«Я мечтала создавать вещи, которые разбивают сердца». Хелена Тадессе — о бабушкиных уроках, вневременной моде и поиске смысла в ткани

«Правила жизни» вместе с экспертами и читателями выбрали тех, кто формирует нашу жизнь здесь и сейчас. Проект «Современники» – о творцах из самых разных индустрий, которые уже сегодня определяют каждую из них. Публикуем интервью с Хеленой Тадессе — победителем в категории «Мода». Хелена выросла в Иванове. Окончила Ивановское художественное училище и Институт текстильной индустрии и моды. С 2021 года, соединяя мотивы русской провинции и культурный код Восточной Африки, развивает бренд, специализирующийся на апсайкле и устойчивой моде. Среди тех, кто носит созданные Хеленой модели, – Сюзанна, Марк Эйдельштейн, Zivert, Елка и другие.
Редакция «Правил жизни»
Редакция «Правил жизни»
«Я мечтала создавать вещи, которые разбивают сердца». Хелена Тадессе — о бабушкиных уроках, вневременной моде и поиске смысла в ткани
«Правила жизни»

Где и в какой обстановке прошло ваше детство?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я выросла в Иваново – ситцевой столице. Едва мне исполнилось три месяца, мать привезла меня к ба, и бабушка меня воспитывала. Детство прошло с полудеревенским вайбом. Большая семья, запах старых книг, спальный район, рядом парк и река. Каждый день мы шли до школы через дикий парк, тайком срывали у соседей сирень – обожаю такую весну.

Была ли у вас в детстве мечта и осуществилась ли она?

Я мечтала создавать образы для артистов, коллекции, вещи, которые живут на грани искусства и моды. Я всегда романтизировала драму: обожала декадансные фильмы и сильные образы. Мне хотелось создавать такие вещи, которые разбивают сердца, создавать одежду и быть художником. Мечта сбылась, но, как часто бывает, реальность оказалась куда сложнее и многослойнее, чем я представляла в детстве.

Расскажите о своей первой работе – чем вы занимались?

Первые деньги я заработала на батике – росписи по шелку. Это было панно; кропотливая работа, в ходе которой ткань превращалась в картину. Мне всегда было интересно не просто рисовать, а видеть, как рисунок становится частью материи, а материя – будущей одеждой. Потом делала кукол для спектаклей, декоративные элементы.

Как вы поняли, чем хотите заниматься в жизни?

Недавно я нашла свой детский рисунок из третьего класса – олень с идеальными пропорциями – и подумала: «Сейчас я так уже не нарисую». Позже мы с бабушкой шили платье для куклы из ситца и красного кружева. Платье получилось скандально откровенное, но именно тогда я поняла, что создавать одежду мне нравится. К тому же бабушка поддержала: «Это твое». И с тех пор я в деле!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кого можете назвать своими учителями и чему именно они вас научили (не обязательно в работе)?

Как вы уже могли догадаться, мой главный учитель – ба. Она научила непоколебимой вере в себя и трудолюбию – работать, даже если нет условий. До 45 лет она профессионально занималась спортом, до 80 – физкультурой. Иногда приезжаю к ней и думаю: ей почти 80, а энергии больше, чем у меня в 27.

Были и другие важные для меня преподаватели: Татьяна Преображенская – в театре моды, Максимова – в вузе. Они учили меня рисовать, собирать коллекции. Нужно упомянуть и Вячеслава Зайцева – он курировал конкурсы, в которых я участвовала ребенком. Для меня было дико: он стоит передо мной и вручает диплом за мои смешные первые шаги в моде.

Какими профессиональными достижениями вы гордитесь больше всего?

У меня нет одного главного, я люблю все проекты, которые делала, но особенно – работу с певицей Сюзанной: у нас была настоящая синергия. Если честно, мое главное достижение – в том, что я до сих пор в мире моды и продолжаю этим заниматься.Главное, что вам удалось сделать за прошедший год?

