает ли, что работы не удаются? Что вы делаете с такими?

Такое может произойти на первоначальных этапах работы. В этом случае просто переделываю.

Какую самую большую работу вы делали? А самую маленькую?

Больших было несколько. Для Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» делал полгода работу метра 2,5 × 1,5 с детализированной вышивкой, сейчас она в коллекции «Винзавода». Есть полотнище — посвящение Маяковскому «Немножко помни меня. Целую тебя 189 раз». Оно 3 × 2 метра примерно. Сейчас в Мраморном дворце (Русский музей) выставка про собак, для которой сделал несколько работ, в том числе одну большую — 2,5 × 1,5 метра. Было еще несколько больших работ на заказ. Самую маленькую вышью для своей выставки в лесополосе района Ручьи на севере Петербурга: это будет проект с уличными работами, часть из них я уже публиковал у себя в социальных сетях. Надеюсь в ближайшие пару месяцев завершить его и показать всем желающим в формате экскурсии-моноспектакля. Больше рассказать пока не могу, чтобы сохранить интригу.

Архив художника
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что вы считаете своим главным достижением как художника? Есть ли у вас миссия, как бы пафосно ни звучало это слово?

Слушайте, миссия — это что-то, что действительно звучит пафосно. У меня ее нет. Я просто делаю, что нравится мне, моим близким, родным и еще какому-то количеству людей. Это, кстати, наверное, и есть самое главное достижение.

Какие у вас правила жизни?

Правила простые — быть сильным и добрым. И еще ничего не бояться. Не всегда получается, но как уж есть.