Автор детективов и фэнтези Майк Омер отвечает на 10 вопросов

Американский писатель израильского происхождения долгое время занимался разработкой игр и был гендиректором компании Loadingames, но в итоге решил конструировать миры и управлять персонажами не на экране, а на бумаге и сосредоточился на криминальных триллерах. В 2018 году вышел бестселлер Омера «Внутри убийцы» о женщине-профайлере, а в конце 2022-го — «Тринадцатая карта» о загадочном убийстве ведуньи. Ее можно прочитать и послушать эксклюзивно в книжном сервисе «Литрес». Мы решили выведать у Омера формулу ироничного детектива.
Майк Омер, книги
Правила Жизни
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вспомните первый детектив, который вы прочитали, и который вас поразил.

«Ноктюрн» Эда Макбейна. Прочитав его, я впервые увидел, что детективная история может быть современной и не лишенной юмора. Это поразило меня, и по сей день он — один из моих любимых авторов.

Есть мнение, что хороший детектив — всего лишь формула. Так ли это? Нужно ли что-то добавлять к этой формуле?

Формула, конечно, существует, но на ней одной далеко не уедешь. Чтобы написать действительно увлекательную детективную историю, вы должны думать как читатель. То есть делать каждую главу такой, чтобы вам самому захотелось побыстрее начать следующую. Там может быть тайна, или напряженная ситуация, которая еще не разрешена, или дразнящий кульминационный момент.

Вам также следует помнить всех подозреваемых в преступлении персонажей и делать так, чтобы читатель сосредотачивался не на настоящем убийце. Когда я пишу, рассуждаю так: «В главе 17 большинство читателей предполагают, что убийца — X. Более проницательные и опытные читатели, заметившие подсказку, которую я подбросил, думают, что убийца — Y. Но убийца на самом деле Z, и я замаскировал улики настолько, что 99% читателей даже не догадаются».

Какие ошибки допускают начинающие писатели? Какой совет вы можете им дать?

Они сильно сосредотачиваются на сюжете. Но книга никогда не будет увлекательной только из-за фабулы. Уделяйте больше внимания характерам персонажей, их взаимоотношениям и общему окружению. Сюжет — это всего лишь клей, который удерживает компоненты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Ноктюрн», Эд Макбейн
Правида Жизни

Что может испугать лично вас — в тексте, на экране или просто в жизни?

Когда дети страдают, становятся жертвами преступлений. Хотя да, сам часто помещаю детей в центр детективной истории.

Как вы относитесь к экранизациям? Считаете ли, что книга всегда лучше, чем кино?

Это совершенно разные вещи. Фильм может стать лучше книги, но чаще всего их трудно сравнивать. Кроме того, хорошая книга в некоторой степени субъективна — впечатления от прочтения у разных читателей сильно отличаются в зависимости от того, как они визуализируют происходящее. Фильм — более «устойчивый»‎ и неизменный опыт.

Что точно нужно учитывать и чего точно нельзя делать, чтобы фэнтези получилось хорошим?

Идеального фэнтезийного сюжета не существует, потому что жанру фэнтези нужны хорошие персонажи. Любой читатель, который знаком с Робин Хобб или Джо Аберкромби, сможет подтвердить это. До тех пор, пока ставки на персонажей высоки, пока они интересны и понятны, любой сюжет может сработать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если бы вы могли всю жизнь читать только три книги, какие книги вы бы выбрали и почему?

Ужасные ограничивающие условия! Я бы прочитал три очень посредственные книги, чтобы никогда не возвращаться к ним. И тогда сказал бы: «Пфф, книги! Я пробовал читать, чтение переоценено».

Но если вы спрашиваете о трех моих любимых произведениях, то это «Тай-Пэн» Джеймса Клавелла, «Лед» Эда Макбейна и «Сага о кораблях» Робин Хобб».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Тай Пэн» Джеймса Клавелла, «Лед» Эда Макбейна и «Сага о кораблях» Робин Хобб».  
Правила Жизни

Вы склонны к прокрастинации? Как справляетесь с ней? Или с чувством, что вы исписались?

Конечно. Справляюсь, выполняя небольшие цели по количеству написанных слов — 1800 слов в день, в общей сложности 9000 слов в неделю. Это выполнимо, я стараюсь достигать такого результата почти каждую неделю. Также делаю перерывы между книгами, потому что заметил, что перегораю, если пишу несколько историй подряд.

Вас когда-нибудь разочаровывала книга? Расскажите о ней.

О, да, и довольно часто. Плохие книги не разочаровывают, потому что ты быстро замечаешь, что не стоит читать дальше. А вот произведения, написанные хорошим языком, могут раздосадовать на полпути или даже под конец чтения. Сам этот факт невероятно разочаровывает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Книга, о которой жалеете, что ее написали не вы?

Абсолютно любая действительно хорошая книга. Лучшее, что я могу сделать, — писать произведения, достаточно качественные, чтобы быть конкурентоспособным.

Справка о писателе.