Издательство: Альпина Проза
Как современная проза говорит о труде: 7 романов из новой волны русскоязычной литературы

«Кластер», Дмитрий Захаров

Дмитрий Захаров, много лет проработавший журналистом, умеет одну важную вещь — в своих романах он может описать многоуровневую структуру как нечто живое, дышащее: как, условно, если бы биолог описывал устройство муравейника, понимая какую роль в нем играет каждый муравей, чтобы рассказать, как функционирует целое. А если проще — Захаров умеет рассказывать истории о социальных системах, будь то политические структуры, или — корпоративные. «Кластер» — роман с ярким фантастическим элементом, заставляющий вспомнить начало 2010-х годов. В нем, три конкурирующих компании поселились в одном кластере, пытаясь на больших деньгах решить одну и ту же задачу, которая с высокой степенью вероятности нерешаема. Каждый из тех, кто оказался в кластере, сталкивается со своими моральными диллемами и должен делать зачастую неприятные выборы — и это сразу же проявляется в довольно жутком виде: как побочный эффект экспериментов, по кластеру начинают бродить ожившие игрушки, которые напоминают людям о том, о чем им не хотелось бы вспоминать.
«Я обязательно уволюсь», Маша Гаврилова
Издательство: Popcorn Books

Короткие смешные видео о разнице между отношением к работе у миллениалов и зумеров заполонили интернет — и это неудивительно. То, что являлось нормой трудовой этики еще совсем недавно, сейчас подвергается критике и пересмотру — свободный график вместо обязательного офиса, ворк-лайф-бэленс вместо 24/7 на связи, работодатель больше заинтересованный в работнике, нежели наоборот. Эта повесть вышла в еще в 2024 году и удачно фиксирует недавнее время: главная героиня, увольняясь с первой работы из-за токсичной непредсказуемой начальницы, любящей прикрикнуть на сотрудников, пускается в путь, в поисках лучших трудовых условий, пытаясь найти то соотношение труда и смысла, которое ей будет комфортно, при этом попутно стараясь понять, что она хочет от отношений, любви и дружбы. Эта книга написана современным языком, уже после психотерапевтического поворота, так что можно сказать, что она вполне может помочь человеку, оказавшемуся в схожих обстоятельствах, отрефлексировать свои чувства.
«Голод», Светлана Павлова
Издательство: Редакция Елены Шубиной

У романа Светланы Павловой есть несколько тем, которые могут заинтересовать читателя. Это и расстройство пищевого поведения (зависимость, восприятие своего тела, двойная жизнь), это и семейные отношения (взросление, поддержка/отсутствие поддержки, отчуждение), и тема отношений и любви (секс/любовь, необходимость подтверждения своей значимости извне, взаимное принятие). Однако немалая часть текста посвящена работе героини, работе высокой степени бессмысленности. Это, наверное, самая миллениальская часть романа — молодая девушка упахивается, трудясь копирайтером в креативном агентстве, слепо поклоняется начальнице (клубок обожания, зависти и ненависти), терпит ненормированный рабочий день, при этом, не видит уверенности в завтрашнем дне и считает токсичность окружающей обстановки — нормой. Для того, чтобы наладить жизнь, вырваться из порочного круга, героине придется разобраться и с работой тоже — и здесь ей придется повести себя решительно и дерзко.
«Дислексия», Светлана Олонцева
Издательство: NoAge и «Есть смысл»

Наряду с профессиями чиновника и врача, профессия учителя, и педагога в целом имеет очень глубокие корни в русскоязычной литературе, которые сквозь советскую эпоху (Макаренко, Платонов, Вигдорова, Распутин, Гайдар, Кассиль и многие, многие другие), уходят в дореволюционное время. Тема не исчерпана — учителя становились героями Алексея Иванова и Майи Кучерской, Марины Аромштам и Елены Чижовой, а теперь они живут в прозе «тридцатилетних». Можно сказать, что самые известные романы здесь — «Часть картины» Аси Володиной и «Дислексия» Светланы Олонцевой. При этом, если первый — подчеркнуто фикшен, с жанровым уклоном, второй — очень личная книга, в которой многое взято из собственной биографии. Ее главная героиня отправляется в маленький город по популярной программе, она берет с собой несколько колониальные взгляды и романтические иллюзии. Столкновение с реальной жизнью, реальные дети и реальные коллеги, приводят к исчезновению этого багажа — и поиску уже нового этапа в жизни.
«Отдел», Алексей Сальников
Издательство: LiveBook

Алексей Сальников, несмотря на то, что стал известен широкой публике совсем недавно, в 2017 году, благодаря своим романам «Петровы в гриппе и вокруг него», «Опосредованно», «Оккультрегер», книжному сериалу «Когната», стал вполне себе «современным классиком», если это понимать как обозначение общепризнанной ценности его произведений, их значимости для критиков, исследователей и пишущих современников. При этом, «Отдел», написанный раньше «Петровых», еще не прочитан так же внимательно и хорошо. С одной стороны, эта книга наследует Францу Кафке и советскому модернизму (Платонов, Замятин), с другой — вдохновлена культурой российского сериала девяностых, нулевых и десятых, где главные герои — силовики, мечущиеся между бытовыми вопросами и расследованием преступлений. Наш главный герой — совсем недавно работал в спецслужбах, и тут устраивается в таинственный «отдел», расположенный в бывшей (?) котельной. Он еще не знает, какие ужасы там его ждут, на какие моральные вопросы ему предстоит отвечать и, конечно, есть ли у этой страшной, фантасмагорической работы какая-либо цель.
«Свечи Апокалипсиса», Татьяна Замировская
Издательство: Редакция Елены Шубиной

Замировская — одна из самых известных белорусских русскоязычных писательниц, написавшая роман-трактат «Смерти.net», мастерица короткого рассказа и — создательница необычного блога. Именно он лег в основу этой книги и дал ей название. В середине десятых Замировская отправилась из Минска учиться в Нью-Йорк и так там и осталась. Жизнь в городе не из дешевых, была нужна работа — и писательница почти случайным образом устраивается в бутик очень-очень дорогих свечей, и почти сразу начинает вести заметки — которые теперь складываются перед нами в единое полотно. В этой книге очень много юмора, персонажи нью-йоркской богемы, постижение новой жизни — но еще, за мелкими бытовыми ситуациями, мы слышим разговор о классовом разрыве, об образовании и квалифицированности, о парадоксах капитализма. «Свечи апокалипсиса», помимо прочего, как будто перекидывают мостик между миллениальскими полями двух континентов — и оттого читать их еще интересней.
«Восьмидесятый градус», Елена Попова
Издательство: Альпина Проза

Одно из важных свойств производственных романов, то есть тех, где значительную роль играет профессия и работа главного героя, является то, как они фиксируют социальные изменения. В этом автобиографическом романе, героиня — морской геолог. В определенный момент жизни, обстоятельства складываются так, что она решается оставить родной научно-исследовательский институт и отправиться в большую экспедицию в Арктику, в которой она лучше узнает себя, может хорошенько обдумать всю свою жизнь, лучше понять, что для нее ценно и дорого, в общем, посмотреть из новой перспективы на «большую землю» и свое место на ней. Параллельно мы не только узнаем о ее труде, но и понимаем, что так или иначе она сталкивается с целым рядом стереотипов в духе «женщинам тут не место», с которыми будет бороться словом и делом с разной степенью успешности. В этой книге от арктических книг двадцатого века сквозит та самая тоска по «настоящей жизни» и настоящей работе, которая проявляет лучшее и худшее в людях.