В 2024 году я выпустила коллекцию Ottepel’ в Нижнем Новгороде, потом собрала вещи и переехала в Москву. Это было, наверное, самое важное – я изменила всю свою жизнь и продолжила проекты уже в столице. В том числе – коллаборацию с Сюзанной.

Расскажите о ваших планах на следующий год.

Хочу вернуться в предметность и искусство, выйти в выставочное пространство, попробовать галерейный формат. Я даже подалась на арт-резиденцию. Плюс продолжу работать с брендами и, конечно же, буду зарабатывать больше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что самое важное в вашей профессии и что в ней вас раздражает?

Одежда меняет человека – это, пожалуй, самое важное. Ты надеваешь кусок ткани и вдруг становишься другой версией себя, можешь примерить роль или, наоборот, наконец-то быть собой. Это простая и магическая трансформация. А раздражает – перенасыщенность рынка всяким хламом. Слишком много ресурсов уходит в уродский массовый продукт.

Если бы вы могли по щелчку пальцев изменить в индустрии одну вещь, что бы это было?

Я бы замедлила гонку. Мне нравятся вневременные вещи, а сейчас все работают на скорости, делают копии копий. Хочется вернуть ценность ручного труда, возродить народные промыслы, но чтобы это было как у Prada – в связке с тем, что сейчас модно.

У вас есть профессиональная мечта, которую вы еще не реализовали?

Их полно, и с каждым годом становится только больше: я хочу снять фешен-фильм, сделать выставку, выйти на международный рынок и поработать с артистами за рубежом.

Есть ли в вашей отрасли человек, с которым вы хотели бы поработать?

Однозначного ответа нет – для меня важнее синергия. Это может быть артист, актер или музыкант – кто угодно, лишь бы совпали энергия и взгляд на образ.Расскажите о ваших источниках вдохновения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Раньше я вдохновлялась исключительно модным визуалом: показы, архивы, культовые коллекции. Сейчас больше цепляют путешествия по провинции: ты приезжаешь в город, смотришь на архитектуру, слушаешь истории людей, которые там жили, и это работает сильнее любой «актуалочки». И, конечно, кино. Я обожаю авторское и странное: Линч, «Шоссе в никуда», хорроры, триллеры – все с мистическим вайбом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как вы отдыхаете от работы?

Мой отдых – это отели. Снять номер с видом, лечь в постель и никуда не спешить. В такие моменты я наконец-то добираюсь до книг и фильмов, на которые не успеваю выделить время в рутине повседневности. По сути, это наполнение: я отдыхаю, но все равно впитываю визуальный и культурный контент, который потом возвращается в работу.

Назовите книгу, фильм и музыкальное произведение, которые с вами всегда, и почему именно они?

Книга – «Зов запахов» Рёко Секигути. Фильмы – от Бергмана («Персона») и Параджанова («Цвет граната») до «Любовного настроения», «Сумерек» и даже сериала «Клон». Люблю триллеры и слезливые мелодрамы 1990-х.

Музыка – у меня, честно говоря, нет своего плейлиста. «Алиса» сама подбирает. Например, прямо сейчас звучат ранние альбомы Севдализы и музыка композитора Збигнева Прайснера.

Есть ли у вас места силы, куда вы идете (едете), чтобы зарядиться энергией или перезарядить батарейки?

Да, это бабушкин дом в Иванове, моя комната с видом на старые липы, ветки которых летом касаются подоконника.

Самая желанная материальная вещь, которую вы смогли себе позволить благодаря работе?

Честно говоря, у меня нет особого желания обладать вещами. Мечтаю покупать предметы искусства и дизайнерскую мебель, но пока живу на съемной квартире, больших материальных трофеев нет. Если что-то и могу назвать, то это путешествия по странам и городам.

По какой вашей вещи через тысячу лет археологи будущего поймут, что это именно вы?

Они найдут мой пиджак с вырезами на груди, обрамленными ивановскими ситцами, и скажут: «It’s so sexy».

Главное правило вашей жизни?

Трансформировать все, к чему прикасаюсь – вещи, истории, опыт, – в образы, которые обнажают суть и вдохновляют.