Муза нас связала: кем были любимые женщины писателей, художников и музыкантов

11 ноября 1891 года родилась бессменная муза Владимира Маяковского Лиля Брик. Максим Мамлыга вспомнил биографии еще троих фам фаталь от искусства.
Муза нас связала: кем были любимые женщины писателей, художников и музыкантов
«Правила жизни»

Лиля Брик

«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для большинства фигура Лили Брик навсегда и намертво связана с именем Владимира Маяковского. Стихотворение «Лиличка!», неоднократно положенное на музыку, бесконечно повторяющееся «люблю» в подаренном кольце (оно же — ЛЮБ, Лиля Юрьевна Брик), совместная пропагандистская работа над «Окнами РОСТА» и целый букет любовных терзаний, исканий, метаний.

Однако она имела куда большее значение для современников, чем спутница и муза поэта. Брик держала литературный салон (где в 1930-е нередко появлялись чекисты), была причастна к интригам в культуре и политике, покровительствовала и помогала писателям, поэтам, актерам, режиссерам, художникам, в том числе сыграла решающую роль в освобождении из заключения режиссера Сергея Параджанова. Список тех, с кем она дружила, состоит из таких имен, которые сложно в другом месте: Майя Плисецкая и Ив Сен-Лоран, Наталья Гончарова и Марк Шагал, Виктор Соснора и Николай Черкасов, Андрей Вознесенский и Всеволод Мейерхольд — можно продолжать и дальше. При этом Брик была настоящей роковой женщиной, которая восприняла эмансипацию женщин как возможность личной, любовной и сексуальной свободы. Поэтому среди тех, с кем она была предельно близка, есть не только Владимир Маяковский, не только муж, литературовед и теоретик авангарда Осип Брик, но и военачальник Виталий Примаков, и исследователь творчества Маяковского Василий Катанян, и режиссер Лев Кулешов, и другие — и каждому она запоминалась навсегда, на каждого из них повлияла. Она была красивой, эффектной женщиной и знала это про себя, наслаждалась этим.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В честь дня рождения Лили Брик мы рассказываем о ее современницах, которых также можно назвать роковыми: каждая из них сыграла судьбоносную роль в истории культуры.

«Правила жизни»

Лу Андреас-Саломе

«Правила жизни»

Лу родилась в дворянской семье в Санкт-Петербурге в год отмены крепостного права. В отличие от многих девушек своего времени, она не стремилась к замужеству, мечтала об образовании и, так как в Российской империи тогда не могла получить желаемого, уехала учиться в Цюрих. С этого начинается европейская Одиссея — в Риме Лу знакомится с философом Паулем Рэ, который, в свою очередь, представляет ее Фридриху Ницше, а тот мгновенно очаровывается. Доподлинно неизвестно, какова была природа их отношений, но очевидно, что Ницше опирался на их общение, в том числе в иконическом произведении «Так говорил Заратустра».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме Ницше, Саломе, вышедшая замуж, только когда очередной жених угрожал покончить жизнь самоубийством (что он и сделал спустя 43 года их брака, в котором, согласно договоренности, между ними никогда не было секса), состояла в интимных отношениях с писателем Франком Ведекиндом, Райнером Марией Рильке (которому она порекомендовала сменить имя Рене), основателем психоанализа и ее учителем Зигмундом Фрейдом. Ее друзья и собеседники — весь европейский свет рубежа веков: Вагнер и Толстой, Ибсен и Тургенев, именно поэтому она станет одной из ключевых героинь книги Флориана Иллиеса «1913. Лето целого века». Один из ее секретов — безупречная интеллектуальность. Лу всю жизнь пишет, не столько воспоминания, сколько философские и психоаналитические статьи, она успешна и уважаема как профессионал, ее книга «Эротика» переиздается до сих пор.

Она умрет своей смертью, не оправившись после операции, в 1937 году в нацистской Германии, где на нее писала доносы невзлюбившая ее с самого начала сестра Ницше. Сразу после этого ее библиотеку сожгут зачарованные идеями и речами Гитлера молодые люди.

Что читать:

  • Лу Андреас-Саломе, «Эротика»
  • Лу Андреас-Саломе, «Мой Ницше. Мой Фрейд»
  • Александр Бродников, «Жизнь и творчество Лу Андреас-Саломе»

Альма Малер

«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Альма Шиндлер родилась в семье знаменитого художника-пейзажиста, которому благоволил сам кронпринц Рудольф, наследник, которому так и не придется править. Его отец, Франц Иосиф, высидит на троне 68 лет и переживет и сына, и племянника, так и не увидев, как его империя рассыпется. С самого начала она живет среди культурной элиты императорской Вены, пуританской на публике, сексуально изощренной за закрытыми дверями. Вырастая, она решает заняться музыкой и берет уроки композиции у Йозефа Лабора. Пожалуй, музыка останется главной любовью всей ее жизни — от нее она не уйдет никогда.

Еще до первого брака Альма наслаждается жизнью и закручивает несколько романов. Самый знаменитый из партнеров — Густав Климт, известный неуемной страстью (после его смерти несколько десятков женщин подали иски о признании отцовства). Роман закончится ничем, но вплоть до его смерти они останутся друзьями. Вскоре она выходит за композитора Густава Малера, абсолютную звезду Вены того времени. Альма устраивает салон, где бывают лучшие умы и таланты со всей Австро-Венгрии, знакомится с главными композиторами эпохи, наслаждается вниманием и славой. Но такая жизнь ей быстро наскучивает, и еще до скорой смерти своего мужа в 1911 году она заводит роман с архитектором Вальтером Гропиусом, будущим директором школы Баухаус, чуть позже — с художником Оскаром Кокошкой, он будет мечтать написать картину, которая ей понравится. Замуж повторно она выйдет все-таки за первого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гропиус станет единственным мужем, которого она не переживет: он умрет в 1969 году, Альма — в 1964-м. Она разведется с ним и выйдет замуж за поэта и писателя, друга Франца Кафки, Франца Верфеля, вместе с которым сбежит из Австрии после аншлюса. Оказавшись в Америке, Альма снова станет хозяйкой салона, куда будут заглядывать Игорь Стравинский и Томас Манн, и до конца своей жизни будет не только оберегать наследие Малера, но и помогать советами и связями молодым и уже зрелым композиторам, среди которых будут и Леонард Бернстайн, и Бенджамин Бриттен. Она была знакома, кажется, со всеми звездами мировой музыки, и многие из них посвятили ей произведения.

Что читать:

  • Сьюзен Кигэн, «Невеста ветра. Жизнь и время Альмы Малер-Верфель»
  • Флориан Иллиес, «1913. Лето целого века»
  • Альма Малер-Верфель, «Моя жизнь» (не переведена на русский язык)
«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мария Закревская-Будберг

«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мария Закревская родилась в 1892 году, на год позже Лили Брик, в семье юриста — помещика и сенатора. Она с детства прекрасно владела иностранными языками, получила хорошее воспитание и шифр фрейлины императрицы, но не блистала при дворе: она вышла замуж за молодого дипломата Бенкендорфа, владевшего имением в Эстонии, и отправилась с ним в Берлин.

Ее жизнь перестает быть скучной вместе с революцией. Муж отправится присмотреть за имением (где его вскоре убьют при невыясненных обстоятельствах — то ли крестьяне, то ли солдаты), а она, заботясь о матери, останется в Петрограде. Мария возобновляет общение с британским вице-консулом и писателем Робертом Локкартом, с которым познакомилась еще в Берлине, закручивает с ним лихой роман. Локкарт посвящает ее во все свои планы, и она оказывается в центре «Заговора трех послов», благодаря которому, по версии контрразведки, представители Франции, Британии и США планировали свергнуть правительство большевиков. Заговор разоблачают, Локкарта арестовывают, но Закревская очаровывает заместителя Дзержинского Якоба Петерса — Локкарта освобождают, а сама Закревская избегает всякой ответственности. В поисках работы она обращается к Корнею Чуковскому, основавшему издательство «Всемирная литература», и он устраивает ее секретарем, где она знакомится с Максимом Горьким, вместе с которым вскоре уедет за границу.

Не существует подлинных документальных подтверждений, но пребывание Закревской за границей было интересом разведок всех стран, где она бывала: ее называют то ли двойным, то ли тройным агентом, разные источники обвиняют ее в сотрудничестве с британской, германской, советской разведкой, некоторые называют ее русской Матой Хари. В качестве гражданской жены и секретаря Горького она познакомилась со всеми именами мировой культуры, с кем был знаком он, — и осталась в ней хотя бы тем, что именно ей он посвятил «Клима Самгина». После отъезда Горького в СССР, к которому она, судя по всему, приложила руку, Закревская закручивает фантастический по интенсивности роман с самим Гербертом Уэллсом и становится желанной гостьей в лондонских культурных кругах, но окончательно расстается с ним спустя много лет — из-за его настойчивых, неотступных предложений выйти за него замуж. Все современники сходятся в том, что Закревская пользовалась близкими отношениями для достижения своих целей, но расходятся в том, какими именно были эти цели. Вплоть до своей смерти она притягивала внимание, и первая ее биография, написанная Ниной Берберовой, выйдет всего через шесть лет после кончины Закревской в 1974 году.

Что читать:

  • Нина Берберова, «Железная женщина»
  • Дебора Макдональд, Джереми Дронфилд, «Очень опасная женщина. Из Москвы в Лондон с любовью, ложью и коварством: биография шпионки, влюблявшей в себя гениев»
  • «А. М. Горький и М. И. Будберг. Переписка. 1920–1936 гг.»